Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:46, реферат
В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается .как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов.
Введение
Предмет валеология
Объекты валеологии
Методы валеологии
Цели валеологии
Основные задачи валеологии
Валеология в культуре и образовании
Классификация валеологии
Взаимодействие валеологии с другими науками
Проблемы людей с заболеваниями глаз
Естественнонаучный факультет
Кафедра Физического воспитания и валеологии
Реферат
по физической культуре на тему
«Валеология и офтальмология»
Студент: Кордий Лидия, гр.1711
Преподаватель: Переходко Ф. Г
Санкт-Петербург
2012 г.
Оглавление:
Введение
В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается .как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов.
До сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует.
Несмотря на очевидную пользу от занятий физической культурой, существует множество проблем, возникающих при неправильной нагрузке на организм человека, подверженного какого-либо рода заболеваниям.
Для оптимизации физических нагрузок и защиты учащихся от непредвиденных осложнений служит валеология – наука о здоровом образе жизни.
Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo — «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более .широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
Предмет валеологии
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии
Объект валеологии — практически
здоровый, а также находящийся
в состоянии предболезни
Представляю таблицу распределения учащихся с проблемами зрения по группам занятий физической культурой:
Группа занятий по физкультуре |
Острота зрения |
Рефракция |
Другие изменения органа зрения |
I.Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в спортивных секциях и соревнованиях) |
Не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу |
Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр |
Не допускаются
учащиеся с хроническими воспалительными
и дегенеративными |
II.Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях) |
Не допускаются учащиеся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу |
Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. |
Не допускаются
учащиеся с хроническими воспалительными
и дегенеративными |
III. Специальная |
Занимаются по специальной
индивидуальной программе учащиеся
с гиперметропией и миопией более
6.0 дптр независимо от остроты зрения,
а также с хроническими воспалительными
и дегенеративными |
Методы валеологии
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д.
Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.
Если качественную оценку
здоровья традиционно в своей
практике использует медицина, то
количественная оценка
Основные цели и задачи валеологии
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.
В теоретическом плане
цель валеологии — изучение
закономерностей поддержания
Главные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Валеология принципиально
Валеология в культуре и образовании