Заболевание студента и Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента…………………………………………………………………………..4
2. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие…………………………………………………………………..5
3. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе)………………………………………………………………………..6
4. Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов………………………………………………………9
4.1 Цель, задачи и формы организации физического воспитания……………………………………………………………………9
5. Социально-биологические основы физической культуры…………………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………….......12

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.09 Кб (Скачать файл)

 

Реферат на тему:

“Заболевание студента и Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе)

 

 

 

 

студента 1 курса 112 группы

очного отделения 

по специальности  Экономика

СГУ Имени  Н.Г. Чернышевского

Бирюкова  Алексея Сергеевича

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

1. Диагноз  и краткая характеристика заболевания  студента…………………………………………………………………………..4

2. Влияние  заболевания на личную работоспособность  и самочувствие…………………………………………………………………..5

3. Медицинские  противопоказания при занятиях  физическими упражнениями и применение  других средств физической культуры  при данном заболевании (диагнозе)………………………………………………………………………..6

4. Физическая культура общекультурной  и профессиональной подготовке  студентов………………………………………………………9

4.1 Цель, задачи  и формы организации физического  воспитания……………………………………………………………………9

5. Социально-биологические основы физической культуры…………………………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………….......12

Введение 
     

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций  опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной  двигательной активности в организме  человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического  труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).  
 
     Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. 
 
     Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз.

 

1. Диагноз и краткая  характеристика заболевания студента.     

 

 

 Сколиоз (древнегреческий skolios- кривой) это сложное  трехмерное искривление позвоночника преимущественно вбок, с одновременной ротацией позвонков. Такое искривление больше не может полностью выпрямится самостоятельно. Позвоночный столб, как правило, образует при этом несколько связанных между собой дуг, которые компенсируют друг друга для поддержания равновесия тела и удерживания его максимально возможно вертикально. Боковое искривление без ротации позвонков не является сколиозом в его собственном смысле. Сколиоз может существовать у всех позвоночных животных, включая рыб. Он описывался и лечился уже в Античном мире греческим врачом Гиппократом.      

Около 6 процентов населения страдают сколиозом  — от минимальной степени (многие этого даже не знают) до тяжелых форм с образованием большого горба, неравными  бедрами и множеством проблем со здоровьем, обусловленных сколиозом. Только в 14 процентов случаев можно установить причину сколиоза позвоночника, как то: несчастный случай, рахит, слабый или спастический паралич или врожденные дефекты костей, различия в длине ног, генетические заболевания и многое другое. Примерно в 86% всех случаев причина возникновения искривлений неизвестна. Эти сколиозы называют идиопатическими, (что в переводе с греческого означает «неизвестно причинные»). Такой сколиоз встречается у девочек в примерно 4-7 раз чаще, чем у мальчиков     

Сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

 

2. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие. 
     

Боковое искривление позвоночника может доставлять массу неудобств. У человека, страдающего от сколиоза могут появляться болевые ощущения, сутулость, дискомфорт в области грудной клетки. Развивающийся сколиоз может повлечь за собой деформацию грудной клетки. К тому же искривление позвоночника может стать заметным окружающим, что несёт с собой психологический дискомфорт. 
     

Если не лечить сколиоз, то тяжёлые  степени искривления позвоночника могут деформировать работу внутренних органов, вызывая новые заболевания. Сколиоз влияет на работу сердца, лёгких, желчного пузыря, предстательной железы.

3. Медицинские противопоказания при  занятиях физическими упражнениями  и применение других средств  физической культуры при данном  заболевании ( диагнозе).

 

 

     Особенностью  лечебной гимнастики при сколиозе является исключение упражнений, способствующих раскачиванию позвоночника (кольца, гимнастическая стенка, турник, кувырки, сильные прогибы вперед, назад, прыжки), а также занятий асимметричными видами спорта (теннис, фехтование, стрельба из лука, толкание ядра и т.д.)     

В результате научных исследований было выяснено, что позвоночник вместе с нервно-мышечной системой и системой кровообращения - единая целостная  биологическая функциональная система, моментально включающаяся в процесс реагирования при любой болезни человека. Эта система выполняет роль регулятора функций внутренних органов и периферических нервов человеческого организма.     

Если  важнейший орган - позвоночник - поражается неправильной осанкой, искривлением или другими болезнями, то деятельность внутренних органов и периферических нервов может оказаться недостаточной для полной реализации своих функций.     

Позвоночник является основой человеческого  скелета и несет на себе тяжесть  головы, туловища, верхних и нижних конечностей, он придает телу ту форму, которую мы привыкли видеть. К позвоночнику прикрепляются мощные соединительные тяжи - связки и огромное количество больших и маленьких мускулов, предназначенных для прямохождения и удержания тела человека в вертикальном положении, а всех жизненно-важных органов - на своих пространственных местах. У человека внутренние органы располагаются вдоль позвоночного столба и поддерживаются связками и мышцами, противодействуя силе тяжести.     

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки –  физические упражнения. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние  на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. 
 
     В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для людей с нарушениями осанки. В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития студентов. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент.  
 
     Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей. В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.  
 
     Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия, физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.  
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.  
 
     Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы. Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

 

 

 

4. Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов

4.1 Цель, задачи и формы организации физического воспитания     

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.     

Курс физической культуры предусматривает решение следующих  задач:

включение студентов в  реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей  физической культуры, ее активного  использования во всестороннем развитии личности;

содействие разностороннему  развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей  физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

овладение системно упорядоченным  комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;

формирование потребности  студентов в физическом самосовершенствовании  и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование  всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

формирование навыков  самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;

овладение основами семейного  физического воспитания, бытовой  физической культуры.     

Физическое воспитание в  высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих  формах.

Учебные занятия:

обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в  учебных планах по всем специальностям;

консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам  методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных  занятий физической культурой и  спортом;

индивидуальные занятия  для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении  учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в  течение учебного года, каникул, в  период производственной практики.

Внеучебные занятия:

физические упражнения в  режиме учебного дня (малые формы  самостоятельных занятий в виде комплексов «минуты бодрости»);

занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным  интересам;

самостоятельные занятия  физическими упражнениями, спортом  и туризмом;

массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.      

Комплексное использование  всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

 

5. Социально-биологические  основы физической культуры

 

 

     Организм человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему, на которую  воздействуют социальные, экологические, биологические и другие факторы. Физическая культура - часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура  формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда.      

В нашей стране существует государственная структура организации  физической культуры и спорта, создана  система медицинского обеспечения  физкультуры и спорта в виде врачебно-физкультурных  диспансеров. Физическая культура внедряется на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях  общей физической подготовки по месту  работы или жительства, физкультурно-оздоровительных  комбинатах и добровольных спортивных обществах

 

Список  литературы

forum.hse.ru

www.skachatreferat.ru/

ru.wikipedia.org

skoleoz.narod.ru

medicine.by

www.informi.ru/

Орешник Ю.А. К здоровью через  физкультуру. М. «Медицина», 1989 г.

Решетников Г.С. Вам за 40. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 55 с.

А. Колосков «Пешком от инфаркта»/ журнал Физкультура и спорт 2000 г. №5.


Информация о работе Заболевание студента и Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культ