Выносливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Выносливость, как физическое средство………………………………………………4
Методы развития выносливости………………………………………………………..6
Влияние физ.нагрузок на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц……....9
Скоростно-силовая подготовка: основы……………………………………………....10
Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………..15
Методика развития скоростно-силовых качеств……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по физ-ре.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

В 1962—1966 гг. Е. А. Масловским (научный руководитель В. П. Филин) было предпринято исследование взаимосвязи  скоростно-силовых качеств и формирования двигательного навыка у юных спортсменов  в возрастном аспекте. В качестве модели был избран один из видов  легкой атлетики — прыжок в длину  с разбега. Анализ данных проведенного исследования позволяет сделать  заключение о том, что такой подход к решению проблемы взаимосвязи  физических качеств и двигательного  навыка может быть эффективным и  в других видах спорта. Была выявлена взаимосвязь (в количественном выражении) динамических, временных и пространственных характеристик двигательного навыка и показателей, характеризующих  уровень развития скоростно-силовых  качеств в каждой возрастной группе (с 11 до 18 лет) у юных спортсменок  и школьниц, не занимающихся спортом.

Учет особенностей взаимосвязи  скоростно-силовых качеств и формирования основного двигательного навыка во всех возрастных группах позволит более эффективно управлять этими  сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.

 

 

 

 

 

Методика развития скоростно-силовых качеств

Для развития специальных  скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в  основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера  относятся упражнения не только с  ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической  структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки  на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для  развития скоростно-силовых качеств  на три группы.

Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные  — к первой и второй. Глобальные упражнения основные — только к  третьей группе.

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств  являются общими для различных спортсменов  — выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных  усилий и повторный; в циклических  видах спорта— эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.

Опыт спортивной практики и специальные исследования (В. М. Дьячков, 1957—1970) показывают, что эффективным  средством повышения способности  использовать скоростно-силовой потенциал  является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен. Например, в год квалифицированные прыгуны  в высоту выполняют всего около 360 прыжков, метатели копья — 270—300 бросков.

Необходим поиск методических путей, которые позволили бы значительно  увеличить объем средств, стимулирующих  повышение степени использования  скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности.

В спортивной практике уже  давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер н, как, показали комплексны, тензометрические, циклографические и  электромиографические исследования (В. В. Кузнецов, И: П. Ратов, В.Н. Муравьев, С. В. Возняк, 1961—1964; Е. Н. Матвеев, В. М. Зациорский, 1965; В. В. Кузнецов и Н. В. Басов, 1968, и др.), величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышцей мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения.

Применение утяжеленных  и облегченных сопротивлений  дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования  отдельных компонентов специальных  скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет  резко увеличить объем специальных  упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или  облегченные сопротивления, спортсмен  даже при выполнении упражнения с  околопредельной (80%) интенсивностью превышает  соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных  скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями  как в одном тренировочном  занятии, так и на отдельном этапе  годичной тренировки будет вести  к одностороннему совершенствованию  использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств  при выполнении основного, упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого— понижаться). Будет тормозиться и  совершенствование технического мастерства.

Как показали экспериментальные  исследования (ВВ. Кузнецов, 1959—1969; В. В. Кузнецов и сотр., 1962—1970), избежать перечисленные  выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном  количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных  сопротивлений как в ходе одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки.

Исследования показали также., что метод вариативного воздействия  эффективен и при решении задачи повышения уровня использования  силового и скоростного компонентов  скоростно-силового потенциала.

Было установлено, что  в процессе совершенствования скоростно-силовых  качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался  стойкий стереотип на каждое сопротивление  в отдельности.

 

При выполнении основного  упражнения применяются комплексы  методов: сопряженного воздействия  и повторный или вариативного воздействия и повторный; для  специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для  специально-вспомогательных — метод  кратковременных усилий и повторный.

С целью развития скоростно-силовых  качеств применяются следующие  режимы мышиной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения — динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц);)при  выполнении специальных упражнений — динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание  уступающего и преодолевающего  характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений — статический режим, характеризующийся  «пассивным» напряжением, а также  сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим  режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим  работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего  с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах  спорта, где преодолевающему характеру  работы предшествуют значительные напряжения с уступающим характером работы мышц — легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и  др.).

Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств  величина преодолеваемого сопротивления  равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или  больше ее при выполнении специальных  упражнений.

Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим  сохранять внешнюю структуру  движения.

В видах спорта, в которых  на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться  за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена; б) преодоления дополнительного  сопротивления на велостанке или  утяжеления велосипеда (в тренировке велосипедиста-спринтера); преодоления  сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или  бега на подъем 10—15° (в тренировке бегуна-спринтера) и др.

Для уменьшения преодолеваемого  сопротивления могут использоваться: а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным)— выполнение разбега  под уклон 3—4°; б) в упражнениях, характеризующихся циклической  структурой движений,—дополнительная  тяга электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бег  под уклон 3—4° (в тренировке бегуна-спринтера), езда за лидером или облегчение сопротивления  на велостанке (в тренировке велосипедиста-спринтера) и др.

При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять  «взрывной» характер усилия.

 

Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют  о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения  скоростно-силового потенциала являются те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один-три раза, т.е. 1—3 ПМ..

В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего  характера работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие приводимые ниже величины сопротивления (В. В. Кузнецов, 1961—1965; В. В. Кузнецов, В. В. Кобелев, 1967—1968; Л. С. Иванова, 1968; Л. Я. Черешнева, 1968).

Первый вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) сохранялась бы мощность движения, которую спортсмен способен проявить при акценте только на преодолевающий характер работы мышц.

Второй вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) мощность движения была бы выше, чем при движении с акцентом только на преодолевающий характер работы мышц.

Третий вариант. Величина сопротивления при уступающем и преодолевающем, характере работы мышц та же, при этом основное внимание обращается на быстроту перехода от уступающего характера к преодолевающему.

 

Четвертый вариант. Величина сопротивления выше соревновательной при обоих характерах работы мышц, но такая, чтобы при преодолевающем характере сохранялся бы «взрывной» характер усилия.

При развитии скоростно-силовых  качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80— 90%), субпредельной (90—95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

При выполнении статических  упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90—95%).

Чем ближе величина сопротивления  к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления  и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При  выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной  интенсивностью — 2—3 раза, с околопредельной  — 3— 5 раз. Данное методическое положение  является общим для спортсменов  любой квалификации и специализации.

Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической  структурой движений (например, бег  на 100 м) может быть многократным и  продолжаться до нескольких секунд.

Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном  занятии сугубо индивидуальны. Общим  для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки.

Взаимосвязь интенсивности  выполнения упражнений и объема средств  развития специальных скоростно-силовых  качеств. В начале процесса развития скоростно-силовых качеств упражнения выполняются преимущественно с  около предельной интенсивностью (80—90%, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90—95%)и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, ч то выполнение упражнений в объеме, равном 90—95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.

Информация о работе Выносливость