Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности игры старших дошкольников;
2. Выявить сущность понятия дидактическая игра;
3.Систематизировать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 1.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);

— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

—игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

—настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

—словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача  состоит в том, чтобы подобрать  картинки по сходству.

2. Лото. Они строятся также по  принципу парности: к картинкам  на большой карте подбираются  тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в  этой игре реализуется через  подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные  кубики, на которых изображенный  предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены  для детей старшего дошкольного  возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

—игры-путешествия;

—игры-предположения;

—игры-поручения;

—игры-загадки;

—игры-беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. – 54 с. Библиогр.: 53 с.
  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до семнадцати лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996. – 186с.
  3. Немов, Р.С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2003. – 442 с.
  4. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. А. Правдов. – М.: Канон+, 2006. – 183 с. – Библиограф.: 182 с.
  5. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. / Под.ред. В.А. Петровского.М.: Аспект Прес, 1995.152с.
  6. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. – 200 с. Библиогр.: 195198 с.
  7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М: Педагогика, 2003. 216 с. Библиогр.: 212214 с.
  8. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина М.: Академия, 2005. – 248 с. Библиогр.: 238246 с.
  9. Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст] / Е.М. Фадеева // Управление ДОУ. – 2006. №7. – С.7076.
  10. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е.О. Смирнова, И.А Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. - с. 15-24.
  11. Тамбиев, А.Е. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Е. Тамбиев // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - с. 53.

 


Информация о работе Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста