Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 11:00, курсовая работа
Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности игры старших дошкольников;
2. Выявить сущность понятия дидактическая игра;
3.Систематизировать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
—игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
—настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
—словесные.
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.
4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
5. Игры типа «Лабиринт»
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:
—игры-путешествия;
—игры-предположения;
—игры-поручения;
—игры-загадки;
—игры-беседы.
Список использованных источников
Информация о работе Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста