краткая характеристика
различных видов труда с более
подробным изложением психофизиологических
особенностей труда специалистов, готовящихся
на данном факультете;
динамика
работоспособности человека в процессе
труда, с освещением особенностей изменения работоспособности
специалистов данного профиля в течение
рабочего дня, недели и года;
влияние возрастных
и индивидуальных особенностей человека,
географо-климатических и гигиенических
условий труда на динамику работоспособности
специалиста;
использование
средств физической культуры и спорта
для повышения и восстановления
работоспособности специалистов, с
учетом условий, характера и режима
их труда и отдыха;
основные
положения методики подбора физических
упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным
утомлением, для профилактики профессиональных
заболеваний;
влияние занятий
физической культурой и спортом
на ускорение профессионального
обучения.
Как правило,
эти вопросы следует изложить
в первой половине занятий. Содержание
материала должно основываться
на общих теоретических положениях с привлечением
примеров из профессиональной деятельности
выпускников данного факультета. При избытке
материала некоторая часть его может быть
изложена в другой обязательной теме «Физическая
культура в режиме труда и отдыха», где
имеется ряд положений, близких к перечисленным
вопросам.
Вторая половина
занятий посвящается вопросам, которые
непосредственно связаны с профессиональной
деятельностью выпускников данного
факультета:
характеристика
условий труда и психофизиологических
нагрузок специалиста в процессе труда,
на различных рабочих местах;
основные
требования к физической и специальной
прикладной подготовленности специалиста,
обеспечивающие высокую и устойчивую
продуктивность его труда;
перечень основных профессионально-прикладных
навыков, необходимых специалисту для
обеспечения высокой производительности
и безопасности труда;
использование
средств физической культуры и спорта
с целью подготовки (самоподготовки)
к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных
заболеваний и травматизма, обеспечения
активного отдыха в свободное время.
Эти вопросы
должны освещаться по материалам специальных
исследований работников кафедр физического
воспитания или других кафедр и учреждений
и содержать достоверные сведения,
прикладные для будущих специалистов
конкретной профессии, специальности
специализации.
При изложении
данной темы должна быть учтена и другая
особенность подготовки специалистов
высшей квалификации. Учебный материал
должен быть рассчитан не только на личную
подготовку студента, но и на его подготовку
как будущего руководителя производственного
коллектива. От знания и понимания им комплекса
этих вопросов нередко в будущем зависит
степень и масштабы использования средств
физической культуры и спорта в производственном
или другом коллективе.
Однако не
всегда весь необходимый теоретический
материал по ППФП может быть изложен
в течение двух часов занятий.
В этом случае следует использовать
и форму краткой тематической
беседы во время проведения практических занятий
по разделу физического воспитания. В
частности, вопросы техники безопасности
во многих случаях более целесообразно
объяснять именно во время практических,
а не теоретических занятий.
ППФП при
самодеятельных занятиях студентов
во внеучебное время также имеет
несколько форм:
занятия прикладными
видами спорта под руководством преподавателей-тренеров
в спортивных секциях спортивного
клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном
лагере, на учебных практиках;
самостоятельные
занятия физической культурой и отдельными
видами спорта, способствующими воспитанию
прикладных физических и специальных
качеств, формированию прикладных умений
и навыков в свободное время в течение
учебного года, на учебных и производственных
практиках, в каникулярное время.
6. Подвижные
игры: организация и методические
основы проведения.
Подвижные игры
на уроках физической культуры применяют
строго целенаправленно, с учетом конкретных
задач каждого отдельного урока,
его содержания, в тесной взаимосвязи
со всем изучаемым на уроках учебным материалом.
Важно подбирать наиболее эффективные
методы и методические приемы в организации
игровой деятельности учеников, принимая
во внимание уровень их физической подготовленности,
функциональные особенности организма,
дисциплинированность класса, а также
условия, в которых урок проводится.
Учащихся
надо учить играть: практически показывать
им наиболее целесообразные и экономные
игровые приемы, наиболее выгодные
тактические действия, применяемые
в различных игровых ситуациях.
В ходе каждой игры ученикам надо
разъяснять ее значение для укрепления
здоровья, для овладения учебным материалом
по физической культуре.
Подвижные игры
должны эффективно содействовать нормальному
росту, развитию и укреплению важнейших
функций и систем организма учащихся с учетом возраста,
а также формированию правильной осанки.
Особое значение
приобретает наличие достаточно
четких правил, исключающих произвольное
толкование обязанностей и действий
играющих. Точные правила упорядочивают
взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего
возбуждения, благоприятно влияют на проявление
положительных эмоций у игроков.
Особенность
методики проведения подвижных игр
на уроках физической культуры состоит
в первую очередь в том, что
между подвижными играми и другими
упражнениями, включаемыми в урок
должна быть обеспечена тесная организационно-методическая
преемственность и взаимосвязь. Надо правильно
определять место выбранной игры среди
других упражнений и учитывать возможную
ее длительность.
Подвижные игры,
знакомые учащимся и не занимающие много
времени, можно проводить, например, с
целью разминки перед упражнениями, которые
связаны со значительными мышечными напряжениями.
После таких упражнений возможно проведение
относительно спокойных игр. Подвижные
игры с бегом, прыжками, включаемые перед
упражнениями, требующими большой концентрации
внимания, точности движений, могут затруднять
последующее успешное выполнение подобных
упражнений.
При организации
подвижных игр необходимо тщательно
следить за санитарно-гигиеническими
условиями проводимых занятий,
в частности за чистотой и температурой
используемого помещения и воздуха. Не
менее серьезное значение имеет чистота
тела и одежды самих занимающихся. В процессе
игры значительно повышается обмен веществ
в организме играющих, увеличиваются газообмен
и теплоотдача, в связи с этим у учащихся
необходимо воспитывать привычку систематически
мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем
тело или обливаться водой с использованием
общепринятых правил гигиены и закаливания
организма водными процедурами.
Содержательная
направленность практического использования
игрового материала на уроках физической
культуры заключается прежде всего
в следующем:
Если на проводимом
уроке решается задача раз-вития
силы, то в него очень выгодно
включать вспомогательные и подводящие игры,
связанные с кратковременными скоростно-силовыми
напряжениями и самыми разнообразными
формами преодоления мышечного сопротивления
противника в непосредственном соприкосновении
с ним. Основные содержательные компоненты
таких игр включают в себя различные перетягивания,
сталкивания, удержания, выталкивания,
элементы борьбы, тяжелой атлетики, армреслинга
(борьбы на руках) и т. д. Весьма эффективными
для решения данной задачи оказываются
также двигательные операции с доступными
играющим отягощениями -- наклоны, приседания,
отжимания, подъемы, повороты, вращения,
бег или прыжки с посильным для них грузом.
Сюда же следует отнести довольно полезные
для силового развития занимающихся метания
раз-личных предметов на дальность.
Для развития качества быстроты следует
подбирать игры, требующие мгновенных
ответных реакций на зрительные, звуковые
или тактильные сигналы. Эти игры должны
включать в себя физические упражнения
с периодическими ускорениями, внезапными
остановками, стремительными рывками,
мгновенными задержками, бегом на короткие
дистанции в кратчайший срок и другими
двигательными актами, направленными
на сознательное и целеустремленное опережение
соперника.
Для развития
ловкости необходимо использовать игры,
требующие проявления точной координации движений и быстрого
согласования своих действий с партнерами
по команде, обладания определенной физической
сноровкой.
Для развития
выносливости надо находить игры, связанные
с заведомо большой затратой сил
и энергии, с частыми повторами
составных двигательных операций
или с продолжительной непрерывной двигательной
деятельностью, обусловленной правилами
применяемой игры.
Заключение.
Большинство
исследователей указывают, что высокой
эффективности при воспитании профессионально-прикладных
физических качеств можно достичь с помощью
весьма разнообразных средств физической
культуры и спорта. При этом применяемые
в процессе ППФП специальные прикладные
упражнения -- это те же обычные физические
упражнения, но подобранные и организованные
в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее
время еще не существует специальной
классификации физических упражнений,
ориентированной на задачи ППФП специалистов
различных профессиональных групп,
поэтому в каждом отдельном случае
этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при
подборе средств физического
воспитания в целях ППФП имеет
смысл провести более дифференцированную
их группировку, что позволит более
направлено и избирательно использовать
эти средства в процессе физического
воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов
можно считать: прикладные физические
упражнения и отдельные элементы из различных
видов спорта; прикладные виды спорта;
оздоровительные силы природы и гигиенические
факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие
рационализацию учебного процесса по
разделу ППФП.
Прикладные физические
упражнения, и отдельные элементы
из различных видов спорта могут
в сочетании с другими упражнениями
обеспечить воспитание необходимых
прикладных физических и специальных
качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.
Использованная
литература:
1 Вилеский М.Я. Основы профессиональной
направленности студентов педагогических
институтов. - М., 1980
2 Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-приклад-ная
физическая подготовка учащихся в средних
ПТУ. М., Высшая школа, 1982.
3 Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов технических
вузов. М., Высшая школа, 1985.
4 Алаберт К.Э. Воздействие научно-технической революции
на занятость: современные концепции.
- Таллинн: АН Эстонии, 1990.
5 Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания
учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной
подготовки. - М.: Высшая школа, 1967.
6 Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. /Под
ред. Л.П.Матвеева. - М.: ФиС, 1983.
7 Вейднер-Дубровин Л.А., Джамгаров Г.Г. В сб.: Физическая культура и научная организация
труда. - М., 1973, вып. 3, с.89-91.
8 Виленский М.Я. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3.
9 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка - М.: Русский язык, 1978.
10 Жолдак В.И. Труд и физическая культура. - М.: Знание, 1982.
11 Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая
подготовка в советской системе физического
воспитания. - М.: ГЦОЛИФК, 1981.
12 Зволинская Н.Н., Маслов В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3-4.
13 Ильинич В.И. В кн.: Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина, В.А.Маслякова,
А.В.Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983,
с. 318-342.