Теория и методика Фк и С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

С помощью физических упражнений можно познать основные закономерности движений человеческого тела и посторонних предметов. Физические упражнения позволяют разносторонне овладеть всеми характеристиками движений, научиться их оценивать и сопоставлять; научиться выделять отдельные движения тела и его частей и создавать новые двигательные акты; использовать в жизни умения управлять амплитудами, направлениями, скоростями и усилиями движений. Упражнения с предметов, научиться чувствовать их вес, величину, расположение центра тяжести, степень упругости и другие свойства. Физические упражнения воспитывают культуру движений.

Файлы: 1 файл

Теория и Методика Физической Культуры и Спорта (100%).docx

— 51.18 Кб (Скачать файл)

Длительность  работы подбирается с таким расчётом, чтобы спортсмен был в состоянии поддерживать высокую скорость на протяжении всего времени выполнения упражнения. Продолжительность пауз между отдельными повторениями должна обеспечивать относительное сопротивление. Следует учитывать, что многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах приводит к суммированию физико-химических сдвигов в организме и неизбежному снижению работоспособности. Увеличению объёма способствует планирование упражнений по сериям (например, плавание 8—1012,5 м; 6—8 м; 3—450 м). Одновременно следует увеличить интервалы отдыха между сериями. Основными методами совершенствования быстроты и частоты движений являются повторный, соревновательный, игровой.

Многократное  повторение двигательных действий может привести к образованию динамического стереотипа (скоростного барьера) и как следствие этого—к стабилизации скорости движения. Наиболее эффективной методикой его предотвращения является широкая вариативность используемых упражнений. С этой целью рекомендуются следующие методические приёмы, способствующие превышению привычной скорости движения:

    1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение (уменьшение веса снаряда, бег под гору, бег по ветру, использование буксировочных приспособлений, гимнастических лонж и т. п.);
    2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений. Замечено, что скорость движения временно увеличивается под влиянием предшествующего выполнения того же движения с отягощением (толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т. п.);
    3. Лидирование и сенсорная активация скоростных проявлений (бег за лидером-партнёром, использование звуко - и светолидеров);
    4. Использование эффекта «разгона» и введение ускоряющих фаз в упражнение (бег с ходу, предварительные движения в метаниях);
    5. «сужение» пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограничение времени игры, размеров площадки, укорочение соревновательной дистанции и т.п.).

Методика воспитания скоростных способностей в отдельном занятии

При воспитании скоростных способностей в  начале отдельного занятия подготавливают нервно-мышечный аппарат спортсмена и активизируют его психическое состояние. Содержание основной части занятия должно соответствовать следующим методическим требованиям:

    • Предлагаемые упражнения должны быть достаточно освоены занимающимися;
    • Длительность упражнений со скоростной направленностью должна обеспечивать проявление высокой интенсивности работы на всём протяжении;
    • Упражнения скоростного характера должны вызывать значительную мобилизацию функциональных систем, определяющих уровень скоростных возможностей (т. е. их интенсивность должна быть не ниже 88% от максимальной);
    • Продолжительность пауз отдыха выбирается такой, чтобы к началу следующего упражнения физико-химические сдвиги в значительной мере были нейтрализованы и возбудимость нервной системы была повышенной. В условиях значительного утомления следует использовать активный отдых в форме низкоинтенсивной деятельности;
    • Рационально сочетать упражнения общего, регионального и относительно локального воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объёма выполняемой работы.
    • В заключительной части занятий следует предусмотреть комплекс упражнений низкой интенсивности, направленных на восстановление дыхания и расслабление мышц.

Понятия плотности занятий и  характеристика видов плотности.

Плотность занятия

Различают общую и двигательную (моторную) плотность занятия.

