Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Физиологические механизмы закаливания
организма
2. Принципы закаливания
3. Методика проведения закаливающих
процедур
4. Организация закаливания в
дошкольном учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Повышение устойчивости человека к различным
неблагоприятным факторам окружающей
среды — основная задача современной
медицины. В этом именно и заключается
её профилактическая направленность.
Научная профилактика в педиатрии своими
корнями уходит в далекую историю народной
медицины. В России с древних времен детей
приучали к холоду, к физическому труду.
Народная мудрость усматривала в этом
главный, а может быть и единственный по
тем временам, источник здоровья. Русские
врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин,
А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость
использования природных факторов для
укрепления здоровья детского организма.
Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов,
А. А. Кисель, Н. П. Гундобин, Г. Н. Сперанский
видели в закаливании детского организма
неисчерпаемый источник здоровья детей.
Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую
в России книгу о закаливании детей. Научная
разработка проблемы закаливания стала
возможной лишь благодаря физиологическим
исследованиям.
Закаливание организма — это формирование
и совершенствование функциональных систем,
направленных на повышение иммунитета
организма, что в конечном итоге приводит
к снижению «простудных» заболеваний.
Причем закаливание детей дает двойной
положительный результат — снижение их
заболеваемости и повышение полезной
занятости родителей на производстве,
что имеет не только социальное, но и существенное
экономическое значение. Можно без преувеличения
сказать, что научно обоснованные методы
закаливания являются неисчерпаемыми
источниками приумножения здоровья детей
различного возраста.
Физическое воспитание детей дошкольного
возраста направлено на укрепление их
здоровья, совершенствование физиологических
и психических функций развивающегося
организма, его закаливание, развитие
двигательных умений, повышение физической
и умственной работоспособности, необходимой
для обучения в школе. Задачи физического
воспитания тесно связаны с задачами умственного,
нравственного, эстетического, трудового
воспитания.
Организм ребенка-дошкольника
находится в периоде становления функций,
их непрерывного совершенствования, поэтому
весь комплекс средств физического воспитания
(режим, гигиена, закаливание, активные
движения, подвижные игры, спортивные
упражнения) должен обеспечить решение
главной задачи — воспитание здорового,
гармонически развитого ребенка, способного
легко адаптироваться в условиях школьного
обучения.
Удовлетворение потребности
дошкольника в движениях является важнейшим
условием его жизнедеятельности и нормального
развития — не только физического, о котором
уже говорилось выше, но и интеллектуального.
Достаточная по объему двигательная активность
благоприятно сказывается на функциональном
состоянии головного мозга, увеличении
работоспособности, повышении произвольности
в выполнении различных действий.
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА
Единственным и самым эффективным
средством тренировки и совершенствования
защитных механизмов человеческого организма,
повышения его устойчивости к холоду является
закаливание. Не поздно закалять свой
организм в любом возрасте, но лучше начинать
с самого раннего возраста. У многих людей
отношение к холоду неверное в принципе.
Необходимо устранить психологический
барьер исторически программируемого
страха перед холодом, снять негативный
настрой против него. Этому способствует
закаливание, оно не только повышает устойчивость
к холоду, но и является могучим средством,
обеспечивающим нормальное протекание
развития ребенка. Поэтому оно может занять
прочное место в ритме жизни всех детей
и подростков. Особенно велика роль закаливания
в профилактике простудных заболеваний,
причина которых в основном — страх: смелые
закаленные люди, как правило, не простужаются.
Что же такое закаливание? Закаливание
холодными воздействиями характеризуется
следующими положениями.
Во–первых, закаливание — это
система закаливающих моментов в ритме
дня, а не только какая–либо одна закаливающая
процедура. Это процесс, закладывающийся
на всю жизнь, определяющий формирование
мышления и деятельности.
Во–вторых, закаливание — это
активный процесс. Он предполагает намеренное
использование естественных холодовых
воздействий с целью тренировки всех защитных
механизмов организма, и в частности, тренировку
физиологических механизмов терморегуляции,
обеспечивающих поддержание температуры
тела на относительно постоянном уровне,
независимо от внешней среды (воздуха
и воды).
В–третьих, закаливание холодом
вызывает в организме два вида эффектов:
специфический и неспецифический. Специфический
эффект заключается в повышении устойчивости
организма именно к холоду, т.е. к тому
воздействию, которое использовалось
в процессе закаливания. Неспецифический
эффект заключается в одновременном повышении
устойчивости и к некоторым другим воздействиям,
например, к недостатку кислорода. Помимо
естественного равновесия с природой,
идет устойчивость к действиям и против
нее, противоестественных (это техническое,
химическое и прочее искусственное искажение
самой природы).
В–четвертых, специальное закаливающее
действие, например, обтирание только
груди холодной водой, вырабатывает специфическую
устойчивость к охлаждению. В данном случае
устойчивость к холоду проявляется в полной
мере при охлаждении груди: при охлаждении
других участков тела ее проявление будет
менее значительно.
В настоящее время наука — физиология,
гигиена, медицина, педагогика — располагает
достаточно объективным материалом, свидетельствующим
о необходимости закаливания детей с самого
раннего возраста. Однако нужно сказать,
что закаливание — не самоцель. Оно служит
ценным средством сохранения и укрепления
здоровья детей, способствует их всестороннему
развитию.
При охлаждении тела или частей
тела, например, рук, желательно знать
определенные стадии в реакции кожи. Первая
из них — побеление, связанное с сокращением
просвета кожных сосудов, образование
«гусиной кожи» и появление так называемого
первичного озноба. Это уровень нашей
готовности, так сказать, свободы в природе.
Дальнейшее охлаждение сопровождается
расширением кожных сосудов, покраснением
кожи. Она становится теплой. Это вторая
стадия. При умеренных охлаждениях открытые
части тела (лицо, руки) могут пребывать
во второй стадии длительное время. Человек
при этом не ощущает действия холода.
Продолжение охлаждений вызывает
появление третьей стадии — вторичного
озноба. Симптомы его следующие: кожа снова
бледнеет, приобретает синюшный оттенок.
Ее сосуды расширены, наполнены кровью,
способность их сокращаться ослаблена.
Выработка тепла химической терморегуляцией
оказывается недостаточной. Губы синеют.
При вторичном ознобе может произойти
переохлаждение организма и развиться
заболевание.
У незакаленных и ослабленных
взрослых, и особенно у детей, вторая стадия
может не появиться, а сразу наступить
третья — переохлаждение со всеми вытекающими
из этого негативными последствиями. Что
касается растирания кожи и выполнения
физических упражнений (после воздействия
холодной водой), то необходимо сказать,
что они повышают температуру кожи, сокращают
время действия охлаждения и растягивают
процесс становления закаливания. Следовательно,
использование растирания кожи до ее потепления,
интенсивного самомассажа и выраженных
по теплопродукции физических упражнений
после охлаждающих процедур должно быть
ограничено. Их применение может быть
рациональным в начальном периоде закаливания
при появлении первичного озноба, «гусиной
кожи», а при наличии устойчивости к холоду
— при возникновении вторичного озноба,
т.е. для срочного прекращения охлаждения.
Установлено, что в большей
мере главной причиной возникновения
простудных заболеваний является не сильное,
резкое действие холода, а замедление,
слабое охлаждение части кожной поверхности,
короткие, но резкие перепады температур
(10–15оС) приводят к быстрому восстановлению
температуры охлаждаемого участка. Чем
быстрее осуществляются материальные
траты органа, системы или организма при
деятельности, тем скорее протекают восстановительные
процессы в них.
Для воспитания оптимальной
устойчивости организма к различным охлаждениям,
тренировку желательно производить к
возможно более широкому диапазону перепадов
температур по времени и силе воздействия.
Недостаточная интенсивность
и непродолжительное время воздействия
холода не приводят к выработке устойчивости
к охлаждениям у человека. Психологически
это должен быть барьер, который нужно
преодолеть. Появление волнения перед
воздействием уже хорошо. Если появляется
момент перехода одного состояния в другое,
то, согласно психологической диалектике,
задача решена.
Зная все вышеуказанные закономерности
формирования процессов закаленности
в организме, становится понятно, почему
не срабатывали много лет предлагаемые
«методики» закаливания детей с постепенным
снижением температуры воды на 1оС в течение
одной недели.
Влияние холода и состояние
гипотермии затрагивает практически все
системы организма. У обнаженного человека
в покое прирост обменных процессов при
понижении внешней температуры на 1оС
составляет 10%, а при интенсивном охлаждении
они могут возрасти в 3–4 раза в сравнении
с уровнем основного обмена.
Академик В.В. Парин, изучая
организмы местных термических воздействий
на работу сердца человека установил,
что вода температурой 6–8оС, в которую
опускали кисть или стопу, увеличивала
минутный объем сердца на 25–30%, и это увеличение
сохранялось в течение часа, постепенно
снижаясь. Оно происходило только за счет
возрастания ударного объема, т.к. сердечный
ритм во время опыта не меняется.
Физическая тренировка приводит
к повышению холодовой чувствительности.
Эти изменения противоположны тем, которые
наблюдаются при вхождении в холодную
природную атмосферу. Поэтому физические
нагрузки с выраженной теплорегуляцией,
каждое последующее охлаждение, осуществляемое
при повышающейся, по сравнению с исходной,
температурой тела, не сопровождается
усилением устойчивости к холоду. Учитывая
эти закономерности, не следует при закаливающих
процедурах выполнять физические упражнения
со значительными физическими нагрузками.
Регулярное закаливание охлаждениями
благоприятно сказывается не только на
холодовой устойчивости, но и на состоянии
положительных неспецифических иммунных
реакций организма. Происходит увеличение
секреции гормонов коры и мозгового слоя
надпочечников, а также гормонов щитовидной
железы с одновременным повышением утилизации
этих гормонов тканями. Более высокая
активность гормонов успешно позволяет
бороться организму с различными инфекционными
заболеваниями. Это в равной степени и
параллельно относится к психологическим
инфекциям: агрессии, ложной идее, обману
и т.п.
Часто у многих возникает боязнь,
что обливание всего тела холодной водой
приведет к переохлаждению всего организма.
Однако еще И.П. Павлов писал, что организм
человека можно представить себе состоящим
из «сердцевины» с постоянной температурой
и «оболочки», меняющей свою температуру
в зависимости от температурных условий
внешней среды. Постоянная температура
«сердцевины» (ее колебания 36,5–37,5оС) поддерживается
химической терморегуляцией. Увеличение
тепла в 3 раза может происходить за счет
непроизвольных мышечных сокращений (дрожи).
У закаленного человека увеличение теплообразования
к холоду больше, чем у незакаленного.
Поэтому кратковременное обливание холодной
водой и последующая регуляция временного
интервала пребывания на воздухе в обнаженном
виде до появления заметной дрожи не может
приводить к переохлаждению «сердцевины».
В то же время появляющаяся в этой фазе
еле заметна микровибрация мышц, согласно
открытию Аринчина о «периферических
сердцах», является тем физиологическим
механизмом, который влияет на перераспределение
крови в сосудистой системе, ведущей к
увеличению венозного притока крови к
сердцу и увеличению его минутного объема
на 25–30%.
Обливаться холодной водой
нужно 2 раза в день, а при заболевании
обливаться надо каждые 3–4 часа. Почему?
В природе любой переход из одного состояния
в другое сопровождается выделением или
поглощением энергии. Если рассмотреть
это с точки зрения состояния человека,
то эмоциональное переживание, например,
переход от страха к радости, от агрессии
к спокойствию и т.п., дополнительно дает
импульсы и заряды к жизни и деятельности.
В нашем случае этому способствует холодная
вода.
В обычном виде вода на четверть
состоит из молекул паравод (у них протоны
водорода вращаются в одну сторону) и на
три четверти — молекул ортовод (здесь
вращение в разные стороны). Это состояние
воды природное, и наш организм, если вода
находится в нем именно в таком состоянии,
чувствует себя комфортно. При любом заболевании
в первую очередь «расходуются» молекулы
паравод. Американские ученые даже разработали
теорию «Параводная оценка здоровья человека».
Так вот, при обливаниях под действием
магнитных импульсов, один из протонов
водорода в молекулах ортовод мгновенно
изменяет свое вращение, становясь молекулой
паравод, и при этом мгновенно выделяется
большое количество тепла.
В чем состоит оздоровление?
Дело в том, что в течение первых полутора
минут при воздействии холода наша система
терморегуляции как бы еще не работает,
а вся защита организма происходит за
счет бесплатной, «протонной энергии».
При этом часть воды у точек раздражения
нагревается импульсивно до 42,2оС, а эта
температура губительна для больных клеток.
Здоровье — это те поступки,
которые нужно совершать каждый день,
каждый час.
2. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
В результате применения методов
закаливания людьми различного контингента,
в том числе и дошкольниками, сложился
ряд принципов закаливания, которые позволяют
достичь желаемых результатов.
Принцип первый — регулярность.
Лучше всего ежедневные занятия, которые
проходят в одно и то же время суток. Замечено:
суточные ритмы наиболее эффективны и
устойчивы в нашем организме. Им подчиняется
деятельность многих органов и систем.
Принцип второй — постепенность.
Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный
переход к более сильным формам закаливания
позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее
достигать желаемого результата.
Принцип третий — интенсивность.
Сила воздействия должна быть выше привычных
температурных норм постоянной среды
обитания. Чем интенсивнее воздействие,
тем ярче ответная реакция организма.
Закаливающий эффект будет выше там, где
применяли более холодную воду меньшее
время в сравнении с тем, когда использовали
воду потеплее, но долгое время.
Принцип четвертый — сочетаемость
общих и местных охлаждений. Скажем, при
обливании стоп, тело остается не закаленным,
а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает
устойчивость стоп к холоду. Оптимальная
устойчивость организма — при чередовании
общих закаливающих процедур с местными,
направленными на наиболее чувствительные
к действию холода области (стопы, носоглотка,
поясница).