Учет возрастных особенностей при проведении подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей подвижных игр в физическом воспитании дошкольников. Разработать и обосновать систему подвижных игр как средство физического воспитания.

Объект исследования: подвижные игры в системе физического воспитания.

Предмет исследования: развитие физических качеств с помощью подвижных игр.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Введение

 

 

Основными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человека открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.  
 
Игра – специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.  
 
Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников неидентичны.  
 
Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре. Большие возможности, представляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.  
 
С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.  
 
Гипотеза – предполагается, что использование подвижных игр в дошкольном учреждении как средство и метод физического воспитания будет благотворно влиять на развитие эмоциональных, физических и умственных качеств ребенка дошкольного возраста  
 
Цель исследования: выявление особенностей подвижных игр в физическом воспитании дошкольников. Разработать и обосновать систему подвижных игр как средство физического воспитания.  
 
Объект исследования: подвижные игры в системе физического воспитания.  
 
Предмет исследования: развитие физических качеств с помощью подвижных игр.  
 
Задачи исследования:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Глава 1

                    Подвижные игры – неотъемлемая

                     часть физического воспитания

 

1.1 Роль  и значение подвижной игры  в развитии детей

 

П. Ф. Лесгафт

Игра —  непременный спутник детства. Она дает возможность ребенку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создает жизненный положительный эмоциональный фон. Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Всё это, безусловно, является условиями того, чтобы ребенок рос физически развитым, здоровым, жизнерадостным, чтобы ценности физической культуры, занятия физическими упражнениями и массовый спорт стали его повседневной потребностью.

В соответствии с требованиями программы  по физической культуре общеобразовательного учреждения, подвижные игры рекомендуется  проводить в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, туризмом для успешного решения  комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.

Воспитательные задачи подвижной  игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств  ребенка.

Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.

Подвижные игры на уроке физической культуры. Подвижные игры можно включать во все части урока. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся. В основной части урока используются игры с бегом на скорость, преодолением препятствий, прыжками, борьбой, лазанием. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока.

Дети непоседливы, особенно школьники  начальных классов. Естественная биологическая  потребность растущего организма  в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. В  дошкольном возрасте дети удовлетворяют  эту потребность достаточно полно. Придя в школу, будучи вовлеченными в строго регламентированный процесс  обучения, 85—90 процентов времени  проводя за партой, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний.

Педагогической наукой доказано, что  в дни проведения урока по физической культуре, дефицит двигательной активности школьников составляет в среднем 40 процентов (в остальные дни — 80). Отсюда следует, что проведение уроков физической культуры не позволяет полностью  обеспечить потребность детей в движении. До 22 процентов этой потребности дети восполняют самостоятельно, часто за счет детской подвижности. Поэтому во многих школах, где не найдены эффективные формы и средства удовлетворения жизненно необходимых потребностей детей в физической нагрузке, «феномен непоседливости» достигает максимального уровня. Так, из общего числа отвлекающихся от темы, уроков 85 процентов приходится на школьников, пассивно отдыхающих на перемене.

Подвижные игры на перемене являются средством снятия утомляемости, подготовки учащегося к следующему уроку. Статистика более чем убедительно говорит в пользу ребячьих игр на переменах, даже если они на некоторое время нарушают спокойствие в школе.

Многочисленные исследования ученых позволили найти оптимальный  режим физических нагрузок на большой  перемене. Нагрузки эти должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности, сильно возбуждающие детей при незначительной продолжительности перемены, приносят в класс остаточные явления: возбужденность, несобранность, а значит, снижают  тематическую работоспособность ученика  на уроке.

Подбор игр необходимо соотносить и с возрастом детей. Если младшие  школьники вполне удовлетворяются  незатейливой групповой игрой, то для  семиклассника, например, безусловно интереснее принять участие в игровом упражнении, где можно показать силу, ловкость, определенное мастерство. В целом игры на перемене, как правило, предельно просты. Им не следует придавать характер урока физической культуры с обязательным соблюдением соответствующих нормативных требований. Это сковывает инициативу ребят, особенно робких и нерешительных. Необходимо дать детям возможность проявить себя во всём многообразии детской двигательной активности.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная  работа позволяет детям восполнить дефицит двигательной активности, приобщиться  к общедоступным физическим упражнениям, спорту. В этой работе часто используются игры- эстафеты с постоянно меняющимися условиями, вводом дополнительных заданий. Например, игры-эстафеты с мячами, прыгалками могут быть усложнены всевозможными препятствиями: барьерами, гимнастическими скамейками и др. Подобная насыщенность игры поддерживает у детей интерес и к сегодняшнему состязанию, и к очередному, которое состоится завтра, послезавтра, на будущей неделе.

Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Одна из важных задач работы с детьми в группе продленного дня — сделать так, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно и способствовали всестороннему развитию личности. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, предоставить каждому возможность наиболее полно реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра как важное средство самовыражения, проба собственных сил.

Подвижные игры в оздоровительных лагерях проводятся для укрепления здоровья детей, воспитания у них чувства товарищества, взаимовыручки. Условия в лагере особенно благоприятны для самодеятельного применения любимых детьми подвижных игр, а также игр под руководством учителей физической культуры.

Формы организации подвижных игр  в оздоровительном лагере разнообразны. Игры планируются с учетом распорядка лагерного дня в сочетании  с другими занятиями по физической культуре. Они проводятся во время  утренней зарядки, на сборах звеньев, отрядов, как отдельные мероприятия между  несколькими отрядами в лагере. Подвижные  и спортивные игры входят в программы  спортивных соревнований — «Веселых стартов», «Дня Нептуна» и других, проводятся также и самостоятельные встречи  между командами или отрядами. В оздоровительном лагере хорошо использовать такие игры, как городки, русская лапта и др. Особенно ценны  игры на местности, так как они  имеют большое воспитательное и  образовательное значение. Каждую смену  в лагере желательно проводить военно-спортивную игру «Зарница», в совокупности с  комплексными соревнованиями, в основе которых лежат подвижные игры. В первой половине лагерной смены проводятся соревнования по играм между отрядами, а во второй (когда определится команда-победитель) — соревнования между лагерями.

Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от профессионализма педагога. Нужно любить свое дело, стараться  построить работу с детьми так, чтобы  у них появился интерес к физической культуре и спорту.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка  трудно переоценить. Игра как биологически, так и психологически присуща  детскому возрасту и при умелом руководстве  со стороны взрослых способна творить  чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей  к тому, что кажется им порой  слишком обычным, скучным, надоевшим. Она способствует созданию, сплочению  детского коллектива, включению в  активную деятельность замкнутых и  застенчивых детей. Игры приучают к  соблюдению правил, дисциплинируют, воспитывают  честность, справедливость, выдержку, требовательность к себе, умение контролировать свои поступки и объективно оценивать  других.

Среди множества игр: подвижных, сюжетных, подражательных, музыкальных, познавательных, логических и других особое место  занимают подвижные игры как лучшее лекарство от двигательного «голода» — гиподинамии.

Характерными чертами подвижных  игр являются не только богатство  и разнообразие движений, но и свобода  их применения в разных игровых ситуациях, ярко выраженный эмоциональный характер, что создает большие возможности  для проявления детской инициативы и творчества. Многие из этих игр  существуют с незапамятных времен и  передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

Важнейшее достоинство подвижных  игр состоит в том, что в  своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, метание, переноску  груза и т.д., и поэтому являются наиболее универсальным и незаменимым  средством физического воспитания детей.

 

                                                1.2 Классификация подвижных игр

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. 
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. 
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте. 
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. 
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. 
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. 
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости. 
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. 
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.  
 
 
Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

Информация о работе Учет возрастных особенностей при проведении подвижных игр