Выносливость и ее развитие посредством физических упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

В своей работе я рассмотрю основные физические качества, а так же выносливость и ее развитие посредством физических упражнений. Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от: врожденных и приобретенных свойств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

~       в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

~       в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

На практике различают  несколько видов выносливости: общую  и специальную. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии  вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния  на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при  выполнении упражнения появилось чувство  усталости, но не предельного утомления.

Под общей выносливостью  понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точит зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

~       аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);

~       степенью экономизации техники движений;

~       уровнем развития волевых качеств.

Функциональные возможности  вегетативных систем организма будут  высокими при полнении, всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому  выносливость к работе кой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности.

Основным показателем  выносливости является максимальное потребление  кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.

В зависимости от интенсивности  работы и выполняемых упражнений выносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под силовой выносливостью  понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Под скоростной выносливостью  понимают способность к поддержанию  предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости все будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке.

Для "базовой" подготовки логика тренировочного процесса остаётся прежней: сначала развитие общей  выносливости и разносторонняя скоростно-силовая  подготовка. По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё  больше специализироваться.

Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять  продолжительное время сложные  по координационной структуре упражнения.

Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.

Иными словами - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в  течение схватки, игры и т.д.

Специальная выносливость с  педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень  её развития зависит от многих факторов:

~       общей выносливости;

~       скоростных возможностей спортсмена; (быстроты и гибкости работающих мышц)

~       силовых качеств спортсмена;

~       технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.

Можно выделить два основных методических подхода к развитию специальной выносливости:

1.                аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень её проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость непосредственно определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т.д.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определённые тактические действия (бокс, спорт. игры и т.д.)

2.                целостный подход, основанный на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости.

Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно ЦНС, ССС, дыхательной и  эндокринной систем, а также состояния  обмена веществ и нервно-мышечного  аппарата. Некоторые виды выносливости могут некоррелировать друг с другом. Можно обладать высокой выносливостью в динамической работе и малой в удержании статического усилия. Это обусловлено различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в ЦНС. Чем больше интенсивность, тем меньше выносливость.

Одно из самых эффективных  и доступных средств воспитания общей выносливости является бег. 

 

1.4.  Гибкость как физическое качество

Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте во мне связана с важным свойством  опорно-двигательного аппарата способности  к мышечной релаксации - гибкостью.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой  и предельной амплитудой. Недостаточная  подвижность в суставах может  ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции  и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.

Сам термин "гибкость" обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех  случаях, когда речь идёт о подвижности  в суставе всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говори о "подвижности" в них.

В теории и методике физического  воспитания гибкость рассматривается  как морфункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы проявления гибкости:

~       активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;

~       пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движении, достигаемой воздействии внешних сил, например, с помощью партнёра, либо отягощения и т.п.

В пассивных упражнениях  на гибкость достигается большая, чем  в активных упражнений амплитуда  движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или “запасом гибкости”.

Различают также общую  и специальную гибкость. Общая  гибкость характеризует подвижность  во всех суставах тела и позволяет  выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.

Развивают гибкость с помощью  упражнений на растягивание мышц и  связок. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические  упражнения на растягивание. Зависит  проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц, С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причём мышцы это тормоз активных движении Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок, это тормоза пассивного движения и, наконец, кости - это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем "легче" выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связана с несогласованной работой мышц вызывает “крепощение” движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое, или на отдельных этапах подготовки, применения силовых упражнений, если в тренировочный процесс включаются упражнения на растягивание.

Проявление гибкости в  той или иной степени зависит  и от общего функционального состояния  организма, и от внешних условий  времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько  снижена. Однако, тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается при повышении температуры среды и тела - увеличивается.

Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.

Касаясь возрастного аспекта  проявления гибкости можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев  тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, объясняется тем, что в этом возрасте мышечно-связочный аппарат  более эластичен и растяжим.

В возрасте от 13-14 лет наблюдается  стабилизация развития гибкости, и, как  правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а  затем имеет устойчивую тенденцию  к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 лет не выполнять упражнения растягивания, то гибкость начнёт снижаться  уже в юношеском возрасте. И  наоборот, практика показывает что даже в возрасте 40-50 лет регулярные занятия с применением разнообразных средств и методов гибкость повышается. Даже выше уровень, чем в юные годы.

Гибкость зависит и  от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и  поддерживать гибкость необходимо постоянно.  

 

1.5. Понятие ловкости, её виды

Ловкость это сложное  качество, характеризующееся хорошей  координацией и высокой точностью  движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

~       координационная сложность двигательного задания;

~       точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;

~       время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную  ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые  многообразные связи с другими  физическими качествами, тесно связана  с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в  первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень  мышечной чувствительности, достигнутый  в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых  движений. Среди факторов, обуславливающих  развитие проявление ловкости, большое  значение имеют координационные  способности.

Ловкость - весьма специфическое  качество. Можно обладать хорошей  ловкостью в играх и недостаточной  в спортивной гимнастике. Поэтому  её целесообразно рассматривать  в связи с особенностями конкретного  вида спорта. Ловкость приобретает  особенную важность в тех. видах  спорта, которые отличаются сложной  техникой и непрерывно изменяющимися  условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

1.                выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

2.                зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

3.                создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

4.                усложнение условий выполнения обычных упражнений;

5.                изменение скорости и темпа движений;

6.                изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Оценка ловкости спортсменов  осуществляется главным образом  педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной  и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать  ловкость. 

 

1.6. Понятие прыгучести

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к  группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене  толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических  двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность  выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность  развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега  с отталкиванием.

Информация о работе Выносливость и ее развитие посредством физических упражнений