Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….Ошибка! Закладка не определена.
1. Врачебный контроль ………………….……………………….………………...4
1.1. Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля.
Виды врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой………………………………………………………….……………………...4
1.2. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………………6
1.3. Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.
2. Педагогический контроль …………….……………………………………………...7
Заключение …………….....……………………………………………………………10
ЛИТЕРАТУРА .………………………………...………………………………………11

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.45 Кб (Скачать файл)

 Министерство науки и образования РФ

     Костромской Государственный Технологический  Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  физической культуре

     на  тему:

     «Врачебно-педагогический контроль

       в процессе физического воспитания  студентов» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила

     Студентка группы 10-хп-5

     Ландышева П.С.

     Проверила:

     Косенко К.Л. 

     Кострома 2011 

План 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….Ошибка! Закладка не определена.

1. Врачебный контроль ………………….……………………….………………...4

1.1.  Содержание, задачи и  методика комплексного врачебного контроля.

 Виды врачебного  обследования лиц, занимающихся  физической культурой………………………………………………………….……………………...4

1.2. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………………6

1.3. Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.

2. Педагогический контроль …………….……………………………………………...7

Заключение  …………….....……………………………………………………………10

ЛИТЕРАТУРА .………………………………...………………………………………11

Введение

 

      Важнейшие в социальном плане оздоровительная  и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы  занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем  занимающихся, эффективной организации  научно-медицинского обеспечения.

      Знание  врачом закономерностей изменений  организма в связи с занятиями  спортом необходимо для правильной диагностики здоровья и функционального  состояния спортсмена, тем более, что при нерациональных занятиях (несоответствии нагрузок подготовленности, возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся), нарушениях режима тренировки  возможны и неблагоприятные влияния, развитие личных пред- и патологических состояний. Своевременное выявление  и предупреждение таких состояний, умение отдифференцировать их от закономерных адаптивных изменений тренированного организма – весьма важная и не всегда легкая задача. Успешное выполнение указанной работы требует глубоких и разносторонних знаний врача в  области теории и методики физического  воспитания, физиологии спорта, спортивной медицины, функциональной диагностики, травматологии и ряда других смежных  медицинских специальностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Врачебный контроль 

    1.1.  Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля. Виды врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой. 

         Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися физической культурой  и спортом является правильно  организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки  и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача с физкультурниками и спортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.

      Основой этой системы является комплексное врачебное обследование, которое должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки. 

      Задачи  комплексного обследования: диагностика состояния здоровья; определение и оценка физического развития; определение функционального состояния и индивидуальных особенностей организма; назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по выбору характера занятий, режиму и методике тренировки.

      Результаты  комплексного обследования служат основой  для планирования всей последующей  работы со спортсменами.

      Все это обусловливает необходимость  использования при комплексном  врачебном обследовании физкультурников  и спортсменов разносторонних методов  клинического и функционального  исследований, позволяющих наиболее полно характеризовать состояние  их здоровья, морфологические и функциональные особенности организма.

      Методика  комплексного врачебного обследования основывается на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.

      Оздоровительный эффект занятий физической культурой  и спортом (а это их основная задача) обеспечивается лишь при полном соответствии применяемых нагрузок функциональным возможностям организма. В свою очередь  функциональное состояние организма  отражает эффективность и рациональность используемой системы тренировки. Поэтому  врачебное обследование спортсменов  должно быть особенно тщательным, комплексным, с тем, чтобы обеспечить своевременное  выявление всех, даже незначительных, недочетов в их здоровье и физическом развитии, а также уровня функциональных возможностей организма.

      Комплексность обеспечивается за счет организации  всестороннего клинического обследования с одновременным использованием методов функциональной диагностики, отражающих как состояние отдельных (главным образом основных для  обеспечения двигательной деятельности) органов и систем, так и их взаимосвязи, обусловленные состоянием центральной  нервной системы и регуляторных механизмов. 

      Содержание  комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы.

      По  показаниям проводятся необходимые  дополнительные исследования. Объем  обследования зависит от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых  условий.

      По  задачам и организации выделяют следующие виды обследования:  первичные, повторные (этапные) и дополнительные.

   Первичное обследование проводится перед началом занятий, а в дальнейшем – перед началом каждого спортивного сезона. Его задачи наиболее обширны (определение состояния здоровья с выявлением всех имеющихся недочетов, уровня физического развития и функционального состояния с тем, чтобы решить вопросы допуска, спортивной ориентации или выбора адекватных форм занятий, наметить план лечебно-профилактической работы с каждым обследуемым, определить индивидуальные особенности режима и методики тренировки), а потому оно должно быть наиболее полным, что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях врачебно-физкультурного диспансера или другого лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, медсанчасть и др.).

      Повторные (этапные) обследования проводятся периодически (2-4 раза в год в зависимости от возраста, состояния здоровья и спортивной квалификации тренирующегося) – на основных этапах подготовки. Задача этапного обследования – определить воздействие принятой системы подготовки на организм занимающегося, оценить становление и развитие его тренированности. При этом выясняются перенесенные за это время травмы и заболевания, проверяются выполнение и эффективность сделанных ранее назначений, вносятся (при необходимости) соответствующие коррективы в индивидуальные планы подготовки. 

      Дополнительное  врачебное обследование проводится перед возобновлением занятий после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, а также по направлению педагогов и тренеров при появлении признаков снижения работоспособности, переутомления или заболевания. Объем и методика такого обследования обусловлены конкретными задачами.

      В промежутках между комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования в естественных условиях тренировки и соревнований.

      На  основании обследования составляется заключение о состоянии спортсменов  с необходимыми рекомендациями для  тренера (преподавателя) и самого спортсмена. 
 

    1. Диагностика с целью определения  режима и методики занятий физическими  упражнениями.
 

      По  итогам комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение, содержащее оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации.

      Заключение должно включать в себя следующие разделы: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального состояния, допуск к занятиям и соревнованиям, рекомендации по организации и проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, рекомендации по режиму и методике занятий или спортивной тренировки, назначение на очередное или дополнительное обследование.

      Оценка  состояния здоровья – основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб. При выявлении же каких-либо нарушений в здоровье указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой – форма, стадия, течение, этиология, степень компенсации и пр.

      Оценка  физического развития производится на основании наружного осмотра, показателей антропометрии и дополнительных исследований [калиперметрия, биофотометрия, плантография, рентгенография, сколиозометрия, определение относительной плотности (удельного веса) тела и др.]. Физическое развитие оценивается при этом как правильное или неправильное (при наличии каких-либо дефектов телосложения и осанки).

      Оценка  функционального  состояния производится на основании анализа и сопоставления всех проведенных исследований в состоянии мышечного покоя и при функциональных пробах и тестах. Функциональное состояние может быть оценено в заключении как хорошее, удовлетворительное или с нарушениями (переутомление, перетрени-рованность и пр.).

      Допуск  к занятиям и соревнованиям определяется на основании проводимого обследования с учетом показаний и противопоказаний (в том числе временного характера в связи с перенесенными заболеваниями или травмой) к занятиям той или иной формой физической культуры и спорта (массовая физкультурно-оздоровительная работа, группы здоровья, занятия по обязательной учебной программе, спортивная тренировка, соревнования и т.п.).

      Рекомендации  по лечебно-профилактическим и реабилитационным мероприятиям дают при наличии каких-либо нарушений в здоровье.

      Хорошие показатели здоровья и функционального  состояния свидетельствуют об адекватности используемых занимающимися нагрузок и режима тренировки.

      Если  при обследовании выявлены какие-либо неблагоприятные изменения, необходим  тщательный анализ режима физической подготовки и внесения в него определенных изменений в соответствии с показателями состояния каждого обследуемого. Это может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их чередования с отдыхом, продолжительности и характера последнего, введения либо исключения каких-либо упражнений, частоты соревнований, изменения условий занятий, общего режима жизни занимающегося и т.п. 

    1. Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.
 

      Один  и тот же режим тренировки, одни и те же нагрузки могут оказать  не только различное, но порою и прямо  противоположное воздействие –  укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности  и работоспособности при соответствии нагрузки состоянию тренирующегося и, наоборот, отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных  пред- и патологических состояний, если должное соответствие не обеспечено. Отсюда ясна большая роль врача в  процессе физического воспитания и  спортивной тренировки, в управлении этим процессом и его рационализации.

      Совместная  работа тренера и  врача – это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Врач участвует в комплектовании групп занимающихся планировании и коррекции тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы с занимающимися. Тренер (преподаватель) на основании динамического врачебного и педагогического контроля в микро-, макро- ми многолетних циклах тренировки составляет планы тренировок (занятий) команд или групп занимающихся и индивидуальные планы, вносит в них необходимые коррективы.

Информация о работе Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов