Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:57, доклад
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить себя встать пораньше, сделать несколько упражнений.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Введение
Средства и методы физического воспитания
Урок – основная форма работы по физическому воспитанию
Список литературы
Северо-Казахстанский государственный университет
имени М. Козыбаева
Музыкально-педагогический факультет
Кафедра физической культуры и туризма
«Урок – основная форма физического воспитания в школе»
Чмых В.
Петропавловск, 2013
Содержание
Введение
Список литературы
Введение
Здоровье для человека – тема для разговора
достаточно актуальная для всех времён
и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как
важно заниматься физкультурой и спортом,
как здорово закаливать свой организм,
делать зарядку, больше двигаться, но как
трудно бывает пересилить себя, заставить
себя встать пораньше, сделать несколько
упражнений.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма,
так и в воспитании уважительного отношения
к своему здоровью необходимо начинать
с раннего детства.
Если учитель, преподающий любой предмет,
понимает значение сохранения здоровья
своих учеников, он никогда не позволит
себе игнорировать возможность организации
на своём уроке оздоровительной минутки
– минутки отдыха души и тела.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех
болезней человека заложено в детские
годы. Почему так происходит? Многие взрослые
ошибочно считают, что для ребёнка самое
важное – это хорошо учиться. А можно ли
хорошо учиться, если у тебя кружится голова,
если твой организм ослаблен болезнями
и леностью, если он не умеет бороться
с недугом?
Для ответа на эти другие вопросы в реферате
рассматриваются не которые особенности
организации физического воспитания в
школе.
1) Средства и методы
физического воспитания
Основным средством физического воспитания
– физические упражнения
(содержание физического воспитания; форма
физического упражнения). Выделяют
ещё 2 группы средств:
Оздоровительные
силы природы – солнце, воздух, вода.
Гигиенические факторы –
режим, питание, общественная и личная
гигиена.
Методы обучения
Метод - это способ воздействия, при котором
решается широкий круг задач в различных
условиях и с различным контингентом.
Включают в себя: заранее обусловленную
программу движения;
точное дозирование нагрузки и интервалов
отдыха;
Примером может служить метод круговой
тренировки
Признаки:
• основа круговой тренировки является
серийное повторение упражнений.
• наличие станций 8-10.
• число повторений на станциях от 1 до
3.
• весь круг проходят от 1 до 3 раз.
В основном, метод круговой тренировки
применяется при воспитании физических
качеств в более старшем возрасте, но как
вариант может использоваться в младшем
школьном возрасте, с учетом функциональных,
индивидуальных особенностей учащихся
младшей школы (варьируется нагрузка:
число повторений упражнений, количество
станций, интервалы отдыха, количество
кругов).
Игровой метод:
С давних пор игра составляет одну из основных
сфер жизни человека. Она дает возможность
ребенку познавать мир, воспитывает, делает
процесс обучения более интересным. Игра
– самый увлекательный метод обучения,
формирование детской души, развитие физических
сил и возможностей.
Игровой метод в сфере воспитания физических
качеств отражает методические особенности
игры, развивает не только физические
качества, но и воздействует на психические
процессы: память, внимание, мышление и
т.д., воспитывает чувство ответственности,
коллективизма, товарищества.
Черты игрового метода:
Игровой метод используется в процессе
физического воспитания для комплексного
совершенствования двигательного действия.
Совершенствовании, ловкости, координации,
быстроты. Т.е. игровым методом можно воспитывать
следующие качества: ловкость, быстрота,
сила.
Соревновательный
метод
Основная определяющая черта соревновательного
метода- конкретное сопоставление сил
в условиях упорядоченного соперничества.
Соревновательный метод применяется при
решение однообразных педагогических
задач: воспитание физических , волевых
и моральных качеств, совершенствование
умений и навыков.
Этот метод позволяет предъявить наиболее
высокие требования к функциональным
возможностям организма, и тем самым способствовать
их наивысшему развитию.
Для развития физических качеств учащихся
педагог должен кроме работы на уроке
максимально полно использовать и домашние
задания. Воспитание осуществляется на
материале, связанном с обучением двигательным
навыком или развитием физических качеств,
за счёт правильной методической, грамотной
организации занятий и взаимоотношений
между учащимися. Нагрузку учитель планирует
путем определения количества повторений,
длительности и интенсивности упражнений
и отдыха. Нагрузка при выполнении движений,
направленных на освоение двигательных
умений и навыков. Сложность подводящих
упражнений, приёмы взаимопомощи в группах
не должны мешать выполнению основной
задачи обучения. Это же положение касается
и выполнения упражнений на развитие физических
качеств.
Необходимо следить не только за нагрузкой,
которая имеет решающее значение для уровня
упражнений. Ведь при развитии качеств
используют обычно упражнения, хорошо
усвоенные учащимися. Повторное выполнение
должно не только развивать физические
качества, но и совершенствовать технику
двигательных умений и навыков.
Качественные особенности двигательной
деятельности человека характеризует
ее быстротой, силой, длительностью, слаженностью
отдельных частей движений в целостном
двигательном акте. В понятии физического
качества входят как проявления собственного
двигательной функции, так и психофизиологические
особенности, определяющие специфичность
этих проявлений. Количественной мерой
силы служит величина мышечного напряжения,
а также скорость передвижения на определенном
отрезке дистанции, выносливости- продолжительность
выполнения мышечной работы. Состояние
периферического аппарата движения, функций
внутренних органов, биохимические процессы
имеют специфические особенности при
проявлении каждого физического качества.
2)Урок – основная
форма работы по физическому воспитанию
Структура урока.
Подготовительная
часть - обеспечивает предпосылки для
продуктивной деятельности занимающихся
в основной части. Продолжительность вводной
части от 5 до 10 мин. мах. нагрузка должна
быть малой или средней, никаких остановок,
включают средства сопутствующие решению
основных задач или совершенствование
материала, применяемые средства должны
соответствовать по величине нагрузки
и по направленности тем задачам, которые
стоят на уроке
Основная часть -
решение основных задач.
Логическое распределение содержания
урока.
1. Блок координационной направленности.
Включает такие упражнения, которые определяют
настрой двигательного анализатора. Продолжительность
5-10 мин.
2. Блок основных упражнений, определяющий
решение задач по алгоритму. Длительность
упражнений 10-15 мин.
3. Блок эмоциональной направленности.
Определяет либо повышение, либо снятие
эмоционального напряжения. Длительность
3-5 мин.
4. Блок отстающих элементов. Направлен
на совершенствование двигательных способностей
или воспитание физических качеств. Длительность
3-5 мин.
Заключительная часть -
приведение организма в оптимальное для
последующей деятельности функциональное
состояние. Применение упражнений на внимание,
успокаивающие подвижные игры, подведение
итогов уроков, сообщение домашнего задания.
Продолжительность данной части урока
3-5 мин.
Требования к содержанию
урока.
1. К содержанию, урока должны подходить
исходя от уровня физической подготовленности
различных возрастных групп. Особенно
в младшем школьном возрасте нельзя использовать
средства высокой интенсивности и средства
статического характера по нагрузке. Необходимо
использовать разнообразные упражнения,
способствующие развитию скоростно-силовых
качеств с проявлением общей выносливости
и координации. Дети в этом возрасте по
мнению многих ученых могут много работы
выполнять средней и умеренной интенсивности,
но у них резко наступает утомление при
выполнении нагрузок повышенной интенсивности.
Упражнения средней и умеренной интенсивности
должны быть разнообразными по включаемым
средствам.
2. С учетом возрастных особенностей в
младшем школьном возрасте на уроках должны
всегда присутствовать элементы, направленные
на коррекцию позвоночника; на развитие
мышечных групп дыхания, укрепление стопы.
Кроме того, на уроке обязательно воздействие
на основные мышечные группы: регионального,
глобального характера.
3. Использование рациональных основных
форм организации.
а) поточный способ - каждый последующий
ученик включается в работу до окончания
выполнения упражнения предыдущим. Этот
способ используется в тех случаях, когда
учениками освоены упражнения и им обеспечена
надежная страховка;
б) фронтальный способ - все учащиеся одновременно
привлекаются к выполнению одного задания.
Он используется при ознакомлении учащихся
с новым материалом при разучивании относительно
простых упражнений, не требующих особой
страховки и помощи, а также при совершенствовании
в выполнении хорошо освоенных движений;
в) групповой способ - при углубленном
разучивании сложных упражнений, позволяющих
точнее дозировать нагрузку, лучше наблюдать
за выполнением заданий учениками, исправлять
ошибки; г) индивидуальный - заключается
в том, что отдельные ученики, получив
те или иные задания, должны тут же самостоятельно
их выполнять;
д) круговой - для закрепления изученного
материала и воспитания физических качеств.
4. Оптимальное распределение величины
нагрузки.
Фоновая величина нагрузки должна быть
в 1-3 кл. 120-140 уд. в 1 мин.; в среднем звене-140_160
уд. Наиболее эффективными и доступными
на уроке можно считать следующие приемы
регулирования нагрузки:
1. Количеством повторений упражнений.
2. Амплитудой выполнения упражнений.
3. Изменением поднимаемого учащимися
веса.
4. Изменением условий выполнения упражнений.
5. Сопротивлением партнера и само сопротивлением.
6. Скоростью выполнения упражнений.
7. Временем выполнения упражнений.
8. Продолжительностью перерывов и изменением
их характера перед выполнением задания.
9. Усложнением упражнения путем соединения
его с другими действиями.
10. Частичным изменением способа выполнения
упражнения.
11. Темпом выполнения упражнения.
12. Исходным положением.
Регулируя нагрузку, учитель может брать
одновременно 2-3 приема. К примеру, изменять
исходное положение можно с одновременным
изменением темпа и применением отягощений.
Деятельность учащихся на
уроке определяется общей и моторной плотностью
и физиологической прямой (величины нагрузки).
Плотность занятия определяется в % путем
соотношения времени, затраченного рационально
на все виды деятельности ко времени всего
урока.
Общая плотность = (сумма рационально затраченного
времени*100%)/40 мин. (время ypокa) Моторная
плотность = (сумма времени на выполнение
упражнений* 100%)/40 мин. (время урока).Учитель
должен стремиться к 100 % общей плотности.
Моторная плотность составляет в тренировочных
уроках 70-80%, в учебных 50%.
Плотность урока зависит от многих факторов.
Наиболее важные из них следующие:
1. Количество учащихся в группах, командах,
играх.
2. Качество материальной. базы.
3. Количество инвентаря.
4. Использование эффективных методов
организации деятельности занимающихся,
способов выполнения заданий и управление
классом.
5. Интенсификация вспомогательных действий
на уроке и подготовка мест занятий до
урока.
6. Эффективная работа актива занимающихся
по организации занятий, привлечение к
нему временно освобожденных от уроков
учеников.
7. Краткость объяснений, замечаний, обсуждений,
их совмещение с выполнением упражнений.
8. Широкое использование дополнительных
заданий.
Физиологическая кривая урока отражает
интенсивность урока по Ч.С.С.
140-160 уд. (старшее звено)
130-140 уд. (среднее-звено)
120-130 уд. В 1 мин. (младшее звено)
Деятельность учителя
на уроке.
1. Конкретизирует задачи урока.
2. Подбирает средства для решения намеченных
задач.
3. Осуществляет организационно методическое
обеспечение, т. е. подбирает методы и формы
организации деятельности учеников.
4. Осуществляет двигательную подготовку
к уроку, вызванную необходимостью постоянно
находится в определенной форме.
Список литературы:
Информация о работе Урок – основная форма физического воспитания в школе