Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании - содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

Файлы: 1 файл

рефераттттт!!!!!!!!!.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные  особенности характеризуют состояние  здоровья, как оптимальный уровень  жизнедеятельности организма и  приспособляемости к изменениям среды и нагрузки, а также устойчивости к различным воздействиям.

При врачебном  обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень  физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при  первичном обследовании состояние  здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

       

  Содержание обследования 

Основная цель врачебных обследований - определение  и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

Все перечисленные  особенности характеризуют состояние  здоровья, как оптимальный уровень  жизнедеятельности организма и приспособляемости к изменениям среды и нагрузки, а также устойчивости к различным воздействиям.

При врачебном  обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень  физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при  первичном обследовании состояние  здоровья, физического развития и  подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с  какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные  обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные  обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии  здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.  

                     

Методы врачебного обследования 

1. Расспрос применяется  для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать  сведения о медицинской и спортивной  биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.

2. Осмотр позволяет  по сумме зрительных впечатлений  получить общее представление  о физическом развитии, выявить  некоторые признаки возможных  травм и заболеваний, оценить  поведение обследуемого и т.д.

3. Ощупывание  основано на получении осязательных  ощущений о форме, объёме исследуемых  частей тела или исследуемой  ткани. Этим методом определяют  физические свойства, величину, особенности  поверхности, плотность, подвижность,  чувствительность и так далее.

4. Выслушивание  лёгких, сердца помогает проводить  исследования путём улавливания  звуковых явлений, возникающих  при работе органов. 

Выступающие в спортивных соревнованиях студенты проходят врачебное обследование за 2-3 дня до начала состязаний.

Без дополнительного медицинского осмотра, на основании лишь первичного или повторного (по плану) освидетельствования студенты могут быть допущены только к участию в: массовых физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых внутри института (курсовые, факультетские и внутриуниверситетские соревнования, турпоходы и т.д.), в соревнованиях по стрельбе, шахматам, городкам.

Разрешение  врача на участие в соревнованиях  оформляется общим списком (именной  заявкой) или индивидуальной справкой, в которой кроме фамилии участника указывается возраст, вид спорта, спортивная квалификация, дата выдачи разрешения, заверенные подписью врача и печатью против каждой фамилии. Своевременность прохождения медосмотров обеспечивают руководители физического воспитания, тренеры, преподаватели, администрация учебного заведения. Они же несут ответственность за допуск к учебно-тренировочным занятиям и к соревнованиям студентов, не прошедших медосмотра и не имеющих необходимой подготовки. 

ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

     

Врачебно-педагогические наблюдения - наблюдения врача совместно с преподавателем (тренером) за занимающимися непосредственно в процессе занятий физической культурой.

При проведении врачебно-педагогических наблюдений выясняются: условия проведения занятий; их содержание и методика; объем и интенсивность тренировочной нагрузки и соответствие ее подготовленности занимающихся, их индивидуальным особенностям; выполнение студентами гигиенических правил содержания одежды и обуви; ведение студентами дневника самоконтроля; выполнение мер профилактики спортивного травматизма.

Врачебно-педагогические наблюдения проводятся: до занятий  или соревнований, во время их проведения и после окончания.

С помощью  общепринятых методов определяется реакция организма на выполняемые  тренировочные нагрузки. Вместе с этим учитываются внешние признаки утомления занимающихся, проводится опрос об их самочувствии.

Наблюдения, проводимые на занятиях, позволяют  дать врачебно-физиологическую оценку учебному занятию в целом и  реакции организма студентов  на нагрузку, что необходимо для совершенствования процесса физического воспитания. Эти наблюдения строятся на данных учета динамики наиболее доступных для исследования индивидуальных признаков и показателей у отдельных занимающихся (подсчет пульса и дыхания, измерение давления крови, динамометрия, характеристика внешних признаков утомления и т.д.), а также на исследовании характера эмоциональной окраски всего занятия, объема и последовательности выполнения физической нагрузки, соблюдения необходимых гигиенических правил и мер по предупреждению спортивного травматизма.

При правильно  организованном и проведенном учебно-тренировочном  занятии наблюдаются признаки благоприятной  реакции организма занимающегося  на физическую нагрузку: частота пульса, дыхание и давление крови постоянно повышаются к основной части занятия, затем, в заключительной части, постепенно снижаются; частота сердечных сокращений и величина максимального кровяного давления во время выполнения упражнений повышаются, при этом минимальное давление не изменяется или несколько снижается, в состоянии хорошей тренированности показатели пульса и давления крови изменяются параллельно друг другу; наблюдается укороченный восстановительный период, т.е. после окончания мышечной деятельности физиологические показатели быстро возвращаются к исходному уровню; остаются неизменными или повышаются в течение всего тренировочного занятия мышечная сила, жизненная емкость легких и другие физиологические показатели.

Постоянные  врачебно-педагогические наблюдения позволяют обнаружить недочеты в организации и методике проведения занятий по физической культуре, совершенствовать планирование учебно-тренировочного процесса, помогают устранить причины, вызывающие чрезмерные нагрузки, переутомление, нарушение правил безопасности и санитарно-гигиенических норм. 
 
 

            Самоконтроль в процессе физического воспитания 

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения не дадут желаемого результата, если они не будут дополнены самоконтролем. Самоконтроль - самостоятельные регулярные наблюдения занимающегося с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физическими упражнениями, спортом.

Самоконтроль  необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. 

   Дневник самоконтроля 

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в  дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее

информативными  с учетом вида спорта или формы  занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно   или   самостоятельно в оздоровительных  целях.

В дневнике рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные (вес, пульс, тренировочные нагрузки и др.). При занятиях физической культурой  по учебной программе, а также  в группах здоровья и при самостоятельных  занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты. Квалифицированным спортсменам, кроме того, рекомендуется учитывать настроение, желание тренироваться, ортостатическую пробу, ЖЕЛ (жизненная емкость легких), силу кистей рук, работоспособность.

 

Кроме показателей, указанных в примерной  форме  дневника, необходимо периодически  дополнительно  отмечать  результаты  наблюдения  за ростом, жизненной емкостью легких и физической  подготовленностью  не  реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием  силы  и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц. 

     Субъективные показатели самоконтроля 

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое

состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия  всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.   

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического

состояния, влияния  физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии с функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС (частота сердечных сокращений) и артериального давления в покое и др.).     

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,

проявляющееся в снижении работоспособности в  результате проведенной работы. Оно  является средством тренировки и  повышения работоспособности. В  норме утомление должно проходить  через 2-3 часа после занятий. Если оно  держится утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.  

Информация о работе Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания