Теории возникновения физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.
Это непосредственно связано с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру.

Содержание работы

Введение
1. Теории возникновения физической культуры
2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

спорт в первобытном обществе.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать  ряд следующих выводов.

Появление первых примитивных  игр и физических упражнений по данным археологической и этнографической  наук относится к раннему периоду  первобытного общества.

Если говорить более конкретно  о времени становления «человека  разумного» и его физического  типа, близкого к современному человеку, то речь может идти о 40–30 тысячах  лет. К этому времени относится  выделение игр и физических упражнений в самостоятельный вид человеческой деятельности.

Одни объясняли происхождение  игр и физических упражнений с  культовых и биологических позиций. Некоторые из них отрицали связь  между трудовой деятельностью первобытных  людей и физическим воспитанием  подрастающего поколения.

В конце XIX – начале XX в. некоторые ученые – Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, нe делая при этом различий между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек, так же, как и животное, играет потому, что у него есть избыток сил. По их мнению, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

Другие ученые рассматривали  происхождение и первоначальное развитие физвоспитания с трудовых позиций.

Именно в процессе и  в результате труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в  беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. «Игра  есть дитя труда», а не наоборот, как  это утверждали некоторые ученые.

Трудовая деятельность человека, по их мнению, составляла объективную  предпосылку возникновения физического  воспитания в обществе. Важную роль в этом вопросе играло также сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия  требовали внимательного, сознательного  к себе отношения, а также определенного  уровня развития целого ряда умений и  навыков.

С возникновением религиозных  верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение  физических упражнений, игр, танцевальных движений как действий, производных  от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Существенное значение в  происхождении тех или иных видов  физических упражнений и игр имеют  географическая среда и климатические  условия, в которых жили первобытные  люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись  лыжи. Племена, обитавшие по берегам  водоемов, широко практиковали плавание, греблю, а в зимнее время передвижение по льду на костяных коньках, изготовленных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, жившие в степных районах, с ранних лет приучали детей к верховой езде. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появлялись новые физические упражнения и игры. В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения.

По мере развития первобытного общества возникает родовая община. Это новая форма общественной организации первобытных людей. Развитие производительных сил и  расширение трудового опыта привело  к усложнению воспитания вообще и  физического воспитания в частности.

Физвоспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки  военного воспитания. Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в  стрельбе из лука, метании различных  предметов, ходили вместе со взрослыми  на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные  игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У  первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег  на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена  Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и  прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Быстрова А.Н., Мир культуры (основы культурологии): Учебник для вузов/ А.Н. Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.

2. Григоревич В.В., Всеобщая история физической культуры: Учебник/ В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008. – 228 с.

3. Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

4. Пельменьев В.К., Конева Е.В., история физической культуры: Учебное пособие/ В.К. Пельменев, Е. В, Конева. – Калининград: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

5. Физическая культура: Учебник  для вузов. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2000. – 432 с.


Информация о работе Теории возникновения физической культуры