Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:12, реферат
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
Как свидетельствует мировой и
отечественный опыт, число детей
с отклонениями в развитии велико
и неуклонно возрастает. Этому есть
ряд причин: дестабилизация общества и
отдельных семей, отсутствие в ряде случаев
нормальных гигиенических, экономических,
экологических условий для будущих матерей
и детей разных возрастных групп. У многих
детей возникают психическая, познавательная
депривация, недостаточность удовлетворения
сенсорных и эмоциональных контактов
и потребностей. Эти и многие другие патологические
факторы приводят к различным заболеваниям
и отклонениям в развитии.
Понятие «аномалия развития» входит
в круг понятий, объединяемых термином
«дизонтогенез», которым обозначают различные
формы нарушений онтогенеза, т. е. развития
индивида в отличие от развития вида (филогенез).
Многочисленными психолого-педагогическими
исследованиями доказано, что ранняя диагностика
и коррекция отклонений психомоторного
развития детей являются главными условиями
их эффективного обучения и воспитания,
предупреждения у них более тяжелых нарушений
(вплоть до инвалидности) и социальной
депривации.
На начальных этапах развития проблемного
ребенка главным препятствием к его обучению
и воспитанию является первичный дефект.
При отсутствии коррекционного воздействия
в дальнейшем ведущее значение начинают
приобретать вторичные наслоения (отклонения),
и именно они мешают социальной адаптации
ребенка. Возникают педагогическая шпущенность,
расстройства эмоционально-волевой сферы
и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными
особенностями на фоне дефицита общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.
В настоящее время единых принципов классификации
нарушений в развитии не существует. Некоторые
исследователи выделяют следующие группы
детей с отклонениями в развитии:
1) дети с сенсорной неполноценностью (с
нарушениями слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
Эта классификация детей с
Возможно и другое подразделение на группы:
В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова
«Основы дефектологии» (М., 1990) приводится
следующая классификация детей с нарушениями
развития:
Психомоторное развитие ребенка - сложный
диалектический процесс, в нем отмечаются
последовательность и неравномерность
формирования отдельных психических процессов
и функций. На каждой из усложняющихся
стадий развития выявляется ее связь с
предшествующей и последующими стадиями,
каждый возрастной этап характеризуется
качественным своеобразием, отличающим
его от других этапов.
Нарушения развития детей могут
быть вызваны разными факторами.
Неблагоприятное воздействие в
период внутриутробного развития называется пренаталъным, в период
родовой деятельности мотальным, а после рождения
- постнаталь-ным воздействием.
Соответственно называются и нарушения.
Сочетание внутриутробной и природовой
патологии называется перинатальным повреждением
(например, перинатальная энцефалопатия).
Вызвать отклонения в развитии могут
различные патологические факторы,
действующие во внутриутробный период: генетические
отклонения, отягощенная наследственность,
хронические заболевания родителей; злоупотребление
родителей алкоголем, наркотиками, курением;
физические и психические травмы женщины
в период беременности; инфекционные,
вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт
по резус-фактору; нефропатия - недостаточность
деятельности почек, токсикозы и интоксикация
(отравления); внешнесредо-вые факторы
- неблагоприятная экологическая ситуация,
профессиональные вредности у родителей
до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные
факторы.
Другая группа причин - патология родовой деятельности: быстрые,
стремительные роды, длительные роды со
стимуляцией, использование щипцов, обвитие
ребенка пуповиной, что приводит к рождению
в асфиксии (удушье), неквалифицированное
оказание акушерской помощи и другие природовые
травмы.
Нарушения развития ребенка могут
быть вызваны и различными прижизнен
В ряде случаев отмечается действие
не одного какого-либо патологического
фактора, а их сочетание - полиэтиология. Проявляется
наследственная отягощенность: через
специальные структуры половых клеток
родителей - хромосомы -передается информация
о признаках отклонений (аномалий) развития.
Хромосомные нарушения (аберрации) приводят
к умственной отсталости ребенка, нарушениям
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата и т.д. По данным современной
науки, на 1000 новорожденных приходится
5-7 детей с хромосомными аномалиями.
Нарушения психомоторного развития ребенка
могут иметь место при нарушениях питания
и сна детей, при длительных соматических
заболеваниях, вызывающих истощение ребенка
и поражение центральной нервной системы.
Вероятность возникновения отклонений
в развитии повышается у недоношенных
детей, родившихся раньше срока или с малым
весом тела.
Нарушения развития, связанные с органическим
поражением центральной нервной системы,
называются органическими нарушениями.
Дефекты развития могут быть вызваны
функциональными, а не органическими
причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В
их числе: социально-педагогическая запущенность,
эмоциональная депривация (недостаточность
эмоционально положительного контакта
ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие)
в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность
речевых контактов ребенка и др.
Установлено, что благополучное
развитие ребенка бывает только в
случаях равновесия между внутренними
и внешними условиями формирования
организма. По словам И.П.Павлова, болезнь
возникает там и тогда, когда нарушается
равновесие внутренних и внешних условий
жизни организма, когда на неблагоприятное
воздействие окружающей среды ребенок
не может дать соответствующую ответную
реакцию, не может приспособиться к этому
воздействию. Функциональные нарушения
обычно являются более легкими по сравнению
с органическими, и при устранении неблагоприятных
факторов развитие интенсифицируется,
а при проведении специальной коррекционной
работы ребенок может догнать в развитии
сверстников. Функциональные нарушения
обратимы и при своевременно проведенных
коррекционных мероприятиях обычно проходят
бесследно.
Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности
закономерностей развития нормального
и аномального ребенка, что было подтверждено
рядом более поздних исследований. И в
норме, и при патологии психическое развитие
имеет поступательный, поэтапный характер.
Каждый этап завершается формированием
новых, более совершенных по сравнению
с предыдущими качеств, что является основой
для будущего скачка в развитии. Свойства
психики формируются на основе чередования
эволюции признаков с революционным, скачкообразным
формированием новых качеств. Динамика
развития нормального и аномального ребенка
подчинена единым общим закономерностям,
при этом каждый вид аномального развития
характеризуется своими специфическими
особенностями. Дети с отклонениями по
всем параметрам отличаются * от детей
с нормальным развитием.
Каждый вид аномального
При разных видах отклонений в развитии
доминирующим ниляется нарушение речевого
общения, когда у ребенка нарушена способность
к приему и переработке информации. Это
общая закономерность для всех аномальных
детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного
развития важно учиты-нать общие для нормального
и аномального развития закономерности
и тенденции, общие для всей группы проявления
нарушений, а также индивидуальные характерологические
особенности каждого ребенка. Одна категория
аномальных проявлений отличается от
другой по ряду диагностических и прогностически
значимых показателей.
Важной закономерностью психического
развития аномальных детей являются трудность
их социальной адаптации, (атруднения
во взаимоотношениях и взаимодействиях
с социальной средой.
Воспитание детей с отклонениями в развитии
отличается своеобразием, которое проявляется
в коррекционной направленности, в неразрывной
связи коррекционного воздействия с формированием
практических навыков и умений. Особенности
воспитания конкретного ребенка зависят
от характера имеющегося у него дефекта,
от степени выраженности нарушений отдельных
психических процессов и функций, от возрастных
и компенсаторных возможностей ребенка,
от характера медико-педагогического
воздействия, от условий жизни и воспитания
ребенка и ряда других факторов. Одни дети
нуждаются только в психолого-педагогическом
воздействии, другим требуется и серьезная
лечебно-оздоровительная помощь. Все это
подчеркивает необходимость ранней диагностической
и коррекционной работы, ибо раннее выявление
нарушений - залог эффективности их преодоления.
Нарушения развития у детей многоплановы
и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной,
двигательной, речевой или сенсорной неполноценности.
Отклонения в развитии бывают разных форм
и разной степени выраженности. Часто
они становятся заметными, и если своевременно
не приняты необходимые лечебно-оздоровительные
и педагогические меры, могут возникнуть
вторичные отклонения в структуре дефекта.
Поэтому очень важно своевременно обнаружить
отклонение в развитии и оказать ребенку
необходимую помощь. Родители и воспитатели
не всегда могут адекватно оценить состояние
ребенка, обнаружить имеющиеся у
него проблемы и отклонения в развитии,
поэтому педагогам общеобразовательных
учреждений необходимо иметь определенный
запас сведений по специальной психологии
и коррек-ционной педагогике и владеть
навыками коррекционно-воспитательного
воздействия.
Организм ребенка, его здоровье,
личностные особенности рассматриваются
современной наукой системно, целостно,
многоаспектно.
Педагог должен иметь четкое представление
о закономерностях формирования индивида,
личности, при этом важно абстрагироваться
от частностей и деталей. У педагога должно
быть сформировано системное представление,
системное мышление и в целом системная
парадигма в изучении, обучении и воспитании
ребенка, в том числе и ребенка с отклонениями
в развитии.
Современный подход к коррекции и компенсации
отклонений в развитии может быть охарактеризован
как комплексный и личностно-ориентированный,
т.е. при оценке состояния ребенка должны
учитываться данные разных специалистов,
характеризующие разные стороны психического
и физического состояния ребенка, и оказываемая
ребенку помощь должна быть многоплановой.
При этом учитываются индивидуально-личностные
особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное
воздействие не может и не должно быть
стандартизированным.