Теоретика методической основы прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Прикладная физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре 4 курс.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

краткая характеристика различных видов труда с более  подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся  на данном факультете;

динамика  работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года;

влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических  условий труда на динамику работоспособности  специалиста;

использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с  учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;

основные  положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;

влияние занятий  физической культурой и спортом  на ускорение профессионального  обучения.

Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.

Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые  непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного  факультета:

характеристика  условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;

основные  требования к физической и специальной  прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;

перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;

использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

Эти вопросы  должны освещаться по материалам специальных  исследований работников кафедр физического  воспитания или других кафедр и учреждений и содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности специализации.

При изложении  данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и масштабы использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе.

Однако не всегда весь необходимый теоретический  материал по ППФП может быть изложен  в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.

ППФП при  самодеятельных занятиях студентов  во внеучебное время также имеет несколько форм:

занятия прикладными  видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного  клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;

самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

6. Подвижные  игры: организация и методические  основы проведения.

Подвижные игры на уроках физической культуры применяют  строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи  со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма, дисциплинированность класса, а также условия, в которых урок проводится.

Учащихся  надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные  игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые  в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре.

Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному  росту, развитию и укреплению важнейших  функций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированию правильной осанки.

Особое значение приобретает наличие достаточно четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих. Точные правила упорядочивают  взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Особенность методики проведения подвижных игр  на уроках физической культуры состоит  в первую очередь в том, что  между подвижными играми и другими  упражнениями, включаемыми в урок должна быть обеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную ее длительность.

Подвижные игры, знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно проводить, например, с целью разминки перед упражнениями, которые связаны со значительными мышечными напряжениями. После таких упражнений возможно проведение относительно спокойных игр. Подвижные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями, требующими большой концентрации внимания, точности движений, могут затруднять последующее успешное выполнение подобных упражнений.

При организации  подвижных игр необходимо тщательно  следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.

Содержательная  направленность практического использования  игрового материала на уроках физической культуры заключается прежде всего  в следующем:

Если на проводимом уроке решается задача раз-вития  силы, то в него очень выгодно  включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, армреслинга (борьбы на руках) и т. д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями -- наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания раз-личных предметов на дальность.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные  с заведомо большой затратой сил  и энергии, с частыми повторами  составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

 

Заключение.

Большинство исследователей указывают, что высокой  эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения -- это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее  время еще не существует специальной  классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при  подборе средств физического  воспитания в целях ППФП имеет  смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более  направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического  воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут  в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых  прикладных физических и специальных  качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

 

Использованная  литература:

1 Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. - М., 1980

2 Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-приклад-ная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

3 Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., Высшая школа, 1985.

4 Алаберт К.Э. Воздействие научно-технической революции на занятость: современные концепции. - Таллинн: АН Эстонии, 1990.

5 Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. - М.: Высшая школа, 1967.

6 Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л.П.Матвеева. - М.: ФиС, 1983.

7 Вейднер-Дубровин Л.А., Джамгаров Г.Г. В сб.: Физическая культура и научная организация труда. - М., 1973, вып. 3, с.89-91.

8 Виленский М.Я. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3.

9 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: Русский язык, 1978.

10 Жолдак В.И. Труд и физическая культура. - М.: Знание, 1982.

11 Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. - М.: ГЦОЛИФК, 1981.

12 Зволинская Н.Н., Маслов В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3-4.

13 Ильинич В.И. В кн.: Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина, В.А.Маслякова, А.В.Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983, с. 318-342.




Информация о работе Теоретика методической основы прикладной физической подготовки