Влияние физкультуры на работоспособность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Файлы: 1 файл

влияние физкультуры на работоспособность студентов.docx

— 172.57 Кб (Скачать файл)

4.1.2. Сон и психическое здоровье

В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты исключительные успехи. В феномен  сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и  всего организма. В период сна  происходит чередование парадоксального  и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чередования  вызывает расстройство сна.

Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает  исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Установлено, что тотальное  или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются  память, внимание, а вследствие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном состоят в следующем:

1.     Активная  деятельность днем,   особенно  физическая.    Важно, чтобы  сон и бодрствование (активная  деятельность) совпали с  биологическими   ритмами организма. Продолжительность  сна у каждого индивида определяется  наследственными факторами и   личностными   особенностями.   Из   своего   опыта каждый  человек знает, сколько он должен  спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.

2.     Ежедневная  мышечная активность, причем напряженную  умственную деятельность необходимо  чередовать с  физическим трудом  или занятием спортом. Можно,  например, ходить пешком на учебу  и с учебы, затрачивая  дополнительно 1... 1,5 часа.

3.     Определенный комфорт спального места.

Итак, восстановление нормального сна должно иметь  как информационное, так и восстановительно-адаптационное  значение. В последнем случае сон  выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перенапряжений. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и длительной напряженной умственной деятельности.

4.1.3. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления

Малоподвижный образ  жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. На протяжении миллионов лет эволюции для того, чтобы выжить, организм человека приспосабливался к интенсивной  мышечной нагрузке. Деятельность всех систем организма была направлена на хорошее обеспечение работоспособности  мышц и в свою очередь стимулировалась  и совершенствовалась под влиянием интенсивных мышечных усилий.

При отсутствии достаточной  дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения  функционального состояния мозга  и сенсорных систем. Наряду с изменениями  в деятельности высших отделов головного  мозга снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус и др.) или  ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением, пищеварением и т.д.). Вследствие этого, наблюдается  снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.

Для данного состояния  характерны повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, нарушение сна, утрата способности  к длительному умственному или  физическому напряжению. Все эти  симптомы могут проявляться в  различной степени. Наиболее действенной  альтернативой гипокинезии и  гиподинамии в современных условиях могут выступать средства физической культуры, увеличение объема и интенсивности  мышечной деятельности.

Задача физиологов труда и спорта заключается в  определении для каждого человека «нормы» двигательной нагрузки, т.е. величины ДА, необходимой для поддержания физических возможностей и здоровья на таком уровне, который обеспечивал бы нормальное протекание жизненно важных функций, активное долголетие, «радость жизни», высокую работоспособность.

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов

Среди мероприятий  направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление  и профилактику психоэмоционального  и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

-  систематическое  изучение учебных предметов студентами  в  семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

-  ритмичную и  системную организацию умственного труда;

-  постоянное поддержание эмоции интереса;

-  совершенствование  межличностных отношений студентов  между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

-  организацию рационального  режима труда, питания, сна и отдыха;

-  отказ от вредных  привычек:  употребления алкоголя  и наркотиков, курения и токсикомании;

-  ДА и физическую  тренировку, постоянное поддержание  организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

-  обучение  студентов  методам самоконтроля за состоянием  организма с целью выявления  отклонений от  нормы  и   своевременной  корректировки  и устранения этих отклонений  средствами профилактики.

6. Вывод

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма  студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние  гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов  и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 
 

Список литературы

Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с илл.

Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. -448с.


Информация о работе Влияние физкультуры на работоспособность студентов