Здоровье судента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:47, реферат

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 204.90 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им

доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной

и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать

основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и

значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое

самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении

ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой

норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности

(гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в

еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых -

сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и

бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в

конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,

поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою

жизнь.

     Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека,

определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие

личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к

самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное

слагаемое человеческого фактора.

     Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым,

закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды,

позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и

физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,

человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и

так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя

до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех

болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С

раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,

заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -

словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

 

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется

профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной

Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние

физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне

отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,

согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-

функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих

организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую

жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных

обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной

жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических,

физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной

активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.

П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном).

·        Физическое здоровье - это естественное состояние

организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и

систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека

(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

·        Психическое здоровье зависит от состояния

головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием

внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых

качеств.

·        Нравственное здоровье определяется теми моральными

принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в

определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного

здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,

овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,

противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый

человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали.

Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,

получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,

достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

    

Функциональные резервы организма.

 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и

взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических

сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого

самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек

надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не

позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый

медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов

организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров

воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно

в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров

воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца:

количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в

покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе -

20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы

почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме,

это максимальная производительность органов при сохранении качественных

пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-

спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут

показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды.

Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения

возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и

расслабления мышц.

    

От чего зависит здоровье.

 

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и

биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние

здоровья следующий:

    

 

    наследственность - 20%;

    окружающая среда - 20%;

    уровень медицинской помощи - 10%;

    образ жизни - 50%.

 

 

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·   человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

·   экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·   социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия

труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·   медицинский фактор - 10%.

    

Составляющие здорового образа жизни студента.

 

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный

двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

 

     Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа

жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме

вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует

укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало

процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие

операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»

дополнительных импульсов.

Залог успеха - в планировании своего времени. Студент, который регулярно в

течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2

часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за

правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и

ничто не может помешать. Таким образом,  студент получает время - возможно,

самое важное для человека - личное время. Его можно потратить по своему

усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо

для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется

уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в

аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,

производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к

преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место - нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких

разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате

общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон,

телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это

тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на

вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или

слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное

освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и

способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь

Информация о работе Здоровье судента