Министерство
Спорта и Туризма Республики Беларусь
УО «Белорусский
государственный университет физической
культуры»
Реферат по
теме:
«Виды гимнастики»
Выполнила
студентка 1-го курса
Факультета
ОФКиТ
Группы 013
Волкова Екатерина
Минск 2015
Оглавление:
1.Характеристика,
содержание и тенденции гимнастики.
Гимнастика — один из наиболее популярных
видов спорта и физической культуры.
К видам гимнастики относятся:
спортивная, художественная, акробатическая,
эстетическая, командная уличная.
Оздоровительные виды
гимнастики предусматривает выполнение
упражнений в режиме дня в
виде упражнений утренней гимнастики,
физкультуры, физкультминутки в
учебных заведениях и на производстве
Существует несколько видов
оздоровительной гимнастики:
- Гигиеническая
гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.
- Ритмическая
гимнастика — разновидность оздоровительной
гимнастики. Важным элементом ритмической
гимнастики является музыкальное сопровождение.
2.
РАЗВИТИЕ СПОРТИВНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ
К спортивным видам гимнастики
относятся:
- спортивная гимнастика,
- художественная гимнастика,
- спортивная акробатика,
- спортивная аэробика.
Спортивная
гимнастика — это многоборный вид спорта.
В него входят: у мужчин — вольные упражнения,
упражнения на коне, на кольцах, на брусьях,
на перекладине, опорные прыжки; у женщин
— опорные прыжки, упражнения на разновысоких
брусьях, на гимнастическом бревне и вольные
упражнения. В занятия спортивной гимнастикой
включаются упражнения художественной
и ритмической гимнастики, акробатики,
хореографии, игры и др. (см. главу 12). Спортивная
гимнастика — олимпийский вид спорта.
Ее развитием в нашей стране руководит
Федерация спортивной гимнастики России.
Художественная
гимнастика — сугубо женский вид спорта.
Основными средствами ее являются упражнения
танцевального характера, выполняемые
с предметами и без предметов. Они служат
прекрасным средством физического воспитания
девочек, девушек и женщин. Ряд элементов
этого вида спорта включен в школьную
программу по физической культуре. В старших
классах проводятся самостоятельные занятия
художественной гимнастикой. Развитием
художественной гимнастики в стране руководит
Федерация художественной гимнастики
России. Художественная гимнастика является
олимпийским видом спорта.
Спортивная
акробатика включает в себя три группы
упражнений: акробатические прыжки, парные
(мужская и смешанная пары) и групповые
упражнения. К акробатическим относят
и упражнения на батуте. Широкий диапазон
сложности акробатических упражнений
позволяет обучать им лиц, различных по
возрасту, полу и физической подготовленности.
Для занятий акробатикой не требуется
сложное оборудование, достаточно акробатической
дорожки, гимнастических матов. Заниматься
ею можно не только в спортивном зале,
но и на спортивной площадке. Развитием
акробатики в стране руководит Федерация
акробатики России. Она организует и проводит
соревнования, включая первенства России.
Спортивная
аэробика — это вид спорта, в котором
спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный
комплекс упражнений, включающий сочетания
сложнокоординационных ациклических
движений, различные по сложности элементы
разных структурных групп, а также взаимодействия
между партнерами. Включает в себя следующие
виды упражнений: индивидуальные выступления
мужчин и женщин, смешанные пары, тройки
и шестерки в любом составе. Основу хореографии
в этих упражнениях составляют «базовые»
аэробные шаги и их соединения. В 1995 г.
Международным олимпийским комитетом
(МОК) аэробика была признана официальной
дисциплиной и вошла в Международную федерацию
гимнастики (FIG). У нас в стране руководят
развитием и проводят соревнования Федерация
и Ассоциация спортивной аэробики России
при поддержке Федерации спортивной гимнастики
России в соответствии с правилами Международной
федерации аэробики.
3.ХАРАКТЕРИСТИКА
И СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ.
Оздоровительные виды гимнастики
предусматривают выполнение упражнений
в режиме дня в виде утренней гигиенической
(зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы,
физкультминутки в учебных заведениях,
на производстве; сюда включены также
лечебная и ритмическая гимнастика. Главное
назначение их состоит в том, чтобы укреплять
здоровье человека, поддерживать на высоком
уровне его физическую и умственную работоспособность
в учебе, труде, повышать активность в
трудовой и общественной деятельности.
Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения
и укрепления здоровья, поддержания на
высоком уровне физической и умственной
работоспособности, трудовой и общественной
активности, для отдыха после большого
физического, умственного и эмоционального
напряжения, продолжительной адинамии.
Занятия проводятся в индивидуальной
и групповой формах с детьми из детских
садов, школьниками, учащимися средних
и высших учебных заведений; в оздоровительных
лагерях, в домах отдыха, санаториях и
с военнослужащими Российской Армии. В
комплексы гигиенической гимнастики включаются
ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные
упражнения. Заканчивается комплекс упражнениями
в глубоком дыхании и в расслаблении мышц.
После упражнений принимаются водные,
воздушные, солнечные процедуры. Упражнения
и дозировка нагрузки подбираются с учетом
возраста, пола, состояния здоровья, уровня
физической подготовленности и других
индивидуальных особенностей занимающихся.
Гигиеническая гимнастика может проводиться
в любое время дня: утром — для более быстрого
вхождения в режим дня; днем — для снятия
накопившегося утомления. Перед сном очень
полезны упражнения в виде напряжений
и последующих расслаблений основных
мышечных групп в сочетании с глубоким
дыханиемда психическим настроем на глубокий
сон, на восстановление сил, истраченных
за день, с мысленной благодарностью судьбе
(Вселенной) за достойно прожитый день
и с надеждой на успехи в дне грядущем.
В армии этот вид гимнастики проводится
после ночного сня с целью более быстрого
вхождения в рабочее состояние, повышения
физической подготовленности и закаливания
военнослужащих. Вводная гимнастика направлена
на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую
учебную или трудовую деятельность. По
форме организации это «гимнастика до
занятий» в школе и «гимнастика до работы»
на производстве. Здесь применяются упражнения
по структуре движений, энергетическому
и сенсорному обеспечению близкие к профессиональным
двигательным действиям. В ходе выполнения
упражнений достигается физиологический
и психологический настрой на активную
и высокопроизводительную учебную или
производственную деятельность. Продолжительность
выполнения упражнений от 5 до 10 мин. Физкультурная
минутка, или физкультурная пауза, применяется
для поддержания физической и умственной
работоспособности на высоком уровне
в течение всего учебного или трудового
дня, предупреждения нарушения осанки,
локального физического утомления. Она
проводится при появлении признаков утомления
(отвлечение внимания, нарушение позы,
чувство усталости и др.) во время учебных
занятий или работы. Комплекс может состоять
из 5 — 10 упражнений и выполняться в течение
2 — 5 мин.
Лечебная
гимнастика — основа лечебной физической
культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению
временно утраченных отдельных функций
организма после травмы, ранения, болезни,
хирургической операции и др. Применяется
в комплексе с другими лечебными средствами
при самых различных заболеваниях. Она
особенно эффективна при лечении опорно-двигательного
аппарата. Комплексы лечебной гимнастики
для школьников составляются врачом совместно
с учителем физкультуры в зависимости
от индивидуальных отклонений в состоянии
их здоровья. В лечебных учреждениях упражнения
подбираются с учетом характера заболевания
и индивидуальных особенностей больного.
В комплексы включаются: дозированная
ходьба, бег, строевые и общеразвивающие
упражнения (без предметов и с предметами:
палки, гантели, эспандеры, мячи, скакалки),
упражнения на гимнастической стенке
и скамейке и др. Основной формой занятия
является урок или процедура продолжительностью
30 — 60 мин.
Разновидностью
лечебной физической культуры на современном этапе являются нетрадиционные виды
оздоровительной гимнастики: коррекционная,
релаксационная, восстановительная, дыхательная,
суставная и т.д.
Ритмическая
гимнастика считается разновидностью оздоровительной
гимнастики. Комплекс упражнений составляется
из обще-развивающих упражнений, элементов
художественной гимнастики и хореографии,
стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков
и других несложных по технике исполнения
упражнений. Важным элементом ритмической
гимнастики является музыкальное сопровождение.
С помощью этих средств можно дозировать
величину физиологической нагрузки на
организм, управлять психологическим
состоянием занимающихся, повышать их
активность на занятии. В ритмической
гимнастике можно выделить достаточное
количество разновидностей, отличающихся
друг от друга содержанием и построением
урока. К оздоровительным направлениям
ритмической гимнастики относятся: классическая
аэробика, гимнастика с использованием
базовых шагов, танцевальная, где используются
различные современные танцевальные стили
и направления (салса, рок, диско, фанк,
хип-хоп); аэробика с использованием предметов
и приспособлений (степ, слайд, фитбол
и др.).Характерной чертой оздоровительных
видов ритмической гимнастики является
наличие аэробной части занятия, на протяжении
которой поддерживается работа кардиореспираторной
системы на определенном уровне, что и
дает оздоровительный эффект. В последнее
время появился ряд новых, нетрадиционных
в массовом оздоровительном движении
видов двигательной активности:
- Стретчинг (гимнастика поз) включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для увеличения подвижности определенных мышечных групп и суставов.
- Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В систему данного вида оздоровительной гимнастики входит тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения времени удержания определенной позы.
- Шейпинг
система — это гармоничное соединение
влияния физических упражнений, определенного
режима питания и специального компьютерного
тестирования на организм занимающихся.
Шейпинг — одна из самых популярных систем,
получивших распространение в нашей стране.
Существует несколько видов шейпинг-систем:
- шейпинг-терапия,
- шейпинг-юни, шейпинг для беременных,
- шейпинг-про,
- шейпинг тонких тел.
Восточные оздоровительные
системы гимнастики позволяют использовать
резервы человеческого организма, обладающего
уникальными возможностями для самосохранения
и восстановления. Специфичной чертой
комплексов восточных видов гимнастики
является единство внутренней и внешней
деятельности организма, достигнутое
при ведущей роли сознания.
4.ХАРАКТЕРИСТИКА
И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИХ
ВИДОВ ГИМНАСТИКИ
К этим видам гимнастики относятся:
- основная,
- женская,
- атлетическая
- профессионально-прикладная.
Основная
гимнастика располагает большими возможностями
для решения оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Они могут быть
реализованы за счет многоструктурности
упражнений и многофункциональности каждого
из них. Это открывает перед педагогом
неисчерпаемые возможности творческого
подхода к обогащению занимающихся системой
специальных знаний, умений и навыков.
Такими знаниями в области гимнастики
могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогической
дисциплине: о ее содержании, социальной
значимости, истории, технике исполнения
упражнении и законах, лежащих в ее основе;
о возможности использования упражнений
в оздоровительных, образовательных и
воспитательных целях; о воздействии на
отдельные органы и системы организма,
с целью повышения их функциональных возможностей,
развития двигательных и психических
способностей к избранному виду учебной,
спортивной или профессиональной деятельности,
обогащения учащихся разносторонним опытом,
обучения прикладным упражнениям и др.
Упражнения основной гимнастики в сочетании
со словом педагога и музыкальным сопровождением
являются эффективным комплексным средством
и методом воспитания у занимающихся личностных
свойств: добросовестного, глубоко осознанного
и активного отношения к занятиям гимнастикой,
к учебе, трудовой и общественной деятельности.
Широкие возможности использования основной
гимнастики в целях гармонического физического
и духовного развития личности сделали
ее самостоятельным средством и методом
физического воспитания всех возрастных
категорий занимающихся. Поэтому она положена
в основу государственных программ физического
воспитания детей дошкольного и школьного
возраста, учащихся средних и высших специальных
учебных заведений, а также лиц среднего
и пожилого возраста. Систематические
занятия в зрелом возрасте способствуют
поддержанию высокой физической и умственной
работоспособности на долгие годы. В школе
основная гимнастика включена в уроки
физической культуры, применяется в группах
здоровья, общей физической подготовки.
На занятиях используется весь арсенал
входящих в нее упражнений.
Женская
гимнастика учитывает особенности организма
и психологического склада женщин. При
подборе упражнений, методических приемов
учитываются, прежде всего, функции материнства,
поэтому специальное внимание обращается
на развитие силы, быстроты, выносливости
мышц ног, таза, живота и спины. В занятия
включаются все виды общеразвивающих
гимнастических упражнений: вольные упражнения
без предметов и с предметами, упражнения
на гимнастической стенке, скамейке и
др. В занятиях с женщинами большое место
занимают упражнения художественной гимнастики,
элементы бальных и народных танцев и
музыка. Музыкальному сопровождению занятий
уделяется особое внимание. С помощью
этих упражнений развиваются координация
движений, гибкость, плавность, грациозность,
красота движений, формируется правильная
и красивая осанка, укрепляется здоровье,
повышается физическая и умственная работоспособность.
Гимнастика с профессиональной направленностью
объединяет упражнения и методические
приемы, с помощью которых можно своевременно,
до начала профессионального обучения,
повышать функциональные возможности
организма, изучать (оценивать) и развивать
двигательные и психические способности,
воспитывать личностные свойства, необходимые
занимающимся в избранном виде профессиональной
деятельности. Развитию профессиональных
способностей и формированию прикладных
двигательных навыков большое внимание
уделяется при занятиях гимнастикой в
средних и высших специальных учебных
заведениях. Здесь фактически вся физическая
подготовка носит прикладной характер,
т.е. она ориентирована на развитие способностей,
необходимых занимающимся для успешного
овладения избранным видом трудовой деятельности
и достижения в ней профессионального
мастерства.
Атлетическая
гимнастика — прекрасное средство и метод
развития мышечной силы, силовой выносливости
и воли, функциональных возможностей организма;
приобщения подростков и юношей к систематическим
занятиям физическими упражнениями; формирования
здорового образа жизни; отвлечения от
курения, употребления наркотиков и других
вредных для здоровья и становления личности
привычек; подготовки юношей к труду, а
девушек к детородной функции и материнству.
Атлетическая гимнастика, являясь продолжением
гигиенической, может стать началом спортивной
гимнастике.
Список литературы
1. Бирюк Е. Ритмическая гимнастика:
Метод. рекомендации/ Е. В. Бирюк,. - К.: Молодь,
1986. - 151 с.
2. Бирюк Е. Художественная гимнастика:
методический материал/ Е. В. Бирюк,. - К.:
Рад. школа, 1981. - 102 с.
3. Гимнастика и методика преподавания:
[Учеб. для ин-тов физ. культуры/ В. М.,
Белов Е. С., Билевский В. М., Белов Е. С.,
Бирючков Б. И. и др.]; Под общ. ред. В. М. Смолевского.
- 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Физкультура
и спорт, 1987. - 335 с.