Возникновение физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:54, реферат

Описание работы

Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим). другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо.

Файлы: 1 файл

Возникновение физической культуры и спорта.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

В этот же период возникает марксистское учение о всестороннем развитии личности, частью которого является физическое воспитание. Основоположники научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса разработали основы научной теории физического воспитания трудящихся, что составило качественно новый этап в развитии педагогической мысли в этой области. "общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности" К. Маркс и Ф. Энгельс., т. 4, стр. 336. Изучение и следование вопросов физического воспитания впервые были освобождены от влияния идеализма и поставлены на конкретную научную основу.

Во второй период нового времени отчётливо проявляется стремление буржуазии использовать физическую культуру и спорт целях укрепления своего государства. Возникают многие буржуазные спортивные и гимнастические организации.

Усиливается классовая борьба в области физической культуры. В противовес буржуазным клубам создаются рабочие спортивные организации, делаются попытки создать международную рабочую спортивную организацию. Передовая часть представителей пролетарского спорта ведёт активную революционную борьбу против милитаризации физического воспитания.

С возникновением спортивно-гимнастического движения создаются буржуазные спортивные кружки и клубы, начинает развиваться современный спорт.

Физическая культура и спорт в России в период империализма развивались под влиянием острой политической борьбы. Общий уровень спорта и в том числе бега оставался низким.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции создала все свои условия для развития спорта в нашей стране. В 1926-1937 гг. развитие физической культуры и спорта в СССР связывалось с задачами строительства социализма.

Возникновение советского физкультурного движения оказывает огромную моральную и политическую помощь в борьбе рабочих спортивных организаций против буржуазной и правой социал-демократической идеологии в спорте.

В СССР широко развивалась физическая культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию. В годы Великой Отечественной войне, ставшая суровым испытанием для советского народа, потребовала максимального напряжения его физических, духовных и моральных сил.

После второй мировой войны в развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах произошли глубокие изменения. По совершенно новому пути стало развиваться физкультурное движение в тех странах, которые вступили на путь социализма. Народность, массовость, оздоровительная направленность, коммунистическая идейность и научность отличительные черты физкультурного движения в этих странах.

В 21 в. развитие спорта едёт большими темпами, всё новые рекорды спортсмены устанавливают в разных дисциплинах. Но больше и ответственнее стоят сейчас перед физкультурными организациями. Дальнейшее развитие массового физкультурного движения и перерастание его в общенародное движение и на этой основе достижения высокого спортивного мастерства приобретает всё больше социальное движение. Успехи в развитие спорта и все расширяющиеся международные спортивные связи будут служить дальнейшему укреплению дружбы и взаимопонимания между русским народом и народами других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура и спорт в средние века

Феодальная общественно- экономическая формация, возникшая в результате разложения рабовладельческого строя, явилась закономерным этапом в ходе дальнейшего развития человеческого общества.

Огромное значение в жизни феодального общества имела католическая церковь, нанёсшая большой ущерб не только умственному, но и физическому воспитанию народных масс. Но однако церковь поощряла систему военно-физической подготовки рыцарей, особенно в периоды раннего и развитого феодализма. Основными чертами этой системы, как и в рабовладельческом обществ, были классовый характер и военная направленность.

Народные массы, несмотря на своё тяжёлое положение, имели большие по сравнению с рабовладельческим обществом возможности заниматься физической культурой. Однако эти возможности были всё же крайне ограниченными.

В период позднего средневековья зарождалось буржуазная физическая культура, идеологами которой выступают гуманисты. В это же время возникают первые социалистические теории физического воспитания.

Становление и развитие физической культуры у нардов нашей Родины своими корнями уходят в далёкое прошлое. Формы физического воспитания господствующего класса были направлены главным образом на военно-физическую подготовку. А в 17 в. была сделана первая попытка теоретически осмыслить и проанализировать физические упражнения с педагогической точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура и спорт в Древней Греции

Нет числа мифам - один прекраснее другого! - о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии - роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные греческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Программа игр представляла:

Бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г.до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г.до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).

С 708 г.до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

С 688 г.до н.э. - кулачный бой;

С680 г.до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в.до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы.

В 632 г.до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.

Олимпия - центр Олимпийского мира.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии - роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Олимпийский огонь.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

РИМСКИЕ ИГРЫ.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Информация о работе Возникновение физической культуры и спорта