Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 23:16, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные высшие достижения и др.

Содержание работы

Введение

1. Возникновение физической культуры и спорта

2. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира

2.1 Физическая культура в Древней Греции

2.2 Физическая культура в странах Древнего Востока

2.3 «Царский период» (8-6 вв. до н. э.)

2.4 «Период республики» (6-5 в.в до н. э.)

2.5 «Императорский период» (31 год до н. э. - 476 г. н. э.)

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ7.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Физическая культура в странах  Древнего Востока

 

Первые известные следы физической культуры древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, точнее - в Месопотамии. В период формирования и укрепления отдельных государств активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало, в частности, свободное сельское население, из которого рекрутировался слой простых воинов. Однако, на более поздних этапах развития этих государств, участие в демонстративных мероприятиях состязательного характера и ритуальных танцах, предъявлявших высокие требования к физическим данным участников, с многочисленными акробатическими элементами, поскольку они служили военным и культовым целям, постепенно становилось привилегией замкнутых групп господствующего класса. Наемная же армия, возникавшая обычно в периоды упадка - ее формировали из представителей сопредельных народов, обогащала физическую культуру элементами своей военно-прикладной подготовки.

Сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, сменявших друг друга на территории Месопотамии с IV тысячелетия до н. э. Среди прочих памятников об этом, в частности, свидетельствует "Книга тренинга" митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. На основе различных писаных и неписаных источников, а также некоторых аналогий можно установить, что именно здесь палка, изготовленная из очищенного стержня листа финиковой пальмы, стала применяться для игры в так называемый мяч с битой, а затем и в конном поло. Самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, - бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н. э., выставленная в Багдадском музее. Ритуальные состязания, проводившиеся в новогодние праздники в честь бога Мардука, более чем на тысячу лет предвосхитили олимпиады античных греков.

 В IV тысячелетии до н. э. здесь  сложились общественные системы, в условиях примитивного воинственного  деспотизма которых военные и  культурные функции политической  власти были поделены между  светскими и религиозными кругами  господствующих классов.

Источниками наших знаний о физической культуре стран Древнего Востока являются, прежде всего, памятники материальной культуры, различные изображения на стенах храмов, дворцов и могильников, некоторые памятники древневосточной письменности и отчасти свидетельства античных авторов. Однако целостной картины о существовавших в то время системах физического воспитания у нас пока нет. Наиболее полные данные мы получаем из истории Древнего Египта, отчасти Ассирии и Персидского государства. Некоторые сведения имеются о развитии физической культуры в Индии и Китае.

Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.

Сохранилось очень много памятников с изображениями царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха, не боявшегося опасности.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим. Пользуясь этим, духовенство связывало физическую культуру с религией, зачастую превращая соревнования в часть религиозных обрядов.

 

2.3 «Царский период»

 

 

Крушение патриарха и периода военной демократии создало в Италии условия для развития физической культуры на классовой основе. Рисунки на вазах и в местах захоронения этрусков, обнаруженные в ходе раскопок, сохранили следы состязаний по легкой атлетике, борьбе и плаванию в исторический период, предшествовавший Древнему Риму. Подобные же памятники сохранились из жизни греческих колоний в южной Италии с той разницей, что здесь были распространены гимназии и палестры греческого типа. Таким образом, физическая культура Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших Италию греков, создавших свое государство этрусков и латинских племен латинян. Спортивные игры, проводившиеся союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культурами, поклонениям семейным божествам и почитаниям предков. Согласно преданиям, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер. На играх 8-7 веков до нашей эры соседние народы присутствовали только в качестве гостей. В истории описан случай, когда сабинян пригласили на культовые состязания и ограбили их.

 По мере отмирания празднеств, устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать  свою силу во время военных  игр. Они устраивались перед боевыми  походами, по случаю победы или  принятия присяги. Постоянное место  проведения конных скачек и  состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка»

 Вот расписание древних (однодневных) игр, дошедшее до нас со времени эпохи «королевства»:

19 марта — конные состязания, гонки на колесницах;

25 апреля — конные скачки  и другие состязания;

8 июня — состязания рыбаков в верховой езде и гребле;

21 августа — скачки на мулах, бег в мешках, бег на дистанцию;

15 октября — конные состязания  между городскими кварталами;

19 октября — конные состязания, гонки на колесницах;

15 декабря — скачки на мулах, бег;

17 декабря — весёлые спортивные  игры Сатурналии.

