Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 06:55, реферат
Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько – на занятия и др. А всё это во многом зависит от биологических ритмов. Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы.
Введение…………………………………………………………………….. 2
• Работоспособность…………………………………………………………. 4
• Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, году.....….. 6
• Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…8
• Отдых и профилактика утомления………………………………………… 13
• Восстановление…………………………………………………………….. 14
• Заключение…………………………………………………………………. 16
• Литература………………………………………………………………….. 17
Из всех перечисленных примеров
можно сделать вывод: суточным ритмом
охвачен весь организм человека, представляющий
собой единую систему взаимодействия
всех органов, тканей и клеток. Ритмичность
физиологических процессов, отражающая
единство организма и среды, их взаимодействие
проявляется в организме
Исходя из сказанного, возможно, следовало
бы самую трудную и ответственную
работу выполнять в периоды
В результате экспериментальных исследований немецкий физиолог Р.Хашпп установил, что 1/6 часть людей относятся к людям утреннего типа, 1/3 — вечернего типа, а половина людей легко приспосабливается и к утреннему, и к вечернему режиму труда. Последних называют «голубями». Это преимущественно люди, занятые физическим трудом.
Но, хотя биологические ритмы важны
для жизнедеятельности, они вовсе
не определяют роковым образом физические,
психические возможности
Следует иметь в виду, что естественный ритм жизнедеятельности организма обусловлен не только его внутренними факторами, но и внешними условиями (экзогенными ритмами). Например, для спортсмена одним из условий компенсации снижения физических возможностей во время отрицательного периода физического цикла является тренировка, распределение ее во времени и чередование с отдыхом. Это же относится не только к спортсменам, но и к людям любой специальности, а также к студентам, занимающимся физкультурой и спортом.
Состояние биологических ритмов
На основании многочисленных исследований, проведенных учеными разных стран, о существовании биологических часов в многоклеточных живых организмах, можно считать, что в живых организмах существует иерархия ритмов, при этом биологические часы отдельных клеток синхронизируются с суточными ритмами «ведущих клеток».
Американский ученый К.Рихтер еще в 1960г. высказал предположение о существовании у человека трех типов биологических часов: центральных, гомеостатических и периферических.
Согласно Рихтеру, центр управления
биологическими часами у человека расположен
не в коре головного мозга. Это
обстоятельство он объясняет тем, что
зависимость от коры мозга придавала
бы суточным ритмам физиологических
процессов все основные черты
условных рефлексов. Действительно, влияние
коры головного мозга на суточные
ритмы человека ограничено. Даже при
отсутствии обоих полушарий суточная
периодичность различных
В организме человека нет таких
физиологических процессов, которые
не зависели бы полностью от ЦНС
и от общего состояния организма.
В работе периферических часов время
от времени могут участвовать
и центральные часы, которые по
нервным путям будут
Тот факт, что в другом часовом поясе ход биологических часов перенастраивается, свидетельствует об их условно-рефлекторной регуляции.
Отсюда студенту следует так планировать нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и не мешали процессу образования. В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние студента на данный момент. А, значит, ритм занятия (например физкультуры) определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной нагрузки на занятии важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать всем преподавателям, а в особенности преподавателям физкультуры, тренерам и т.д. и т.п. в организации учебного процесса для достижения высоких результатов.
Важно также учитывать и тот факт, что студенты с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а студентам с вечерним биологическим типом — во второй.
Если наблюдать за студентами на протяжении недели, то выявится закономерность: работоспособность падает к концу недели, отсюда следует, что необходимо распределять занятия таким образом, чтобы на конец недели попадали уроки, требующие минимальной нагрузки со студента.
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
Устойчивость организма к
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.
Так, по характеру мышечных сокращений
работа мышц может носить статический
или динамический характер. Деятельность
мышц в условиях сохранения неподвижного
положения тела или его звеньев,
а также упражнение мышц при удержании
какого-либо груза без его перемещения
характеризуется как
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая группа физических
упражнений, особенность которых
в нестандартности, непостоянстве
условий их выполнения, в меняющейся
ситуации, требующей мгновенной двигательной
реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений,
связанные со стандартностью или
нестандартностью движений, в свою
очередь, делятся на упражнения (движения)
циклического характера (ходьба, бег, плавание,
гребля, передвижения на коньках, лыжах,
велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического
характера (упражнения без обязательной
слитной повторяемости
Общее для движений циклического характера
состоит в том, что все они
представляют работу постоянной и переменной
мощности с различной
При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20-30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10-15 с); субмаксимальной (от 20-30 до 3-5 с); большой (от 3-5 до 30-50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).
Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. Если бы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода может только приближаться к указанной цифре.
В течение же первых 10-20 с работы
потребление кислорода в
При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ.
Снижение мощности и увеличение
продолжительности работы связано
с тем, что помимо анаэробных реакций
энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и
Информация о работе Утомление при физической и умственной работе