Теория и методика легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Все эти изменения привели к появлению книги «Организация и судейство соревнований по легкой атлетике». В книге рассматриваются вопросы подготовки и организации, методики судейства массовых и спортивных соревнований различного уровня на стадионе и вне его; даются рекомендации по подготовке мест соревнований, инвентаря и оборудования, организации работы секретариата и других судейских служб и подразделений, проведения торжественных церемониалов; рассказывается о подготовке судей, повышении их квалификации, о практической работе коллегии судей, их контактах и взаимодействий с организациями, проводящими соревнования, работниками спортивных баз.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Нормы и требования ,предъявляемые к месту проведения занятий по легкой атлетики………………………………………………………………..3
2. Виды и характер соревнований по легкой атлетике……………………...6
3. Место проведения соревнований для прыжков в высоту……………….11
4 .Судейство соревнований по прыжкам в высоту………………………....13
Список использованной литературы………………………………………..16

Файлы: 1 файл

К.р. по тимис 2 урс 3 семестр!.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….2

1. Нормы и требования ,предъявляемые к месту проведения занятий по легкой атлетики………………………………………………………………..3

2. Виды и характер соревнований по легкой атлетике……………………...6

3. Место проведения соревнований для прыжков в высоту……………….11

4 .Судейство соревнований по прыжкам в высоту………………………....13

Список использованной литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Легкая атлетика - наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, метание, прыжки). Систематические  занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни. В системе  физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря  разнообразию, доступности, дозированности, а также ее прикладному значению.

Главную роль в обеспечении  равных условий для выступления  спортсменов занимает организация  и проведение соревнований. За годы своего существования Всесоюзная коллегия судей по легкой атлетике накопила большой опыт организации и проведения соревнований. Опыт этот неоднократно обобщался в книгах и брошюрах. Подобного рода работа П. Ратова «Организация и судейство соревнований по легкой атлетике» была опубликована в 1924 году.; переиздание - в 1928 и 1954 гг. Спустя 11 лет вышла в свет написанная группой авторов под редакцией В. Лахова работа «Судейство соревнований по легкой атлетике», где были систематизированы опыт, практические навыки, приобретенные судейскими коллегиями Советского союза в процессе проведения соревнований.. За эти годы изменились требования к методике судейства организации соревнований; достижения научно - технического прогресса коснулись, да и в самих Правилах соревнований появилось много нового [6] .

Все эти изменения привели  к появлению книги «Организация и судейство соревнований по легкой атлетике». В книге рассматриваются  вопросы подготовки и организации, методики судейства массовых и спортивных соревнований различного уровня на стадионе и вне его; даются рекомендации по подготовке мест соревнований, инвентаря  и оборудования, организации работы секретариата и других судейских  служб и подразделений, проведения торжественных церемониалов; рассказывается о подготовке судей, повышении их квалификации, о практической работе коллегии судей, их контактах и взаимодействий с организациями, проводящими соревнования, работниками спортивных баз.

В книге были использованы материалы судей по легкой атлетике В. Кузнецова, Е. Бородкина, А. Пашкевича, С. Торояна, Н. Томоса, А. Угольникова, И. Швейцара [6].

 

 

1.Нормы и требования ,предъявляемые к месту проведения занятий по легкой атлетики.

В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с  соблюдением следующих требований: 
 
 
— бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки; 
 
 
— в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено; 
 
 
— при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку; 
 
 
— во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега; 
 
 
— не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки; 
 
 
— перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания; 
 
 
— не производить метание без разрешения учителя; 
 
 
— не оставлять без присмотра снаряды для метания; 
 
 
— не стоять справа от метающего (при метании левой рукой — слева); 
 
 
— не находиться в зоне броска; 
 
 
— не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя; 
 
 
— не подавать друг другу снаряд для метания броском; 
 
 
— запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

I.Общие требования безопасности.  
Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале. 
К занятиям допускаются учащиеся:  
- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; 
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности; 
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям. 
Учащийся должен:  
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению; 
- не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке; 
- быть внимательным при перемещениях по стадиону; 
- знать и выполнять настоящую инструкцию. 
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс. 
II. Требования безопасности перед началом занятий.  
Учащийся должен:  
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь; 
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.); 
- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы; 
- организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий; 
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий; 
- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии; 
- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях; 
- не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх; 
- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.; 
- по команде учителя встать в строй для общего построения. 
III. Требования безопасности во время проведения занятий.

БЕГ

 
Учащийся должен:  
- при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке; 
- во время бега смотреть на свою дорожку; 
- после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение; 
- возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками; 
- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны; 
- при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем; 
- выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

 
Прыжковая яма должна быть заполнена  песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок  в прыжковой яме, убрать из неё  грабли, лопаты и другие посторонние  предметы. Техника прыжка должна соответствовать  учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:  
- грабли класть зубьями вниз; 
- не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте; 
- выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет; 
- выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся; 
- после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЕ  
Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании. 
Учащийся должен:  
- перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет; 
- осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв; 
- при групповом метании стоять с левой стороны от метающего; 
- в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд; 
- находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками; 
- после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний; 
- при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли; 
- не передавать снаряд друг другу броском; 
- не метать снаряд в необорудованных для этого местах. 
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.  
Учащийся должен:  
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры; 
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»; 
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации; 
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть. 
V. Требования безопасности по окончании занятий.  
Учащийся должен:  
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения; 
- организованно покинуть место проведения занятия; 
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь; 
- вымыть с мылом руки.