Здесь проводились т. н. троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы этрусков и латинских племен того времени не имели прикладного значения, как средство физического воспитания. Возможно, этим объясняется и то, что классический жанр орхестрики не получил своего развития.

 

2.4 «Период республики» (6-5 в.в до н. э.)

В конце шестого века до н. э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. После возникновения новой формы государственности Рим попал под перекрестный огонь нападавших на него соседних государств. Игры под названием Луди Магни, устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над бывшими союзниками, носили всенародный характер. Во времена завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в военных лагерях. Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.

Военная подготовка в лагерях была очень жесткой и всесторонней.

 Тренировки в беге, по прыжкам  в высоту, в длину, по преодолению  препятствий, плаванию проводились  вначале в обнаженном виде, а  затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными  движениями очень важным считалось  умение владеть оружием. При снаряжении  весом в 20—25 кг устраивались переходы  на 30—40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны  были выполнять не только новобранцы, но и легионеры- ветераны для  того, чтобы сохранить бодрость  и гибкость тела и чтобы  тяготы и лишения оставались  для них привычным делом. Конники  проходили особую подготовку. Умение  быстро вскакивать на лошадь  отрабатывалось на деревянном  коне.

В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Многие известные римские граждане - среди них Цицерон-то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев и т.н. античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.

В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря им держал «в страхе» весь сенат.

 

2.5 «Императорский период» (31 год  до н. э. - 476 г. н. э.)

 

 

Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в историю римской физической культуры наступила новая глава. Захватнические войны, а также применение владельцами крупных поместий рабского труда пагубно отразились на крестьянстве: большинство из них потеряли землю и пополнили собой число людей, паразитирующих на рабском труде. Основанная на военной диктатуре империя положила в конце I века до н. э. конец полувековому внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни.

 Физическая культура из средства  межпартийных баталий превратилась  в предмет «заботы» императорской  власти и стала выполнять репрезентативные  функции. Императоры строили громадные  купальни, посреди которых под  открытым небом размещалась площадка  для посетителей. Представители  наиболее зажиточных слоев здесь  проводили значительную часть  времени, общались между собой. Помимо  плавания, каждый здесь выполнял  наиболее приятные для него  двигательные упражнения. Одни танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали  тяжести, другие развлекались, играя  в мяч и настольные игры. Представления  о гимнастических упражнениях  в римских купальнях мы можем  получить из письма Сенеки  своему другу, в котором он  сетует на царившую там обстановку.

Были в Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали вплоть до развала западной Римской империи.

Однако активный интерес к организации состязаний удавалось поддерживать только в узком кругу представителей высших слоев общества. Свободные граждане, сторонившиеся военщины, презиравшие труд, жившие только сегодняшним днем или на иждивении других, выступали скорее в роли «пассивных потребителей» зрелищных пороков, порожденных физической культурой. В знаменитых сатирах Д. Ю. Ювенала ярко описывается тип нахлынувших в столицу римлян, которые до тех пор сидели в неподвижности, пока не получали хлеб и цирковое представление.

 Гимнастические упражнения  римлянок (рисунок на стене III века  н. э.) воздавали своим кумирам  божественные почести. Ну, а «если  потерпит поражение тот или  иной гладиатор, считавшийся непобедимым»  и к тому же «даже зеленые  не побеждают», тогда в городе  царила такая печальная и подавленная  атмосфера, как после поражения  консулов в битве при Каннах».

 Для удовлетворения потребностей  народа в развлечениях после  Колизея был построен цирк  Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тысяч мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигла 175 дней в году.

Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс.

 

Заключение

История физической культуры и спорта - дисциплина идеологическая, оказывающая большое воспитательное воздействие. Для того чтобы понимать особенности развития физической культуры и спорта в наши дни и всю сложность международных спортивных отношений нужно хорошо знать особенности развития физической культуры в общественных формациях, предшествующих нашему времени, понимать общие законы их развития. Изучение истории физической культуры первобытного общества имеет большое значение познавательное и научно-теоретическое значение, поскольку речь идет о материалистическом понимании причин ее возникновения на самых ранних ступенях развития человеческого общества!

Мы видим как физическая культура меняла жизнь людей в разные эпохи. Спорт и физические нагрузки помогли развитию человека: от первобытного до человека наших дней.

 

Список литературы

 

 

1. Кун, Л. Всеобщая история физической  культуры и спорта [Текст] / Кун, Л. - М.: Budapest, 1978. - 211 c.

 

2. История физической культуры  и спорта [Текст]: учеб. для институтов физической культуры / под редакцией Столбов, В.В. - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 359 c.


Информация о работе Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта