Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:47, реферат
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им
доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной
и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать
основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и
значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое
самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности
(гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в
еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых -
сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и
бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в
конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,
поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою
жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека,
определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие
личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым,
закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды,
позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и
физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,
человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и
так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя
до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех
болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С
раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,
заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -
словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется
профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной
Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне
отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,
согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-
функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих
организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую
жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных
обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной
жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических,
физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной
активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.
П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,
психическом и нравственном (социальном).
· Физическое здоровье - это естественное состояние
организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и
систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека
(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
· Психическое здоровье зависит от состояния
головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием
внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых
качеств.
· Нравственное здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в
определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного
здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,
овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,
противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый
человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали.
Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,
получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,
достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Функциональные резервы организма.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и
взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических
сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого
самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек
надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не
позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый
медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов
организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров
воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно
в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров
воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.
Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца:
количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в
покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе -
20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы
почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.
Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме,
это максимальная производительность органов при сохранении качественных
пределов их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.
Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-
спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут
показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?
Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды.
Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения
возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и
расслабления мышц.
От чего зависит здоровье.
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и
биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние
здоровья следующий:
наследственность - 20%;
окружающая среда - 20%;
уровень медицинской помощи - 10%;
образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
· человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое
здоровье - 15%);
· экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
· социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия
труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
· медицинский фактор - 10%.
Составляющие здорового образа жизни студента.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа
жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме
вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что
создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало
процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие
операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»
дополнительных импульсов.
Залог успеха - в планировании своего времени. Студент, который регулярно в
течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2
часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за
правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и
ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время - возможно,
самое важное для человека - личное время. Его можно потратить по своему
усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо
для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется
уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в
аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,
производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к
преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место - нешумное помещение
(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких
разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате
общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон,
телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это
тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на
вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или
слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное
освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и
способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь