Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:18, реферат
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Влияние физических упражнений на развитие организма
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является
достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной
нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается
дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая
появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в
организме школьника.
Исследования
гигиенистов свидетельствуют,
большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших
школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает
только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического
воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с
поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к
старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в
6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная
активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины
двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность
школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам
не только приходится
активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую
позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное
положение за партой или
функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно
–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее
глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних
конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно
мозга : снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация
движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные
последствие гипокинезии
молодого организма “
предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим
дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия
на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном
рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать
тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется
сутулость.
В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения
двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные
установили , что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и
массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебных заведений. Разница к
концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет
3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300
гр.
Единственная
возможность нейтрализовать
школьников при
отдых от школы и организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки,
подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в
кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные
дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит
непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом
главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на
укрепление здоровья.
Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные
показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не
занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см.,
масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см., сила
сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4
литра.
В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников не занимающихся
физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.;
у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, - на13 кг.,
а у занимавшихся, кроме уроков физвоспитания, ещё и спортом на 23 кг.
Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под
микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном
мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до60 капилляров. На этом же
участке после усиленной физ. Работы мышцы начитывалось до 30 000 капилляров то
есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза
в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в
кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью,
способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом обмен
веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много
раз.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать
хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают
достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Под влиянием
мышечной деятельности
отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были
систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел
нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора
головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную
регуляцию деятельности организма.
Физ. упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы
как сили, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая
умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался
над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так
ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно , как
собрана вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует
мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность
мозга.
“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не
могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже
начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как
нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.
Достаточная
двигательная активность
гармонического развития личности.
Физические
упражнения способствуют
помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек
, улучшают желез внутренней секреции : щитовидной, половых, надпочечников,
играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием
физических нагрузок
сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные
сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному
совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь
, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в
кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и
стимулирует кроветворение.
Физические
упражнения вызывают
В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается
подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует
застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой
возможных заболеваний.
Лёгкие при
систематических занятиях
объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение
для вентиляции лёгких.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции,
бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему
человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к
регулярным занятием ими.
Информация о работе Влияние физических упражнений на развитие организма