Выдающиеся спортсмены (фигурное катание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:07, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт — важная составная часть коммунистического воспитания в нашей стране. Одним из популярных и массовых видов спорта является фигурное катание на коньках. Общей задачей фигурного катания является формирование человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История фигурного катания
Общая история
История дисциплин
История фигурного катания в Российской Федерации
Глава 2. Виды фигурного катания
Одиночное мужское и женское фигурное катание
Парное фигурное
Спортивные танцы
Глава 3. Правила и снаряжение
Глава 4. Основные элементы фигурного катания
Шаги
Спирали
Вращение
Прыжки
Глава 5. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 6. Выдающиеся спортсмены России
Ягудин Алексей Константинович
Слуцкая Ирина Эдуардовна
Екатерина Александровна Гордеева
Глава 7. Проекты, помогающие развиваться фигурному катанию
Ледниковый период
Глава 8. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Informatika_Referat (1).docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию  прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган, США.

 

История фигурного катания  в России

Фигурное катание в России  было известно ещё со времён Петра 1. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам — и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В  1838 году  в Петербурге  вышел первый  учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид  спорта, зародилось в  1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём  5 марта 1878 года  состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881  в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

 

Глава  2. Виды фигурного  катания.

 

Одиночное мужское и женское  катание.

Фигурист в одиночном катании  должен продемонстрировать владение всеми  группами элементов —  шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании  проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап —  произвольная программа.

 

Парное фигурное катание

Главная особенность парного катания  — слаженность движений партнеров, оставляющих впечатление полного  единства.

В технике парного катания следует  различать индивидуальную технику  каждого партнера и технические  особенности совместного катания. Совместные фигуры придают парному  катанию особую привлекательность  и зрелищность.

В техническом отношении различают  раздельное и совместное катание. Раздельное катание включает те же группы упражнений, что и одиночное катание. Их выполняют  в теневом и зеркальном вариантах. В программу включают короткие фрагменты, составленные из асинхронных и неодинаковых движений партнеров.

 

Спортивные танцы.

Спортивные  танцы имеют много общего с  парным катанием на коньках, но оба  вида четко отличаются друг от друга. Спортивные танцы на льду — это прежде всего совместное исполнение танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях. Спортивные танцы — это троеборье. Первый его вид — обязательные танцы — имеет четкое описание шагов, позиций, рисунка и исполняется под определенную музыку в заданном характере и музыкальном ритме. Оригинальный танец каждая пара составляет сама, стремясь в заданном ритме исполнить его в стиле обязательного танца (дважды повторяющийся рисунок шагов, сохранение направления движения и т. д.). Третий вид танцевального троеборья — произвольный танец, позволяющий паре наиболее ярко раскрыть свое индивидуальное техническое и артистическое мастерство под выбранную спортсменами музыку. Тренерам и спортсменам следует до постановки произвольного и оригинального танцев очень внимательно изучить правила судейства этих разделов.

Формирование  танцевального дуэта обычно начинается среди фигуристов примерно 12—13 лет, уверенно владеющих техникой скольжения и основными танцевальными элементами. Но это не значит, что пара уже  готова к выступлениям в соревнованиях. Только после года совместной работы в сочетании с совершенствованием индивидуальной техники можно начинать готовиться к соревнованиям. При  формировании дуэта учитывают следующие  показатели: внешние данные — привлекательная  внешность, удлиненные мышцы рук  и ног, красивая, прямая осанка. Рост не должен быть ниже среднего, а разница  в росте между партнерами должна составлять не более 15—25 см. Желательно, чтобы к моменту создания пары уровень технической подготовки партнеров был бы одинаковым. Оптимальная разница в возрасте фигуристов— 1—3 года. К спортивным танцам на льду наиболее пригодны дети с артистическими наклонностями, общительные, эмоциональные, музыкальные, любящие импровизировать под музыку на льду и в зале, а также обладающие хорошими хореографическими данными: «выворотностью», «шагом», чувством позы, «апломбом».

 

Глава 3.Правила и снаряжения.

Современный уровень развития фигурного катания предъявляет высокие требования к качеству инвентаря. Особенно важно, чтобы с первых шагов коньки, ботинки и лед, на котором катается фигурист, отвечали необходимым требованиям. В период становления и совершенствования мастерства важны уже не только высокое качество инвентаря, но и учет индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, выбор модели ботинок и коньков, способа заточки, высоты каблука, положения коньков на ботинках.

Коньки

Прототипом  современного конька для фигурного  катания считается конек Д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений и до ныне под названием «снегурки». Носок конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда и произошло русское название этой распространенной модели.

«Снегурки»  весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает новичка пользоваться, для передвижения исключительно  ребрами конька, значительная же кривизна полоза облегчает управление и располагает  к катанию по крутым дугам.

Лезвие  современного конька изготавливают  из высококачественной, легированной, чаще всего хромованадиевой стали. Закалка и цементация производятся таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная  часть остается не столь твердой  и конек сохраняет необходимую  эластичность.

Лезвие  приваривается к двум пластинам  с отверстиями, через которые  конек специальными шурупами крепится к подошве и пятке ботинка.

Существующие  модели коньков для фигурного  катания делятся на коньки универсальные, коньки для обязательных упражнений, коньки для произвольного катания, а также коньки для . спортивных танцев.

Универсальные модели коньков предназначены для  любителей фигурного катания  и начинающих спортсменов, не специализирующихся в одном из его видов. Коньки для  обязательных упражнений позволяют  спортсменам, занимающимся одиночным  катанием, более качественно исполнять  обязательные фигуры. Моделями коньков  для произвольного катания пользуются спортсмены одиночного и парного  катания для выполнения произвольных программ. Представители спортивных танцев используют специальные модели, форма которых учитывает специфику  исполнения танцев.

Появление нескольких моделей коньков объясняется  тем, что двигательные задачи, стоящие  перед спортсменами в различных  разделах катания, несколько различны. Для обязательных фигур характерны низкая скорость движения, особые требования к ре-берности и т. п. В произвольном катании спортсмены скользят на максимальной скорости, исполняют прыжки и вращения, что требует несколько иной формы  конька, способа заточки и большей  прочности конструкции.

Специфика танцев на льду, стремление танцоров к  предельной близости опорных и свободных  ног привели к укорочению носка  и пятки конька. Эта особенность  коньков для танцев уменьшаем  вероятность зацепления коньков  партнеров в плотных позициях ног. Модели коньков для танцев имеют  более тонкое лезвие. Это сделано  для того, чтобы облегчить танцорам достижение j3bico-кой скорости скольжения, что в ряде танцевальных позиций  сделать сложнее, чем в одиночном ,или парном катании, где спортсмены имеют более свободные и удобные для разбегов положения. Катание на тонких, более скоростных коньках придает движениям танцоров большую легкость и непринужденность.

В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Их можно менять в зависимости от характера выполняемых  фигур и состояния льда. Для  всех моделей решающее значение имеет  конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней — несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его  части к другой меняется плавно, чтобы при смене участка скольжения след не имел излома. Для правильного  расположения центра тяжести тела над  коньком передняя часть его на 2—4 мм .ниже задней.

Существенную  роль играет расположение и конфигурация нижнего зубца. В коньках для  обязательных фигур нижний зубец  заточен с боков и имеет  форму клина. Это делается для  того, чтобы при касании льда зубец  не вызывал значительного скобления. В некоторых моделях, где он есть, его обычно уменьшают.

В коньках для произвольного катания  зубцы не затачиваются с боков, что  позволяет избежать проскальзывания  конька при исполнении носковых прыжков.

В коньках для обязательных фигур  нижний зубец несколько вынесен  вперед и приподнят, что увеличивает  длину рабочей части полоза. Это  дает возможность скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед при выполнении петель и  поворотов вперед. Длина лезвия коньков  для произвольного катания несколько  меньше.

Отечественная промышленность выпускает несколько  моделей коньков для обязательных фигур. Коньки ленинградского экспериментального завода «Спорт» сконструированы  специально для обязательных фигур  — они имеют удлиненную переднюю часть. Это позволяет полнее использовать движение переката со средней части  конька на переднюю, благодаря чему создается возможность более  качественно выполнять повороты вперед и петли. Эти коньки после  доводки кривой и выпрямления  незначительных изгибов лезвия могут  с успехом использовать спортсмены старших разрядов. Хорошее качество стали позволяет достаточно долго  сохранять остроту конька.

КАТОК И  ПОДГОТОВКА ЛЬДА

В настоящее время фигуристы в  основном выступают в соревнованиях  на искусственных катках размером 30X60 м.

Заливают  лед специальные комбайны, изготовленные  на базе небольшого автомобиля. Двигаясь по катку, комбайн специальным ножом-срезает  тонкий слой льда и наливает слой горячей  воды. Высокая температура воды придает  льду необходимую монолитность, так  как новый слой лучше смерзается со старым. Лед, залитый горячей водой, как правило, более гладкий, не крошится и поэтому обеспечивает лучшее скольжение. Вода, используемая для заливки, должна содержать как можно меньше минеральных  солей, так как они выступают  тонким слоем на поверхности льда при его замерзании и ухудшают скольжение.

Простейшее  заливочное устройство можно изготовить и самостоятельно из санок, бочки, трубы  с отверстиями для разбрызгивания воды и полосы толстой ткани для  сглаживания неровностей. Чтобы  поверхность площадки была постоянно  горизонтальной, необходимо периодически обильно заливать ее из шланга.

Для естественного катка, работающего  в зимнее время, следует выбрать  площадку размером приблизительно 40X70 м, так как снег, убираемый с  поверхности катка, образует по краям  снежный вал, уменьшающий площадь  льда. Первую заливку нужно делать из шланга на промерзшую землю, очищенную  от снега. Когда толщина льда увеличится до 3—4 см, дальнейшую заливку лучше  производить комбайном.

Рядом с ледяной площадкой должны находиться теплая раздевалка достаточных размеров и радиоузел. Для рисования на льду окружностей употребляют циркули  — от простых, состоящих из деревянных реек, до складных металлических. Длину дуг обязательных фигур измеряют с помощью специального устройства—локсометра.

 
 

Хорошо, если тренировка фигуриста фиксируется  средствами телевидения или кино. Последующий просмотр помогает быстрее  осваивать сложные элементы и  исправлять ошибки. Безусловно, на катке  необходимы проигрыватель, магнитофон, метроном, секундомер, а также оформленные  в виде плакатов наглядные пособия  по фигурному катанию и спортивным танцам.


Глава 4. Основные элементы фигурного  катания

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов:

Шаги

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства  существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее),направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений  на лезвии одного или двух коньков.

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет  выполнить комбинацию вращений.

Прыжки

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов  прыжков тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся  к рёберным прыжкам; тулуп, флип и  лутц — к носковым.

Глава 5. Психологическая  подготовка фигуристов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ

Точность  и надежность управления движениями при выполнении спортивных упражнений зависят от того, насколько развиты  у спортсмена психические процессы, участвующие в саморегуляции двигательной деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышление). На их базе формируется и совершенствуется техника фигурного катания на коньках. Психологическими основами технической подготовки можно считать целенаправленное совершенствование тех процессов, которые обеспечивают регуляцию движений, характерных для обязательной и произвольной программ всех видов катания.

Для того чтобы почувствовать ребро  конька, фигурист должен обладать отчетливыми  и точными мышечно-двигательными  ощущениями, которые развиваются  и совершенствуются в процессе овладения  упражнениями обязательной программы. Но совершенствуются они медленно. Опрос высококвалифицированных  фигуристов показал, что необходимой  мышечно-двигательной чувствительности при движениях стопой они достигают  в среднем через 7,5 года занятий  фигурным катанием. Следовательно, для  повышения эффективности процесса подготовки фигуристов нужно обогатить  тренировку специальными упражнениями и приемами, направленными на развитие мышечно-двигательных ощущений. Тогда  уровень технической подготовленности спортсменов будет расти быстрее.

Специальные упражнения можно использовать для  совершенствования не только мышечно-двигательных ощущений, но и других психических  процессов, связанных с управлением  движениями. Так, фигуристу важно  уметь точно отмерять интервал времени (например, для поддержания постоянной скорости при выполнении упражнений обязательной программы). О точности восприятия времени можно судить по так называемой реакции на время, т. е. по величине ошибки при воспроизведении  заданного интервала. Улучшение  реакции на время достигается  с помощью специальных упражнений: прочувствовать и запомнить интервал, глядя на движущуюся стрелку секундомера; не глядя на секундомер, остановить стрелку в тот момент, когда  появится ощущение, что заданное время  истекло, и проверить результат; снова повторить задание без  зрительного контроля.

Подобные  упражнения, столь же кратковременные  и не вызывающие утомления у спортсменов, подобраны для совершенствования  чувства восприятия пространства, от которого, в частности, зависит правильность начертания на льду фигур обязательной программы.

Таким образом, эффективность технической  подготовки фигуристов может быть повышена путем целенаправленного формирования точности их специфических ощущений и восприятий, которые необходимы для контроля за выполнением характерных для фигурного катания двигательных действий.

Особую  роль в становлении технического мастерства играют представления о  движениях, или двигательные представления. Двигательное представление — это  психический процесс, в результате которого в сознании спортсмена возникает  образ какого-либо конкретного двигательного  действия: прыжка, вращения, дорожки  шагов, поддержки, подкрутки и т. д.

Исследованиями  А. Ц. Пуни и Е. Н. Суркова установлено, что двигательные представления  выполняют весьма важные функции: программирующую, регулирующую и тренирующую.

Программирующая функция имеет первостепенное значение при обучении спортсмена тому или  иному двигательному действию. После  показа нового элемента или упражнения и рассказа о нем в сознании фигуриста возникает представление  — образ того, что и как ему  надо делать. Образ становится той  программой действий, не представив которые  нельзя выполнить новое упражнение. Чтобы ускорить процесс обучения новому действию, нужно по возможности  быстрее сформировать у спортсмена правильное представление о нем. Для этого следует четко объяснить  и показать последовательность и  направление движений, включенных в  данное упражнение, а при необходимости  разобрать схемы, рисунки и кинограммы. Надо иметь в виду, что правильное (точное и полное) представление не утрачивает своего значения и тогда, когда фигурист уже заканчивает начальное освоение нового элемента. При совершенствовании техники его исполнения на первый план выступают регулирующая и тренирующая функции двигательных представлений.

При регулирующей функции образ двигательного  действия является не только и не столько  программой, сколько эталоном, образцом, с которым фигурист сопоставляет собственное реальное исполнение. Если сравнение не в пользу фигуриста, он продолжает совершенствовать технику  катания.

Тренирующая функция представления движений связана с так называемой идеомоторной тренировкой. Суть этого явления  заключается в том, что мысленное  выполнение упражнения (прыжка, вращения, дорожки шагов и др.) сказывается  на повышении точности движений. Этот эффект возрастает при сочетании  идеомоторной тренировки с реальной, т. е. когда практическому выполнению упражнения предшествует его мысленное  выполнение. Фигурист как бы просматривает  кинограмму предстоящего двигательного действия и видит себя выполняющим упражнение точно, четко, красиво и выразительно.

Идеомоторная  тренировка применяется и в том  случае, когда спортсмен в силу каких-то причин лишен возможности  тренироваться в реальных условиях (болезнь, травма, отсутствие льда), а  также при необходимости исправить  технику выполнения упражнений, устранить  ошибки.

Итак, формирование правильного представления  о двигательных действиях и умение спортсмена сознательно им пользоваться повышают эффективность технической  подготовки фигуриста.

На  технику исполнения элементов фигурного  катания и на реализацию технической  подготовленности при выполнении упражнений на оценку оказывает влияние отношение  фигуриста к тому или иному  элементу. Излишнее акцентирование внимания обучающегося на сложности элемента или комбинации препятствует быстрому их освоению. Если же спортсмену внушить, что он вполне подготовлен, чтобы  выполнить данный технический прием, то результаты не замедлят сказаться. Важно только, чтобы уверенность  фигуриста в своих силах не переросла в самоуверенность.

В современном фигурном катании усложнение произвольных программ идет не только за счет включения многооборотных прыжков, но и комбинаций, состоящих из нескольких выполняемых последовательно один за другим прыжков. И нередко срывы  происходят из-за снижения мобилизованности, собранности при выполнении спортсменом  тех элементов, которые он считает  легкими. Правильно распределяя  внимание, контролируя себя при выполнении всех элементов программы, фигурист учится избегать срывов. Включение  в тренировку разнообразных заданий (исполнение прыжка с различных подходов в сочетании с другими прыжками) и инструкций для организации  внимания и мышления формирует у  фигуристов серьезное отношение  к упражнению, совершенствует управление движениями в сложных многокомпонентных  двигательных действиях и повышает стабильность их выполнения.

Информация о работе Выдающиеся спортсмены (фигурное катание)