Врачебный контроль за занимающимися физической культурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Первый, с кем встречается любой человек, стремящийся к занятиям спортом или желающий заняться физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, - это спортивный врач. Именно он решает вопрос: в первом случае - можно ли вообще заниматься спортом, во втором - о «дозе» физической нагрузки, которая должна соответствовать функциональным особенностям, физическим возможностям данного лица и способствовать укреплению его здоровья.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Содержание………………………………………………………………………..4
Выводы………………………………………………………………………..….14
Библиография………………………………………………………………….....16

Файлы: 1 файл

физ ра реферат 2.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...2

Содержание………………………………………………………………………..4

Выводы………………………………………………………………………..….14

Библиография………………………………………………………………….....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами - спортивными врачами. В современных условиях нельзя представить себе работу преподавателя (тренера) без систематической связи, тесного контакта со спортивными врачами.

Первый, с кем встречается  любой человек, стремящийся к  занятиям спортом или желающий заняться физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, - это спортивный врач. Именно он решает вопрос: в первом случае - можно ли вообще заниматься спортом, во втором - о «дозе» физической нагрузки, которая должна соответствовать функциональным особенностям, физическим возможностям данного лица и способствовать укреплению его здоровья.

Спортивный врач в  дальнейшем сопровождает спортсмена всю его спортивную жизнь, ибо без совета и помощи враче нельзя рационально организовать тренировочный процесс. Он ведет систематическое наблюдение за состоянием здоровья спортсмена, изменениями функции его систем и органов, выявляет признаки предпатологических состояний и заболеваний, принимает меры к предупреждению их возникновения и лечит, если они уже возникли. Именно в рамках рассмотрения этих вопросов данная тема приобретает актуальность.

Врачебный контроль различается  в зависимости от пола и возраста наблюдаемых лиц.

В данной работе рассматриваются  вопросы, включающие в себя:

- задачи и цели врачебного  контроля;

- особенности врачебно-педагогического  контроля над лицами различного  пола и возраста;

- порядок регулярных  медицинских обследований спортсменов;

- особенности врачебно-педагогических  наблюдений;

- санитарно-гигиенический  контроль за местами и условиями  занятий;

- медицинское обслуживание  спортивных мероприятий;

- санитарно-просветительская  работа.

Чтобы правильно построить  занятия физическими упражнениями и спортом для лиц различного возраста и пола, необходимо знать биологические особенности организма ребенка, подростка, юноши, девушки и лиц среднего и старшего возраста.

В спортивной медицине на основе возрастных и половых анатомо-физиологических особенностей разработаны определенные требования и рекомендации по построению учебно-тренировочного процесса с тем или иным контингентом занимающихся. Для того чтобы правильно использовать физические упражнения, преподаватель (тренер) должен знать эти требования и рекомендации.

В зависимости от возрастных и половых особенностей занимающихся физической культурой и спортом  имеются некоторые различия в  проведении медицинских исследований и оценке их результатов, о чем  также должен знать преподаватель (тренер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Для начала следует выделить особенности врачебного контроля за женщинами.

Занятия девушек и  женщин физической культурой и спортом  должны осуществляться с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства.

Регулярные и правильные спортивные занятия оказывают благоприятное  влияние на физическое развитие, здоровье девушек и женщин, значительно  расширяют функциональные возможности  их организма. Как правило, у женщин, занимающихся физической культурой и спортом, беременность и роды протекают легче, с меньшим количеством осложнений, чем у незанимающихся. Нередко вес и рост новорожденных у матерей-спортсменок превышают средние величины.

Специфические особенности  женского организма проявляются в физическом развитии, строении тела, морфологии и физиологии отдельных систем организма, в степени развития основных физических качеств: силы, скорости, выносливости и т.д.

Определенные различия у мужчин и женщин имеются в  типологических особенностях нервной системы. Женщины более возбудимы и эмоциональны, что дожжен учитывать в своей работе преподаватель (тренер). Если это все не принимается во внимание, может снизиться эффективность учебно-тренировочного процесса. В результате всех особенностей у женщин при выполнении физических упражнений обычно отмечаются несколько большая частота пульса и дыхания, несколько менее выраженное повышение максимального артериального давления и более продолжительный период восстановления.

В связи с этим, а  также из-за опасности отрицательного влияния на расположение и функцию матки из женского спорта исключены поднятия тяжести, бокс, борьба, футбол, водное поло, а также виды спорта, связанные с резкими толчками и сотрясениями тела (прыжки с шестом и т.п.).

Вместе с тем женщины с большей легкостью выполняют упражнения, требующие грации, пластичности, чувства ритма, равновесия, так как они соответствуют физиологическим особенностям женского организма.

При тренировках в  одних и тех же видах спорта объем и интенсивность физических нагрузок у женщин должны быть несколько ниже, чем у мужчин. Методы тренировки также должны отличаться. Женщины и мужчины не должны соревноваться между собой, так как это неизбежно вызовет перегрузку у женщин.

Вопрос о занятиях физическими упражнениями должен решаться индивидуально на основании следующих положений:

1. тренированным спортсменкам, у которых нет никаких нарушений в менструальном цикле (менструации регулярны, не обильны, не длительны, не сопровождаются болями, недомоганием, раздражительностью и др.), занятия могут быть разрешены, но со значительным уменьшением нагрузки и изменением ее характера. Полностью исключаются из тренировок в это время упражнения, связанные с сильными сотрясениями, большими усилиями, натуживаем, охлаждением тела в воде и др. Спортсменки высших спортивных разрядов, систематически тренирующиеся во время менструаций, могут участвовать в соревнованиях, если они здоровы и у них нет отклонений в овариально-менструальном цикле;

2. новичкам, женщинам и девушкам, особенно находящимся в периоде полового созревания, не следует заниматься физическими упражнениями и участвовать в соревнованиях в период менструации;

3. девушкам и женщинам, у которых имеются какие-либо отклонения в менструальном цикле, а также девушкам с недоразвитой половой системой (инфантилизм) физические упражнения в предменструальный и менструальный периоды не разрешаются, так как физическая нагрузка может неблагоприятно отразиться на развитии и функции половой сферы (прекращение менструации или, наоборот, сильные кровотечения);

4. женщинам, перенесшим инфекционные заболевания или спалительные процессы в полости малого таза, не разрешается в предменструальную и менструальную фазы овариально-менструального цикла участвовать в соревнованиях и тренировках (занятиях) до тех пор, пока не будут ликвидированы все последствия болезни (то есть только после нормального течения одного-двух циклов);

5. категорически запрещается принимать средства, способствующие задержанию или, наоборот, ускорению наступления менструации.

Также важны особенности  врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками.

Занятия физической культурой  и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют  рост и развитие организма, обмен  веществ, укрепление здоровья, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение.

Однако эти занятия  обеспечивают более гармоничное  развитие организма школьника только при условии, что они проводятся с учетом особенностей возрастного развития и под контролем спортивного врача.

На основании динамики возрастного развития организма  выделяют следующие возрастные группы: 1) предшкольная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 - подростковым, с 15 до 20 - юношеским.

При проведении занятий  физическими упражнениями с детьми и при врачебном контроле за ними обязательно должно учитываться, что развитие детского организма происходит волнообразно и в каждой возрастной группе есть свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7-10 лет) сменяются ускоренным ростом в 10-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 и с 17 до 20 лет.

Эти и другие особенности  организма детей и подростков требуют тщательного врачебного контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

К спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно  здоровые дети. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья, которые  не нарушают работоспособности при обычных занятиях в школе, ограничивают или исключают занятия спортом, связанные с интенсивной тренировкой. Особо внимательно необходимо выявлять у детей и подростков очаги хронической инфекции. Замечено, что в период наиболее интенсивных нагрузок юные спортсмены с очагами хронической инфекции более подвержены простудным заболеваниям, гнойничковым поражениям кожи и др. Причиной этого могут быть утомление, вызванное напряженной мышечной деятельностью, и происходящее при этом снижение имуннобиологических, защитных сил организма. Поэтому перед началом интенсивных занятий спортом детей и подростков такие очаги инфекции должны быть ликвидированы.

При занятиях спортом  детей и подростков должны соблюдаться  следующие условия:

1. систематический врачебный контроль с учетом возрастных особенностей. Дети, подростки, юноши и девушки, занимающиеся спортом, должны проходить медицинский осмотр не менее 2 раз в год;

2. строгое выполнение преподавателем (тренером) врачебных рекомендаций;

3. допуск к занятиям спортом только абсолютно здоровых детей, в том числе не имеющих очагов хронической инфекции;

4. деление занимающихся на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация нагрузок;

5. строгое соблюдение режима (быта, питания), достаточный отдых между нагрузками (юные спортсмены должны спать не менее 9-10ч в сутки), в период экзаменов резкое уменьшение физических нагрузок;

6. обязательное соблюдение регулярности и постепенности в увеличении нагрузок. Специализация юных спортсменов должна строиться на базе широкой общей физической подготовки.

Особенности врачебного контроля за лицами среднего и пожилого возраста.

Значение физических упражнений в борьбе с болезнями, в укреплении здоровья и физического  развития, замедлении процессов старения и продолжения жизни людей известно с глубокой древности.

К настоящему времени  в медицинской науке накопилось огромное количество данных о возрастных изменениях у людей, о замедлении процессов старения под влиянием занятий физическими упражнениями. Имеются медицинские рекомендации о распределении людей среднего и пожилого возраста на группы для занятий физическими упражнениями с учетом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности, определены особенности врачебного наблюдения за этим контингентом занимающихся.

Не зная всего этого, преподаватель не может правильно  построить занятия физическими  упражнениями для лиц старших  возрастов.

Проблема продления  жизни и сохранения трудоспособности у лиц старших возрастов является в настоящее время важнейшей социально-биологической проблемой, в решении которой призваны принять участие и специалисты в области физической культуры и спорта.

Существуют такие понятия - потенциальная и средняя продолжительность  жизни.

Потенциальная продолжительность жизни - это столько лет, сколько должен прожить человек как биологический вид. Она равна в среднем 120-125 годам.

Средняя продолжительность  жизни - это фактическая продолжительность  жизни человека. Она различна в  разных странах, так как зависит  от социальных условий.

Проблемой продления  жизни людей занимаются геронтология (наука о причинах и течении  процессов старения) и гериартрия (наука о болезнях старости).

Различают старость физиологическую  и патологическую.

Физиологическая старость характеризуется равномерным и постепенным снижением всех функций организма без резкого изменения их качества, при этом долгое время сохраняются трудоспособность и общая активность.

Патологическая старость сопровождается различными болезненными состояниями, изнашивающими организм или наличием резкого снижения функций важнейших систем: сердечно-сосудистой, нейроэндокринной и др.

Информация о работе Врачебный контроль за занимающимися физической культурой