Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:44, контрольная работа
Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.
Двигательная функция человека формируется под влиянием биологических и педагогических факторов. Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, и его влияние на двигательную функцию подчиняется закономерностям возрастного развития.
1. Характеристика возрастных особенностей лиц, занимающихся основной гимнастикой и особенности подбора гимнастических упражнений для них. Особенности методики проведения занятий основной гимнастикой с различными контингентами………………………………………………….стр.3
Методика занятий гимнастикой в школе…………………………..стр.3-7
Младший школьный возраст (7 – 9 лет)…………………………....стр.7-8
Средний школьный возраст (10 – 14 лет)………………………...стр.8-15
Старший школьный возраст (15 – 17 лет)……………………стр.15--16
Методика проведения занятий с женщинами…………………...стр.17-21
Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………...стр.21
Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………………...стр.21-22
Содержание и формы занятий среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………………...стр.23-27
2. Составление и запись комбинаций упражнений на двух видах гимнастического многоборья на выбор студента…………………………стр.28
3. Техника выполнения и методика обучения одному из гимнастических упражнений на выбор студента………………………………………....стр.29-30
Список литературы………………………………………………………….стр.31
Изучаемые упражнения в каждом уроке необходимо повторять 6—8 раз. Они усваиваются быстрее, если дети повторяют их по 2— 3 раза за один подход. Основное методическое положение в обучении детей этого возраста— изучение материала в строгой методической последовательности. Учебный материал должен усваиваться небольшими частями, последовательно, начиная с самых простых и легких форм.
Умению оценивать действия в пространстве, во времени и по силе необходимо обучать детей при формировании у них различных двигательных навыков. Например, при обучении ходьбе и бегу нужно научить детей ходить и бегать с разной длиной и частотой шагов. Для этого необходимо предлагать детям ходить и бегать по разметкам, расположенным на различном расстоянии. Регулярное выполнение заданий в ходьбе и беге по разметкам дает возможность детям научиться управлять длиной шага, а с помощью бега с. различной частотой шагов по тем же разметкам — овладеть скоростью движений.
Обучая метанию, нужно давать задания бросать мяч на различные расстояния, определять расстояние, на которое брошен мяч, а также вес бросаемого предмета, бросать на одно и то же расстояние предметы разного веса.
Дети должны научиться также технике лазанья и уметь определять скорость лазанья.
Следует учитывать склонность девочек этого возраста к танцевальным движениям, которые должны применяться для укрепления мышц ног, туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Важно планировать учебный материал постепенно и так, чтобы начальное обучение какому-либо двигательному действию повторялось на каждом занятии до тех пор, пока не будет освоена хотя бы его простейшая форма.
Обучение двигательным действиям детей среднего школьного возраста имеет свои особенности. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания и характеризуется увеличением средних годичных прибавок роста и веса тела. Быстрый рост тела в длину вызывает вытягивание мышц, сухожилий, нервных путей, кровеносных сосудов. Вследствие этого и ряда других факторов, связанных с действиями гормонов желез внутренней секреции, движения подростков на некоторое время становятся менее точными и менее координированными. Как правило, у таких подростков нарушается осанка. Особенно это заметно у быстро растущих детей и нерегулярно занимающихся физическими упражнениями. Подростки (мальчики) обычно стремятся к самостоятельности, хотят быстрее стать сильными, ловкими, смелыми и, подражая взрослым, преувеличивают свои возможности. Они стремятся быстрее сделать упражнение и мало обращают внимания на детали техники. Это объясняется психологическими особенностями подростков, а также особенностями формирования двигательных навыков у детей этого возраста.
Если при обучении сравнительно легким двигательным действиям первая фаза формирования навыка проходит значительно быстрее последующих, то при обучении более сложным упражнениям, требующим проявления физических качеств, а также пространственной и временной точности движений, начальная фаза формирования навыка протекает значительно медленнее, чем остальные.
Следует также учитывать, что двигательная функция наиболее интенсивно развивается у детей 13—14 лет, поэтому они способны овладевать довольно сложными по координации двигательными действиями, причем им доступны более детальный рассказ и анализ изучаемых упражнений. Метод показа изучаемых упражнений также обязателен.
Среди новых методов обучения можно назвать метод предписаний алгоритмического типа. Этот метод тесно' связан с программированным обучением и является его частью. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания) и обучение занимающихся этим частям в строго определенной последовательности. Только овладение первой серией учебных заданий дает право переходить ко второй серии. Метод алгоритмических предписаний позволяет формировать двигательные навыки сравнительно быстро и без ошибок.
При составлении предписаний алгоритмического типа необходимо учитывать следующие требования:
1.В предписаниях надо точно
указывать характер каждого
2.Предписания
3.Все учебные задания должны
быть взаимосвязаны, и сложность
их должна возрастать
Первая серия учебных заданий содержит упражнения на развитие физических качеств, которые необходимы для успешного выполнения изучаемого двигательного действия. В одних случаях достаточно развивать только силу определенных групп мышц, в других — гибкость, в-третьих — быстроту мышечных сокращений, а иногда и все названные качества. Для развития физических качеств целесообразно выполнять упражнения в подтягивании, сгибание рук в упоре, поднимание ног в висе, прогибания, наклоны и др.
Вторая серия учебных заданий должна включать упражнения для освоения исходных и конечных положений, которыми начинаются и заканчиваются изучаемые двигательные действия. Первая и вторая серии учебных заданий могут осваиваться одновременно или в разное время.
Третья серия учебных заданий предусматривает действия, обеспечивающие условия для выполнения изучаемого упражнения: размахивание в висе или в упоре на снарядах, маховые движения ногой и темповые подскоки при выполнении некоторых прыжковых и акробатических упражнений и др.
В четвертую серию учебных заданий входят действия, связанные с обучением умениям оценивать выполнение действия в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий. Количество и степень точности дифференцировок (пространства, времени и силы) зависят от координационной сложности изучаемого упражнения. Иногда бывает достаточно уметь оценивать только амплитуду маха или степень сгибания и разгибания тела, а иногда скорость движения или степень мышечных усилий. При обучении более сложным упражнениям необходим комплекс дифференцировок, обеспечивающий условия для правильного выполнения основных действий, составляющих' техническую основу упражнения.
Пятая серия учебных заданий — подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия.
Последними изучаются движения в целом в облегченных условиях с помощью тренажера и других технических средств.
При изучении каждого задания учитываются индивидуальные особенности занимающихся, их готовность к выполнению изучаемого материала, контролируется правильность выполнения учебных заданий, определяется порядок перехода от одного учебного задания к другому. От правильного решения этого вопроса зависит результат обучения.
Всегда ли нужно пользоваться предписаниями алгоритмического типа при обучении детей и подростков двигательным действиям? Конечно, нет. Многих из них можно обучить по сложившейся методике.
К таким относятся: строевые, общеразвивающие, некоторые прикладные упражнения, а также упражнения в смешанных висах и упорах и др.
Примерное предписание алгоритмического типа при обучении лазанью по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами.
I. Техника лазанья по канату. В висе на согнутых руках захватить канат ногами, опираясь о канат, выпрямить ноги и перехватить руки выше, но так, чтобы остаться в висе на согнутых руках. Далее действия повторяются. При опускании вниз все действия чередуются в обратном порядке.
II. Серии учебных заданий.
1-я серия (специальная физическая подготовка):
1.В висе сидя ноги врозь с захватом каната согнуть руки, удержаться 3—4 сек. и вернуться в и. п. (3—4 раза).
2.Из виса сидя хватом за гимнастическую стенку (согнув ноги врозь), сгибая руки и перехватывая с рейки на рейку, встать и вернуться в и. п. (3—4 раза).
3.То же, но из виса сидя ноги врозь на канате (3—4 раза).
4.Из виса стоя (на канате, гимнастической стенке, перекладине, одной жерди) прыжком вис на согнутых руках, держать 3—4 сек.
(5—6 раз).
5.То же, но медленное (в течение 5—6 сек.) опускание, разгибая руки (3—4 раза).
6.Контрольные упражнения:
а) из виса стоя (руки согнуты под углом 90°) на канате подтягивание (мальчики 3—4 раза, девочки 1—2 раза);
б) из виса стоя на гимнастической стенке (руки как в предыдущем упражнении) подтягивание и далее опереться ногами о рейку и перехватить руки выше на следующую рейку. Так подняться до верхней рейки.
После выполнения контрольных упражнений можно переходить к следующей серии учебных заданий.
2-я серия (изучение захвата каната ногами):
1.Сидя на гимнастической
2.То же, но захват каната ногами и удержание каната стопами и голенями.
3.Из виса сидя захват каната ногами и переход в вис с захватом каната ногами.
4.То же, но сгибание и разгибание рук в висе с захватом каната ногами (5—6 раз).
5. Контрольное упражнение: из виса стоя на согнутых руках захват каната ногами и, сгибая руки, выпрямлять ноги (4—5 раз).
3-я серия (действия, на основе которых выполняется изучаемое упражнение):
1.В висе на согнутых руках
с захватом каната ногами
2.То же, но быстро (контрольное упражнение). 4-я серия (части изучаемого упражнения):
4-я серия
1.Из того же и. п., что в первом
упражнении 3-й серии, разгибая ноги,
перехватить руки выше и
2.То же, но сделать два перехвата руками и ногами (контрольное упражнение).
5-я серия (лазанье по канату на заданную высоту):
1.Лазанье на 2—3 м в висе на согнутых руках.
2.То же на 3—4 м с опусканием вниз, строго соблюдая чередование действий ногами и руками.
3.То же на время (как можно быстрее).
4.Лазанье на заданное время (уметь определять скорость лазанья).
6-я серия (варианты лазанья):
1.Лазанье в три приема; то же на время.
2.Лазанье в два приема; то же на время.
3.Лазанье в висе без помощи ног (для мальчиков с 4-го класса).
1.1.3 Старший школьный возраст (15—17 лет)
Физическая работоспособность юношей и девушек приближается к работоспособности взрослых. В этом возрасте постепенно замедляется рост в длину и увеличивается поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса; интенсивно растет мускулатура, увеличиваются ее силовые возможности. Деятельность сердечнососудистой и нервной систем становится более уравновешенной. Повышается интерес к выполнению упражнений, требующих больше силы и ловкости. Занятия основной и атлетической (для юношей) гимнастикой в этот период должны быть направлены на совершенствование физических качеств и подготовку юношей и девушек к трудовой деятельности.
Занятия основной гимнастикой с юношами и девушками имеют существенные различия и проводятся раздельно. Юношам необходимо в совершенстве овладеть основными прикладными двигательными навыками. Они должны уметь преодолевать естественные и искусственные препятствия, бросать мячи разного веса на дальность и в цель, лазить по канатам, шестам, владеть приемами переноски живого груза и различных предметов, выполнять подъемы переворотом, перевороты в сторону и вперед.
В процессе занятий этими упражнениями нужно развивать силу, выносливость, быстроту, ловкость, воспитывать настойчивость, трудолюбие.
Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии, и ее нужно систематически развивать. Особое внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса, ног. С этой целью целесообразно выполнять общеразвивающие упражнения с набивными мячами, палками, на гимнастической стенке, скамейке. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, следует включать в урок упражнения художественной гимнастики, а также танцевальные шаги и пляски.
Наряду с этим надо совершенствовать у девушек такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, для чего необходимо применять прыжки (в длину, высоту, с подвесных площадок, через различные препятствия), метание мячей разного веса, лазанье, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, подвижные игры, акробатические упражнения. Методы обучения принципиально ничем не отличаются от описанных для детей 12—14 лет.
1.2 Методика проведения занятий с женщинами
Анатомическое строение и физиология половой системы и величины ряда физиологических и антропометрических показателей заметно отличают женский организм от мужского. Наличие этих особенностей объясняется в первую очередь влиянием важной биологической функции, присущей женщине, — функции материнства.
Информация о работе Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям