Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….Ошибка! Закладка не определена.
1. Врачебный контроль ………………….……………………….………………...4
1.1. Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля.
Виды врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой………………………………………………………….……………………...4
1.2. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………………6
1.3. Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.
2. Педагогический контроль …………….……………………………………………...7
Заключение …………….....……………………………………………………………10
ЛИТЕРАТУРА .………………………………...………………………………………11
Министерство науки и образования РФ
Костромской
Государственный
РЕФЕРАТ
по физической культуре
на тему:
«Врачебно-педагогический контроль
в процессе физического
Выполнила
Студентка группы 10-хп-5
Ландышева П.С.
Проверила:
Косенко
К.Л.
Кострома
2011
План
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1. Врачебный контроль ………………….……………………….………
1.1. Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля.
Виды врачебного
обследования лиц,
1.2.
Диагностика с целью определения режима
и методики занятий физическими упражнениями………………………………………………
1.3. Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.
2. Педагогический контроль …………….……………………………………………...7
Заключение
…………….....……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА .………………………………...……………………………………
Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения.
Знание
врачом закономерностей изменений
организма в связи с занятиями
спортом необходимо для правильной
диагностики здоровья и функционального
состояния спортсмена, тем более,
что при нерациональных занятиях
(несоответствии нагрузок подготовленности,
возрастным и индивидуальным особенностям
занимающихся), нарушениях режима тренировки
возможны и неблагоприятные влияния,
развитие личных пред- и патологических
состояний. Своевременное выявление
и предупреждение таких состояний,
умение отдифференцировать их от закономерных
адаптивных изменений тренированного
организма – весьма важная и не
всегда легкая задача. Успешное выполнение
указанной работы требует глубоких
и разносторонних знаний врача в
области теории и методики физического
воспитания, физиологии спорта, спортивной
медицины, функциональной диагностики,
травматологии и ряда других смежных
медицинских специальностей.
1.
Врачебный контроль
1.1.
Содержание, задачи
и методика комплексного
врачебного контроля.
Виды врачебного обследования
лиц, занимающихся физической
культурой.
Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача с физкультурниками и спортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.
Основой
этой системы является комплексное
врачебное обследование, которое
должно дать наиболее полную характеристику
состояния занимающихся и на этой основе
решить вопросы допуска к занятиям, определить
наиболее адекватные для каждого обследуемого
формы занятий, режим и методику тренировки.
Задачи комплексного обследования: диагностика состояния здоровья; определение и оценка физического развития; определение функционального состояния и индивидуальных особенностей организма; назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по выбору характера занятий, режиму и методике тренировки.
Результаты комплексного обследования служат основой для планирования всей последующей работы со спортсменами.
Все
это обусловливает
Методика комплексного врачебного обследования основывается на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.
Оздоровительный эффект занятий физической культурой и спортом (а это их основная задача) обеспечивается лишь при полном соответствии применяемых нагрузок функциональным возможностям организма. В свою очередь функциональное состояние организма отражает эффективность и рациональность используемой системы тренировки. Поэтому врачебное обследование спортсменов должно быть особенно тщательным, комплексным, с тем, чтобы обеспечить своевременное выявление всех, даже незначительных, недочетов в их здоровье и физическом развитии, а также уровня функциональных возможностей организма.
Комплексность
обеспечивается за счет организации
всестороннего клинического обследования
с одновременным использованием
методов функциональной диагностики,
отражающих как состояние отдельных
(главным образом основных для
обеспечения двигательной деятельности)
органов и систем, так и их взаимосвязи,
обусловленные состоянием центральной
нервной системы и регуляторных
механизмов.
Содержание комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы.
По показаниям проводятся необходимые дополнительные исследования. Объем обследования зависит от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых условий.
По задачам и организации выделяют следующие виды обследования: первичные, повторные (этапные) и дополнительные.
Первичное обследование проводится перед началом занятий, а в дальнейшем – перед началом каждого спортивного сезона. Его задачи наиболее обширны (определение состояния здоровья с выявлением всех имеющихся недочетов, уровня физического развития и функционального состояния с тем, чтобы решить вопросы допуска, спортивной ориентации или выбора адекватных форм занятий, наметить план лечебно-профилактической работы с каждым обследуемым, определить индивидуальные особенности режима и методики тренировки), а потому оно должно быть наиболее полным, что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях врачебно-физкультурного диспансера или другого лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, медсанчасть и др.).
Повторные
(этапные) обследования проводятся периодически
(2-4 раза в год в зависимости от возраста,
состояния здоровья и спортивной квалификации
тренирующегося) – на основных этапах
подготовки. Задача этапного обследования
– определить воздействие принятой системы
подготовки на организм занимающегося,
оценить становление и развитие его тренированности.
При этом выясняются перенесенные за это
время травмы и заболевания, проверяются
выполнение и эффективность сделанных
ранее назначений, вносятся (при необходимости)
соответствующие коррективы в индивидуальные
планы подготовки.
Дополнительное врачебное обследование проводится перед возобновлением занятий после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, а также по направлению педагогов и тренеров при появлении признаков снижения работоспособности, переутомления или заболевания. Объем и методика такого обследования обусловлены конкретными задачами.
В промежутках между комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования в естественных условиях тренировки и соревнований.
На
основании обследования составляется
заключение о состоянии спортсменов
с необходимыми рекомендациями для
тренера (преподавателя) и самого спортсмена.
По итогам комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение, содержащее оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации.
Заключение должно включать в себя следующие разделы: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального состояния, допуск к занятиям и соревнованиям, рекомендации по организации и проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, рекомендации по режиму и методике занятий или спортивной тренировки, назначение на очередное или дополнительное обследование.
Оценка состояния здоровья – основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб. При выявлении же каких-либо нарушений в здоровье указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой – форма, стадия, течение, этиология, степень компенсации и пр.
Оценка физического развития производится на основании наружного осмотра, показателей антропометрии и дополнительных исследований [калиперметрия, биофотометрия, плантография, рентгенография, сколиозометрия, определение относительной плотности (удельного веса) тела и др.]. Физическое развитие оценивается при этом как правильное или неправильное (при наличии каких-либо дефектов телосложения и осанки).
Оценка функционального состояния производится на основании анализа и сопоставления всех проведенных исследований в состоянии мышечного покоя и при функциональных пробах и тестах. Функциональное состояние может быть оценено в заключении как хорошее, удовлетворительное или с нарушениями (переутомление, перетрени-рованность и пр.).
Допуск к занятиям и соревнованиям определяется на основании проводимого обследования с учетом показаний и противопоказаний (в том числе временного характера в связи с перенесенными заболеваниями или травмой) к занятиям той или иной формой физической культуры и спорта (массовая физкультурно-оздоровительная работа, группы здоровья, занятия по обязательной учебной программе, спортивная тренировка, соревнования и т.п.).
Рекомендации по лечебно-профилактическим и реабилитационным мероприятиям дают при наличии каких-либо нарушений в здоровье.
Хорошие показатели здоровья и функционального состояния свидетельствуют об адекватности используемых занимающимися нагрузок и режима тренировки.
Если
при обследовании выявлены какие-либо
неблагоприятные изменения, необходим
тщательный анализ режима
физической подготовки и внесения в
него определенных изменений в соответствии
с показателями состояния каждого обследуемого.
Это может касаться характера, объема
и интенсивности нагрузок, их чередования
с отдыхом, продолжительности и характера
последнего, введения либо исключения
каких-либо упражнений, частоты соревнований,
изменения условий занятий, общего режима
жизни занимающегося и т.п.
Один
и тот же режим тренировки, одни
и те же нагрузки могут оказать
не только различное, но порою и прямо
противоположное воздействие –
укрепление здоровья, расширение функциональных
возможностей, повышение тренированности
и работоспособности при
Совместная работа тренера и врача – это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Врач участвует в комплектовании групп занимающихся планировании и коррекции тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы с занимающимися. Тренер (преподаватель) на основании динамического врачебного и педагогического контроля в микро-, макро- ми многолетних циклах тренировки составляет планы тренировок (занятий) команд или групп занимающихся и индивидуальные планы, вносит в них необходимые коррективы.
Информация о работе Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов