Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:56, реферат
Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появления повышенной невротизации отмечается у 55% - 83% учащихся школ нового типа.
Заметно возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3%.
Введение
Глава 1. Здоровье человека, определение, многогранность форм его проявления
1.1. Факторы, определяющие здоровье человека
1.2. Диагностика уровня здоровья
1.3. Здоровье, возраст, работоспособность
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Характеристика контингента обследуемых и организация исследования
2.2. Методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Как видно из таблицы, происходят волнообразные изменения высоких и низких результатов выполнения уровня стандартных программ физической культуры в школе. Уровень быстроты девочек и мальчиков 1А класса к концу года увеличился, а девочек и мальчиков 1Б класса – уменьшился. К концу учебного года значительно возросли силовые возможности и силовая выносливость у детей в обоих классах, так же как и скоростно-силовые возможности учащихся обоих классов. Анализ индивидуальной физической подготовленности учащихся показал, что в начале учебного года низкий уровень физической подготовленности имели 33,3% учащихся в 1А классе и 25% учащихся в 1Б классе. К середине года – 29% учащихся 1А класса, 28% учащихся 1Б класса, а к концу учебного года их число понизилось до 16% в 1А классе и 18% - в 1Б классе. Эти данные показывают стабильное увеличение числа детей, имеющих высокие результаты на уроках физической культуры. Более высокие результаты на уроках физической культуры в 1А классе – 84%, против данных 1Б класса – 82%, обусловлены 3 часами физической культуры в неделю, одного урока ритмики, использованием учителем класса активного двигательного режима учащихся, использованием элементов оздоровительной системы профессора В.Ф. Базарного.
Очевидно,
что более благоприятный режим
учебно-воспитательного процесс
Классы |
Кол-во учащихся |
Пропущено по болезни уроков за |
«Индекс здоровья» (% неболевших детей) | ||
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие | ||
1А класс |
24 |
120 |
20 |
62% |
96% |
1Б класс |
24 |
200 |
68 |
54% |
75% |
Состояние осанки у детей представляет собой не только важнейший показатель, отражающий качество физического развития детей, но и качества энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом (Савельева О.Н., 1971; Хрущёв С.В., 1980; Оладо Э.Я., 1988 и др.). И это не случайно, т.к. осанка, в той либо иной степени, но всегда глубоко затрагивает не только структуру позвоночника, но и функциональное состояние центрального ствола спинного мозга, регулирующего энерго-информационные процессы внутренних органов и систем организма. При этом установлено, что осанка оказалась чрезвычайно чувствительной и подверженной влиянию широкого спектра гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды.
Нами были проведены грудино-плечевой тест и грудино-лопаточный тест. Анализ показал, что к концу учебного года наблюдается ухудшение состояния осанки у 12,5% учащихся, у значительной части учащихся просматривается начальное проявление нарушения осанки (41,6%). Наиболее заметно эта проблема вырисовывается в 1А классе. Причинами этого, по всей видимости, является качество состояния освещённости, недостаточное чередование в режиме дня детей умственной и физической активности, несоответствие мебели.
Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние кардио-респираторной (сердечно-сосудистая и дыхательная системы) системы. Кроме того, от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем организма ребёнка, поскольку, участвуя в процессах развёртывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма.
Для
характеристики состояния кардио-
Анализ окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК) (таблица 4), косвенно свидетельствующих о развитии дыхательной мускулатуры и жизненной ёмкости лёгких, выявил их удовлетворительное состояние.
Функциональным
показателем состояния
Сопоставление величин ЧСС у детей двух классов показало, что у детей 1Б класса ЧСС ниже. Учитывая тот факт, что в данной возрастной группе более низкие величины ЧСС рассматриваются как показатели более высокой степени зрелости сердечно-сосудистой системы, допустимо предполагать более раннее становление регуляторных механизмов данной функциональной системы. В пользу этого предположения свидетельствует и факт более высоких величин систолического давления у детей данного возраста 1Б класса. В совокупности данные измерения допустимо расценивать как показатель направления развития сердечно-сосудистой системы в область ваготонической вегетативной дистонии. В 1А классе отмечается повышение ЧСС. При этом пульсовое давление снижено, что косвенно указывает на уменьшение силы сердечных сокращений и соответственно ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца.
Комплексным показателем, отражающим функциональную зрелость и функциональные резервы системы кровообращения, является величина адаптационного потенциала (А.П.Берсенева, 1989, Р.М.Баевский, 1979, 1984г, П.А.Филеши и соавт., 1990).
По величине АП производится оценка степени адаптации организма к условиям повседневной деятельности, физическим нагрузкам; определяется необходимость дополнительного обследования, вероятность отнесения к одной из групп здоровья, характер рекомендаций и мероприятий, тенденция изменения уровня здоровья при повторных обследованиях.
В нашем исследовании мы определяли величину АП по методике П.А.Филеши, Н.Н.Сиваковой. Согласно полученным данным, величина АП у учащихся первых классов (7 лет) колеблется от 0,95 до 1, 66. В соответствии с этими данными учащиеся находятся в зоне удовлетворительной адаптации.
Ни у одного учащегося обоих классов не наблюдалось напряжения механизмов адаптации в течение трёх измерений в 2012 – 2013 учебном году.
Таким образом, состояние сердечно – сосудистой системы по основным показателям (ЧСС, САД, ДАД) находится в пределах возможных норм у учащихся обоих классов. Динамика АП в течение учебного года показывает благоприятные условия функционирования систем жизнеобеспечения учащихся обоих классов, так как на протяжении всего года АП стабильно указывал на удовлетворительный уровень адаптации.
Показатели коэффициента здоровья (КЗ) также удовлетворительные. Об удовлетворительных адаптационных возможностях организма в целом и сердечно – сосудистой и эндокринной систем свидетельствуют показатели величины ИМ – в 1А классе – 1,73 + 0,20; в 1Б классе – 1,70 + 0,1. Исследования ИМ, проведённые в начале учебного года и в конце года, показали, что в начале учебного года все учащиеся показали завышенные результаты по индивидуальной минуте. В конце учебного года продолжительность индивидуальной минуты приблизилась к показателям, указывающим на хорошую способность к адаптации (таблица 4).
Таблица 4
Показатели индивидуальной минуты
Класс |
Кол-во уч-ся |
Кол-во уч-ся, имеющих высокие способности к адаптации (> 60c.) |
Кол-во уч-ся, имеющих хорошую способность к адаптации (62,9-69,71с.) |
Кол-во уч-ся,
имеющих невысокую способность (47,0-6,2с.) | |||
15.09.12г. |
24.05.13г. |
15.09.12г. |
24.05.13г. |
15.09.12г. |
24.05.13г. | ||
1А |
24 |
13 |
5 |
10 |
18 |
1 |
1 |
1Б |
24 |
12 |
3 |
10 |
20 |
2 |
1 |
Данные показатели свидетельствуют о становлении ведущих адаптационных систем организма: сердечно – сосудистой, эндокринной и нервной. Снижение величины ИМ в данный период указывает на снижение адаптивных возможностей их организма в период адаптации к новым социальным условиям – поступление в школу, а также на рост утомляемости к концу учебного года. (Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995).
Определение школьной мотивации проводили по анкете «Расскажи о школе». Анализ школьной мотивации проводился трижды в течение года. В конце учебного года был установлен результат.
Анализ исследования школьной мотивации учащихся 1А класса показал, что к концу учебного года увеличилось количество учащихся, имеющих высокую мотивацию, уменьшилось количество детей, имеющих положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеурочной деятельностью.
В 1Б классе к концу учебного года увеличилось количество детей, имеющих высокую и хорошую мотивацию, уменьшилось количество детей, имеющих положительное отношение к школе, но школа привлекает их также внеурочной деятельностью.
Наше исследование было направлено на изучение психосоматического и физического развития детей, обучающихся в 1-х классах.
В результате исследования были определены следующие тенденции:
Информация о работе Здоровье человека, определение, многогранность форм его проявления