Общая плотность является обобщённым показателем рационального (педагогически оправданного) использования времени урока. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) к продолжительности занятия и выражается в процентах. К педагогически оправданным затратам относится время, необходимое для совестного изложения и показа упражнений и заданий, для осмысления этих упражнений занимающимися, проектирования предстоящих действий, взаимоконтроля, взаимооценки, обсуждения вопросов, перемещения и установки снарядов, раздачи и сбора учебных пособий, для подготовки мест занятий, взаимопомощи, отдыха и др. Общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%.

Двигательная плотность является обобщённым показателем рациального (педагогически оправданного) использования времени урока. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) к продолжительности занятия и выражается в процентах. К педагогически оправданным затратам относится время, необходимое для словесного изложения и показа упражнений и заданий для осмысливания этих упражнений занимающимися, проектирования предстоящих действий, взаимоконтроля, взаимооценки, обсуждения вопросов, перемещения и установки снарядов, раздачи и сбора учебных пособий, для подготовки мест занятий, взаимопомощи, отдыха и др. Общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%.

Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на двигательные (по преимуществу) действия занимающихся, к общей продолжительности урока. В зависимости от задач, специфики учебного материала, состояния и работоспособности занимающихся, материально-технических возможностей и других условий, определяющих особенности занятия, показатель двигательной плотности изменяется и может достигать высокого уровня. Так при совершенствовании техники движений и развитии качеств она достигает 70–80%. В уроке с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено обучение занятиям и разучивание сложных двигательных действий. Требующих значительных затрат времени на умственную деятельность, двигательная плотность, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

В зависимости  от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы отдыха могут быть целесообразны и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, для выполнения смешанных висов на брусьях преподаватель вызывает по одному ученику, вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности для выполнения упражнения тремя учениками сразу. В этом случае пауза отдыха и ожидание очереди значительно сократились бы, поскольку упражнение в смешанном висе не сопровождается значительными нагрузками. Целесообразные, неэффективные действия и простои способствуют разрушению рабочей установки и дисциплины, снижают интерес к занятию и могут привести к травмам. Вот почему преподаватель должен заботиться об обеспечении оптимальной плотности уже при подготовке к занятию. Особое внимание уделяется подбору методов и методических приёмов обучения, воспитания и организации занимающихся. Важно избегать простоев и свести до минимума время, затрачиваемое на вспомогательные действия. Для этого необходимо предусматривать наиболее рациональные способы размещения занимающихся, исключать неоправданные перестроения и передвижения, чаще активизировать самостоятельность занимающихся, привлекать в качестве помощников заранее подготовленных учеников, проводить установку и уборку снарядов, раздачу и сбор мелкого инвентаря в игровой и соревновательной форме с оценкой действий всех занимающихся, использовать круглую форму организации и др.

Также вспомогательные действия, как установка  и уборка снарядов, могут эффективно использоваться для решения образовательных и воспитательных задач – обучения прикладным способам переноски тяжести, умению согласованно взаимодействовать в коллективе, для воспитания предупредительного отношения к товарищам, особенно к девочкам. Общую и двигательную плотность занятия можно повысить заполнением пауз при ожидании очереди специальными заданиями по наблюдению, анализу и оценке действий других, работой с учебными карточками и наглядными пособиями, по выполнению подводящих, подготовительных упражнений и упражнений на расслабление.

Тесты, используемые для определения  коростных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей.

 Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных  способностей делятся на четыре  группы:

1) для оценки быстроты  простой и сложной реакции;

2) для оценки скорости  одиночного движения;

3) для оценки максимальной  быстроты движений в разных  суставах;

4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных  действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции.

Время простой реакции  измеряют в условиях, когда заранее  известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании  лампочки отпустить кнопку, на выстрел  стартера начать бег и т.д.). В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования. При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см. В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с. помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д. Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно. В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений.

Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры. Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5—20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных  двигательных действиях.

Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого  и высокого старта). Измерение времени  осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с  помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.

ЛИТЕРАТУРА:

А.А. Глужаловский. «Основы  теории и методики физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.09.2011 22:17        ______ Д.Г. Курбанов

Страница |


Информация о работе Теория и методика Фк и С