 

 

 

2. Виды и характер соревнований по легкой атлетике.

Соревнования по легкой атлетике проводятся на открытом воздухе (стадион, шоссе, лесной массив) и в закрытых помещениях (спортивные манежи, залы).

отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности участников и зрителей, а также при условии наличия актов готовности объектов спорта к проведению мероприятия, утверждаемых в установленном порядке. Спортивное мероприятие проводится при наличии медицинского персонала для оказания в случае необходимости скорой медицинской помощи, проведения перед соревнованиями и во время соревнований медицинских осмотров, проверки наличия у участников спортивных соревнований медицинских справок, подтверждающих состояние здоровья и возможность их допуска к соревнованиям, медицинских страховых полисов и страховок от несчастных случаев (возможных травм)..

 

 

По характеру соревнования подразделяются на личные, командные и лично-командные. Личные соревнования определяют победителей и призеров в личном первенстве, а также занимаемые места всеми остальными участниками. Командные соревнования определяют победителей в командной борьбе, не выявляя личного первенства, также определяют места, занимаемые всеми остальными командами. Лично-командные соревнования соединяют два предыдущих, определяя и личное, и командное первенство [2].

По значению соревнования могут быть кубковые, первенства, чемпионаты. Кубковые соревнования определяют победителя и награждают его переходящим  кубком, проводятся ежегодно или через  год. Чемпионом в каком- либо виде спорта можно стать на чемпионате соответствующих соревнований. Говоря о ранге соревнований, условно можно выделить четыре уровня: высший, первый, второй и третий.

Высший уровень - соревнования мирового и континентального масштаба, это - Олимпийские игры, чемпионаты и Кубки мира и континента, первенства континентов.

Первый уровень - соревнования государственного масштаба - соревнования, проводимые Федерацией легкой атлетики страны, чемпионаты и финалы Кубков республик, входящих в состав РФ, городов  Москвы и С.-Петербурга, ведомств республиканского масштаба, международные матчевые встречи.

Второй уровень - соревнования, проводимые федерациями республик, входящих в РФ, краев, областей, их центров, городов Москвы и С.-Петербурга, и  их ведомствами.

Третий уровень, соревнования проводимые федерациями городов, районов, советами спортивных клубов и коллективами физической культуры.

Соревнования бывают следующих  видов:

■ основные - соревнования по видам легкой атлетики, где происходит распределение мест;

■ квалификационные - соревнования по видам легкой атлетики проводятся с целью отбора на основные соревнования;

■ классификационные - соревнования проводятся обычно в конце сезона, с целью определения спортивного уровня спортсменов;

■ разрядные - соревнования спортсменов определенных разрядов, где младшие разряды могут участвовать, а высшие разряды не участвуют;

■ с «уравниванием» цель соревнований - уравнять силы спортсменов или команд, давая фору слабейшим командам (по возрасту, разрядности и т. д.), проводятся обычно в средних школах для поднятия интереса к спорту и развития здорового спортивного азарта;

■ отборочные (контрольные) - соревнования проводятся с целью отбора спортсменов в состав сборной команды или для контроля за уровнем их подготовленности;

■ заочные - соревнования проводятся одновременно в разных городах, после чего определяются места по количеству набранных очков;

■ открытые - соревнования проводятся для всех желающих, необходим только допуск от врача;

■ отдельные или видовые - соревнования проводятся по одному виду или по группе однородных видов легкоатлетического спорта («День бегуна», «День прыгуна», «День марафона» и т. д.);

■ матчевые встречи - соревнования проводятся между командами для определения сильнейшей.

Все соревнования независимо от характера и вида должны быть включены в календарь соревнований [14]. Соревнования, не включенные с календарь соревнований соответствующих организаций, не могут проводиться и финансироваться. Принцип составления календаря соревнований - сверху вниз, то есть должна соблюдаться субординация, сначала вышестоящая организация составляет свой календарь, затем нижестоящая, и так далее до низового коллектива. Время проведения соревнований нижестоящих организаций, не должно совпадать со временем проведения вышестоящих соревнований. Соревнованиям вышестоящих организаций должны предшествовать соревнования нижестоящих с целью составления сборных команд (например, первенству России должны зональные, региональные соревнования, а в свою очередь этим соревнованиям - первенства областей, далее - городов, коллективов).

Все соревнования проводятся согласно положению, составленному  и утвержденному соответствующей  организацией [6]. Положение - основной документ соревнований, которым руководствуется  судейская коллегия для их проведения. Изменить положение, внести добавки  или поправки может только главная  судейская коллегия совместно с  представителем организации, проводящей соревнования, и представителями  команд.

Организации, проводящие соревнования по легкой атлетике, обязаны выслать  положения участвующим командам (организациям) в сроки, обеспечивающие необходимую подготовку к данному  соревнованию. Положение включает следующие  пункты:

Информация о работе Теория и методика легкой атлетики