Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 18:03, реферат
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
4.1.2. Сон и психическое здоровье
В вопросе изучения
сна за последние годы достигнуты
исключительные успехи. В феномен
сна (поведенческие и
Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.
Установлено, что тотальное или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются память, внимание, а вследствие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.
Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном состоят в следующем:
1. Активная
деятельность днем, особенно
физическая. Важно, чтобы
сон и бодрствование (активная
деятельность) совпали с биологическими
ритмами организма.
2. Ежедневная
мышечная активность, причем напряженную
умственную деятельность
3. Определенный комфорт спального места.
Итак, восстановление
нормального сна должно иметь
как информационное, так и восстановительно-
4.1.3. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления
Малоподвижный образ
жизни современного человека приводит
к тому, что нарушается функциональное
состояние всех систем организма. На
протяжении миллионов лет эволюции
для того, чтобы выжить, организм
человека приспосабливался к интенсивной
мышечной нагрузке. Деятельность всех
систем организма была направлена на
хорошее обеспечение
При отсутствии достаточной
дозы ежедневных мышечных движений происходят
нежелательные и существенные изменения
функционального состояния
Для данного состояния
характерны повышенная утомляемость,
крайняя неустойчивость настроения,
ослабление самообладания, нетерпеливость,
нарушение сна, утрата способности
к длительному умственному или
физическому напряжению. Все эти
симптомы могут проявляться в
различной степени. Наиболее действенной
альтернативой гипокинезии и
гиподинамии в современных
Задача физиологов
труда и спорта заключается в
определении для каждого
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
Среди мероприятий
направленных на повышение умственной
работоспособности студентов, на преодоление
и профилактику психоэмоционального
и функционального
- систематическое
изучение учебных предметов
- ритмичную и системную организацию умственного труда;
- постоянное поддержание эмоции интереса;
- совершенствование
межличностных отношений
- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
- ДА и физическую
тренировку, постоянное поддержание
организма в состоянии
- обучение студентов
методам самоконтроля за
6. Вывод
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер
изменений умственной работоспособности
достигается во многом при адекватном
для каждого индивида использовании
средств физической культуры, методов
и режимов воздействия. Обобщенными
характеристиками эффективного внедрения
средств физической культуры в учебный
процесс, обеспечивающих состояние высокой
работоспособности студентов в учебно-трудовой
деятельности, являются: длительное сохранение
работоспособности в учебном труде; способность
к ускоренному восстановлению; малая вариабельность
функций, несущих основную нагрузку в
различных видах учебного труда; эмоциональная
и волевая устойчивость к сбивающим факторам,
средняя выраженность эмоционального
фона; снижение физиологической стоимости
учебного труда на единицу работы.
Список литературы
Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с илл.
Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. -448с.
Информация о работе Влияние физкультуры на работоспособность студентов