Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:46, реферат

Описание работы

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………….……..3
2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей……………………………………………………………………….4
3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………8
4.Заключение……………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

+зачет.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.

Одной из особенностей деятельности воспитателя по формированию здорового  образа жизни является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого.

Выделенные нами особенности  деятельности педагога подчеркивают ее уникальность, и позволяют сформулировать основные задачи по работе с родителями, которые зависят от воспитательных целей и задач, а также направлений, по которым работает дошкольное образовательное  учреждение.

Важной задачей деятельности   педагога-воспитателя является взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на оптимизацию здорового образа жизни. Педагогическое взаимодействие с семьей  старшего дошкольника представляется в циклическом взаимодействии различных  служб  общеобразовательного  учреждения, (физкультурно-оздоровительной, медико-валеологической) в решении задач, связанных с приобщением семей старших дошкольников к здоровому образу жизни.

Вопрос о взаимодействии педагогов с родителями требует  более подробного рассмотрения понятия  «межличностное взаимодействие». Межличностное  взаимодействие педагогов и родителей  детей предполагает общение, взаимный обмен мыслями, чувствами с образованием общего фонда этих мыслей чувств.

Межличностное взаимодействие включает в себя взаимопонимание  педагога и родителей, взаимовлияние, обмен информацией, взаимные действия. Психологи выделяют интегративные  характеристики межличностного взаимодействия: совместимость и срабатываемость. Срабатываемость характеризуется успешностью совместной деятельности, а совместимость удовлетворенностью партнеров друг другом.

Воспитательные возможности  семьи реализуются в полной мере в процессе взаимодействия ее с другими  институтами социализации.

Идея взаимосвязи общественного  и семейного воспитания при поддержке  государства нашла свое отражение  в ряде нормативно-правовых документов, в Законе «Об образовании», где  родители являются первыми  педагогами своих детей.

На основании нормативных  правовых документов педагогический коллектив  дошкольного образования стремится  к своему становлению, как открытой социально-педагогической системы, готовой  к укреплению и расширению взаимодействия с семьей по формированию здорового  образа жизни.

Перечислим основные направления  организации работы дошкольного  учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:

  • составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
  • организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;
  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;
  • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
  • внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;
  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;
  • использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Мы рассматриваем взаимодействие: ДОУ и семьи в связи с  общими социально-педагогическими  условиями воспитания детей, которые  включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных и нравственных норм семьи.

          Таким образом, в результате анализа основных теоретических подходов и анализа практической деятельности современного дошкольного образования, мы пришли к выводу, что педагогический коллектив ДОУ стремится к своему становлению, как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами  и  прежде всего с семьей. Актуальными формами работы по формированию здорового образа жизни остаются досугово - оздоровительная деятельность и пропаганда здорового образа жизни в семье. Активное включение в работу с семьей -  воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, и других специалистов важное условие эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию здорового образа жизни.

          Изучив   современное    состояние проблемы   взаимодействия семьи

и дошкольного  образовательного  учреждения  в  формировании  основ   здорового образа жизни детей мы пришли к выводу, что под формированием здорового образа жизни в процессе взаимодействия  семьи и ДОУ  мы понимаем специально-организованный педагогический процесс, осуществляемый всеми субъектами  воспитания, способствующий гармонизации индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.

 Анализируя современные  подходы к проблеме формирования  здорового образа жизни, мы  также попытались рассмотреть  сущность взаимодействия семьи  и дошкольного учреждения в  формировании здорового образа  жизни, которая заключается в  обеспечении ребенку индивидуального  стиля здорового поведения посредством  создания и реализации педагогических  условий, как комплекса предпосылок  организующих педагогическую деятельность  в  дошкольном образовательном   учреждении.

Исходя из  выше перечисленного можно, сделать выводы, что педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, по формированию здорового образа жизни  представляется  в  циклическом  взаимодействии различных служб дошкольного  образовательного учреждения, (в данном случае физкультурно-оздоровительной, медико - валеологической) в решении задач, связанных с приобщением семей старших дошкольников к здоровому образу жизни.

 

 

4.Заключение

Здоровье детей старшего дошкольного возраста социально  обусловлено и зависит от таких  факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка  в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем  исследовании, формирующими положительное  отношение детей к здоровому  образу жизни, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также  профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников. Задачами здорового образа жизни старших дошкольников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего "Я", возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.

Формы работы с варьируются: проводятся викторины, экскурсии на природу, приобщаются к работе родители, большое внимание уделяется индивидуальным интересам детей. Следовательно, основная задача здоровьесберегающей  педагогики - такой режим труда и отдыха дошкольников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий.

Здоровый образ жизни - это активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и 
ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.

Под формированием здорового  образа жизни мы 
понимаем специально-организованный педагогический процесс, способствующий гармонизации индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.

Анализируя современные подходы к проблеме формирования здорового образа жизни, мы также попытались рассмотреть сущность взаимодействия семьи и ДОУ  в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.

Раскрывая содержание компонентов  ЗОЖ, следует отметить, что все  сферы жизнедеятельности детей  данного возраста - трудовая, общественная, семейная, досуговая - взаимосвязаны  через общение со сверстниками, воспитателями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная модель, на наш  взгляд, отражает социально-педагогическую сторону процесса формирования ЗОЖ  старших дошкольников. Таким образом, проведенное нами исследование показало, что формирование основ здорового  образа жизни  возможно посредством  специального организованного взаимодействия   семьи и ДОУ.

Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей  старшего дошкольного возраста обеспечивается совместной   деятельностью  педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.

 

 

 

 

 

5.Используемая  литература

 

  1. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
  2. Багичева Н.В., Томилова С.Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар.научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. с.3.
  3. Барабаш В.Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория//  Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007.  с.8.  
  4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. –М.:Академия, 2000.–160с.
  5. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук // Л.Г. Касьянова. – Екатеринбург, 2004.
  6. Крежевских О.В. К вопросу об эколого- валеологическом образовании дошкольников.  Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007.
  7. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000.
  8. www/infourok.ru

 

 


Информация о работе Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста