Врачебный контроль. Система организации врачебного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом, включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений, врачебный контроль является разделом спортивной медицины.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами…………………………………….…….4
1.1 Врачебный контроль за школьниками……………….…4
1.2 Врачебный контроль за юными спортсменами………..8
1.3 Врачебный контроль за студентами………………..…..11
Глава 2. Система организации врачебного контроля………….12
Заключение ……………………………………………………….....14
Список использованной литературы………………………….…15

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

При проведении закаливания  необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния  здоровья, возраста, пола и физического  развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.). В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность. Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.). Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.

Приступая к закаливанию  детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность к резкой смене температур. Приступать к закаливанию можно практически  в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний  проводить закаливающие процедуры  нельзя!

1.3. Врачебный  контроль за физическим воспитанием студентов

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

- исследование физического развития и состояния здоровья;

- определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

- оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

- врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

- профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

- пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Согласно государственной  программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы - факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование - 1 раз в год.

Занятия должны проводиться  с учетом анатомо-физиологических  особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период взросления организма оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

 

 

Глава 2. Система организации врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

      Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с

применением методов  врачебного контроля. Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Руководители коллективов  физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и  диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом, осуществляются в следующем порядке:

- дети детских  дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;

- учащиеся общеобразовательных  школ, профессионально-технических  и средних специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений;

- студенты высших  учебных заведений - на базе  студенческих поликлиник,

лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить  медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения. Члены физкультурных коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства.

На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями на следующие группы (см. таблицу):

 
 
----------+---------------------------------+---------------------

¦Название ¦Медицинская характеристика группы¦Допускаемая физичес-¦

¦ группы  ¦                                 ¦кая нагрузка        ¦

+---------+---------------------------------+--------------------+

¦Основная ¦Лица без  отклонений в состоянии  ¦Занятия по учебным  ¦

¦         ¦здоровья, а также лица, имеющие ¦программам физичес- ¦

¦         ¦незначительные отклонения в сос- ¦кого воспитания в   ¦

¦         ¦тоянии здоровья, при достаточном  ¦полном объеме; заня-¦

¦         ¦физическом развитии              ¦тия в одной из спор-¦

¦         ¦                                 ¦тивных секций, учас-¦

¦         ¦                                 ¦тие в соревнованиях ¦

¦         ¦                                 ¦                    ¦

¦Подгото- ¦Лица без  отклонений в состоянии  ¦Занятия по учебным  ¦

¦вительная¦здоровья, а  также лица, имеющие  ¦программам  физичес- ¦

¦         ¦незначительные отклонения в сос- ¦кого воспитания при ¦

¦         ¦тоянии здоровья, с недостаточным  ¦условии более посте-¦

¦         ¦физическим развитием             ¦пенного освоения    ¦

¦         ¦                                 ¦комплекса двигатель-¦

¦         ¦                                 ¦ных навыков и уме-  ¦

¦         ¦                                 ¦ний, особенно свя-  ¦

¦         ¦                                 ¦занных с предъявле- ¦

¦         ¦                                 ¦нием организму повы-¦

¦         ¦                                 ¦шенных требований.  ¦

¦         ¦                                 ¦Дополнительные заня-¦

¦         ¦                                 ¦тия для повышения   ¦

¦         ¦                                 ¦уровня физического  ¦

¦         ¦                                 ¦развития            ¦

¦         ¦                                 ¦                    ¦

¦Специаль-¦Лица, имеющие отклонения в состо-¦Занятия по специаль-¦

¦ная      ¦янии  здоровья постоянного или    ¦ным учебным програм-¦

¦         ¦временного характера, требующие  ¦мам                 ¦

¦         ¦ограничения физических нагрузок, ¦                    ¦

¦         ¦допущенные к выполнению учебной и¦                    ¦

¦         ¦производственной работы          ¦                    ¦

----------+---------------------------------+---------------------

 

В отдельных случаях  при выраженных нарушениях функции  опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы и др.) и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащиеся направляются на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения.

Перевод из одной медицинской группы в другую производится по показаниям после дополнительного обследования.

 

 

 

Заключение

Таким образом, врачебный  контроль за детьми, подростками, юными  спортсменами, студентами осуществляет наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью детей и подростков, занимающихся физическими упражнениями и спортом; наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение, и тем самым содействует эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышению физического развития и физической подготовленности детей, подростков, юношей и девушек, юных спортсменов и студентов.

Успех и качество физического воспитания во многом зависят от уровня компетенции врача в области гигиены физических упражнений, знаний анатомо-физиологических особенностей организма и основ методики занятий физической культурой и спортом, квалифицированного врачебного контроля и умелого осуществления врачебно-педагогических наблюдений, а также активного проведения санитарно-просветительной работы среди педагогов, школьников и их родителей.

Врач должен быть всегда готовым к оказанию скорой помощи при любой спортивной травме как  на занятиях физическими упражнениями, так и на соревнованиях.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2005 -448 с.

2. Коджаспиров Ю. Г. Основы развития силы // Физическая культура в школе. - 2006. № 6.- с.17-21

3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г.Озолин - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863,[1] c.: ил.

4. Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера / Г.С. Туманян, - М.: Советский спорт, 2006. - 494 с.: ил.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. - 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.

6. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебное пособие. -- СПб., 1997.

 

    




Информация о работе Врачебный контроль. Система организации врачебного контроля