Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:07, реферат
Физическая культура и спорт — важная составная часть коммунистического воспитания в нашей стране. Одним из популярных и массовых видов спорта является фигурное катание на коньках. Общей задачей фигурного катания является формирование человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Введение
Глава 1. История фигурного катания
Общая история
История дисциплин
История фигурного катания в Российской Федерации
Глава 2. Виды фигурного катания
Одиночное мужское и женское фигурное катание
Парное фигурное
Спортивные танцы
Глава 3. Правила и снаряжение
Глава 4. Основные элементы фигурного катания
Шаги
Спирали
Вращение
Прыжки
Глава 5. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 6. Выдающиеся спортсмены России
Ягудин Алексей Константинович
Слуцкая Ирина Эдуардовна
Екатерина Александровна Гордеева
Глава 7. Проекты, помогающие развиваться фигурному катанию
Ледниковый период
Глава 8. Заключение
Список литературы
Первые официальные
История фигурного катания в России
Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра 1. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам — и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.
Глава 2. Виды фигурного катания.
Одиночное мужское и женское катание.
Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном
Парное фигурное катание
Главная
особенность парного катания
— слаженность движений партнеров,
оставляющих впечатление
В
технике парного катания
В
техническом отношении
Спортивные танцы.
Спортивные танцы имеют много общего с парным катанием на коньках, но оба вида четко отличаются друг от друга. Спортивные танцы на льду — это прежде всего совместное исполнение танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях. Спортивные танцы — это троеборье. Первый его вид — обязательные танцы — имеет четкое описание шагов, позиций, рисунка и исполняется под определенную музыку в заданном характере и музыкальном ритме. Оригинальный танец каждая пара составляет сама, стремясь в заданном ритме исполнить его в стиле обязательного танца (дважды повторяющийся рисунок шагов, сохранение направления движения и т. д.). Третий вид танцевального троеборья — произвольный танец, позволяющий паре наиболее ярко раскрыть свое индивидуальное техническое и артистическое мастерство под выбранную спортсменами музыку. Тренерам и спортсменам следует до постановки произвольного и оригинального танцев очень внимательно изучить правила судейства этих разделов.
Формирование
танцевального дуэта обычно начинается
среди фигуристов примерно 12—13 лет,
уверенно владеющих техникой скольжения
и основными танцевальными
Глава 3.Правила и снаряжения.
Современный уровень развития фигурного катания предъявляет высокие требования к качеству инвентаря. Особенно важно, чтобы с первых шагов коньки, ботинки и лед, на котором катается фигурист, отвечали необходимым требованиям. В период становления и совершенствования мастерства важны уже не только высокое качество инвентаря, но и учет индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, выбор модели ботинок и коньков, способа заточки, высоты каблука, положения коньков на ботинках. КонькиПрототипом современного конька для фигурного катания считается конек Д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений и до ныне под названием «снегурки». Носок конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда и произошло русское название этой распространенной модели. «Снегурки» весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает новичка пользоваться, для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна полоза облегчает управление и располагает к катанию по крутым дугам. Лезвие современного конька изготавливают из высококачественной, легированной, чаще всего хромованадиевой стали. Закалка и цементация производятся таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается не столь твердой и конек сохраняет необходимую эластичность. Лезвие приваривается к двум пластинам с отверстиями, через которые конек специальными шурупами крепится к подошве и пятке ботинка. Существующие модели коньков для фигурного катания делятся на коньки универсальные, коньки для обязательных упражнений, коньки для произвольного катания, а также коньки для . спортивных танцев. Универсальные
модели коньков предназначены для
любителей фигурного катания
и начинающих спортсменов, не специализирующихся
в одном из его видов. Коньки для
обязательных упражнений позволяют
спортсменам, занимающимся одиночным
катанием, более качественно исполнять
обязательные фигуры. Моделями коньков
для произвольного катания Появление нескольких моделей коньков объясняется тем, что двигательные задачи, стоящие перед спортсменами в различных разделах катания, несколько различны. Для обязательных фигур характерны низкая скорость движения, особые требования к ре-берности и т. п. В произвольном катании спортсмены скользят на максимальной скорости, исполняют прыжки и вращения, что требует несколько иной формы конька, способа заточки и большей прочности конструкции. Специфика танцев на льду, стремление танцоров к предельной близости опорных и свободных ног привели к укорочению носка и пятки конька. Эта особенность коньков для танцев уменьшаем вероятность зацепления коньков партнеров в плотных позициях ног. Модели коньков для танцев имеют более тонкое лезвие. Это сделано для того, чтобы облегчить танцорам достижение j3bico-кой скорости скольжения, что в ряде танцевальных позиций сделать сложнее, чем в одиночном ,или парном катании, где спортсмены имеют более свободные и удобные для разбегов положения. Катание на тонких, более скоростных коньках придает движениям танцоров большую легкость и непринужденность. В
последние годы появились коньки
со сменными лезвиями. Их можно менять
в зависимости от характера выполняемых
фигур и состояния льда. Для
всех моделей решающее значение имеет
конфигурация полоза конька. В передней
части кривизна наибольшая, в задней
— несколько меньше, наиболее же
плоская часть полоза — средняя.
Кривизна полоза конька от одной его
части к другой меняется плавно,
чтобы при смене участка Существенную
роль играет расположение и конфигурация
нижнего зубца. В коньках для
обязательных фигур нижний зубец
заточен с боков и имеет
форму клина. Это делается для
того, чтобы при касании льда зубец
не вызывал значительного В
коньках для произвольного В
коньках для обязательных фигур
нижний зубец несколько вынесен
вперед и приподнят, что увеличивает
длину рабочей части полоза. Это
дает возможность скользить на передней
части конька, не задевая зубцом
за лед при выполнении петель и
поворотов вперед. Длина лезвия коньков
для произвольного катания Отечественная
промышленность выпускает несколько
моделей коньков для КАТОК И ПОДГОТОВКА ЛЬДАВ настоящее время фигуристы в основном выступают в соревнованиях на искусственных катках размером 30X60 м. Заливают
лед специальные комбайны, изготовленные
на базе небольшого автомобиля. Двигаясь
по катку, комбайн специальным ножом- Простейшее
заливочное устройство можно изготовить
и самостоятельно из санок, бочки, трубы
с отверстиями для Для естественного катка, работающего в зимнее время, следует выбрать площадку размером приблизительно 40X70 м, так как снег, убираемый с поверхности катка, образует по краям снежный вал, уменьшающий площадь льда. Первую заливку нужно делать из шланга на промерзшую землю, очищенную от снега. Когда толщина льда увеличится до 3—4 см, дальнейшую заливку лучше производить комбайном. Рядом
с ледяной площадкой должны находиться
теплая раздевалка достаточных размеров
и радиоузел. Для рисования на
льду окружностей употребляют Хорошо, если тренировка фигуриста фиксируется средствами телевидения или кино. Последующий просмотр помогает быстрее осваивать сложные элементы и исправлять ошибки. Безусловно, на катке необходимы проигрыватель, магнитофон, метроном, секундомер, а также оформленные в виде плакатов наглядные пособия по фигурному катанию и спортивным танцам. |
Глава 4. Основные элементы фигурного катания
В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов:
Шаги
Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.
По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.
Спирали
Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее),направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).
Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд.
Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.
Вращения
Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.
Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.
Прыжки
Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.
Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.
Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.
Глава 5. Психологическая подготовка фигуристов
Точность и надежность управления движениями при выполнении спортивных упражнений зависят от того, насколько развиты у спортсмена психические процессы, участвующие в саморегуляции двигательной деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышление). На их базе формируется и совершенствуется техника фигурного катания на коньках. Психологическими основами технической подготовки можно считать целенаправленное совершенствование тех процессов, которые обеспечивают регуляцию движений, характерных для обязательной и произвольной программ всех видов катания.
Для
того чтобы почувствовать ребро
конька, фигурист должен обладать отчетливыми
и точными мышечно-
Специальные
упражнения можно использовать для
совершенствования не только мышечно-двигательных
ощущений, но и других психических
процессов, связанных с управлением
движениями. Так, фигуристу важно
уметь точно отмерять интервал времени
(например, для поддержания постоянной
скорости при выполнении упражнений
обязательной программы). О точности
восприятия времени можно судить
по так называемой реакции на время,
т. е. по величине ошибки при воспроизведении
заданного интервала. Улучшение
реакции на время достигается
с помощью специальных
Подобные
упражнения, столь же кратковременные
и не вызывающие утомления у спортсменов,
подобраны для
Таким
образом, эффективность технической
подготовки фигуристов может быть повышена
путем целенаправленного
Особую роль в становлении технического мастерства играют представления о движениях, или двигательные представления. Двигательное представление — это психический процесс, в результате которого в сознании спортсмена возникает образ какого-либо конкретного двигательного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов, поддержки, подкрутки и т. д.
Исследованиями А. Ц. Пуни и Е. Н. Суркова установлено, что двигательные представления выполняют весьма важные функции: программирующую, регулирующую и тренирующую.
Программирующая
функция имеет первостепенное значение
при обучении спортсмена тому или
иному двигательному действию. После
показа нового элемента или упражнения
и рассказа о нем в сознании
фигуриста возникает
При регулирующей функции образ двигательного действия является не только и не столько программой, сколько эталоном, образцом, с которым фигурист сопоставляет собственное реальное исполнение. Если сравнение не в пользу фигуриста, он продолжает совершенствовать технику катания.
Тренирующая функция представления движений связана с так называемой идеомоторной тренировкой. Суть этого явления заключается в том, что мысленное выполнение упражнения (прыжка, вращения, дорожки шагов и др.) сказывается на повышении точности движений. Этот эффект возрастает при сочетании идеомоторной тренировки с реальной, т. е. когда практическому выполнению упражнения предшествует его мысленное выполнение. Фигурист как бы просматривает кинограмму предстоящего двигательного действия и видит себя выполняющим упражнение точно, четко, красиво и выразительно.
Идеомоторная
тренировка применяется и в том
случае, когда спортсмен в силу
каких-то причин лишен возможности
тренироваться в реальных условиях
(болезнь, травма, отсутствие льда), а
также при необходимости
Итак, формирование правильного представления о двигательных действиях и умение спортсмена сознательно им пользоваться повышают эффективность технической подготовки фигуриста.
На технику исполнения элементов фигурного катания и на реализацию технической подготовленности при выполнении упражнений на оценку оказывает влияние отношение фигуриста к тому или иному элементу. Излишнее акцентирование внимания обучающегося на сложности элемента или комбинации препятствует быстрому их освоению. Если же спортсмену внушить, что он вполне подготовлен, чтобы выполнить данный технический прием, то результаты не замедлят сказаться. Важно только, чтобы уверенность фигуриста в своих силах не переросла в самоуверенность.
В
современном фигурном катании усложнение
произвольных программ идет не только
за счет включения многооборотных прыжков,
но и комбинаций, состоящих из нескольких
выполняемых последовательно
Информация о работе Выдающиеся спортсмены (фигурное катание)