Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Влияние физических упражнений на организм человека……………....5
2.Оптимальный двигательный режим, как средство сохранения здоровья………………………………………………………………………....11
3.Роль активного образа жизни и долголетия ………………………………22
4.Заключение…………………………………………………………………….62
5.Список используемой литературы…………….……..................................63

Файлы: 1 файл

Здоров. Образ Жизни 1.docx

— 108.72 Кб (Скачать файл)

  Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют сохранению высокой работоспособности до глубокой старости благодаря активизации нервных процессов, повышению функциональной подвижности коры головного мозга и улучшению функций наших органов и систем. Физические упражнения усиливают окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ. Физические упражнения и спорт являются вечным источником здоровья, красоты и долголетия.

 

2.Оптимальный двигательный режим как средство сохранения здоровья.

 

   Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах – уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовались гимнастика, дыхательные упражнения, массаж. 

  Физическая активность – это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей. 
 
  В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне. Адаптация к систематическим физическим нагрузкам обладает многократными перекрестными защитными эффектами: она ограничивает атерогенную дислипидемию, имеет выраженный антисклеротический эффект, снижает артериальное давление в начальных стадиях гипертонической болезни, положительно влияет на течение сахарного диабета, повышает резистентность организма к гипоксии и тяжелым повреждающим воздействиям(А.А.Виру,1980). Г.Л. Апанасенко (1985) пришел к выводу, что регулярная (не спортивная, но оздоровительная) физическая активность повышает потенциал энерго-образования, определяющий устойчивость организма к факторам, способствующим развитию ишемической болезни сердца и других заболеваний. Этот потенциал, обеспечиваемый ростом протонной области сопряженных мембран митохондрий, содействует эффективному ресинтезу АТФ, снижению потребления кислорода в определенных (стандартных) условиях и разгрузке сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей транспорт кислорода к тканям. 

   Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, то есть у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15–25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2–4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. При систематическом воздействии физических упражнений их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма (Ф.З. Меерсон, 1986). 
 
  При использовании двигательной нагрузки в индивидуальных и групповых занятиях восполняется мышечный дефицит. При этом включаются резервные возможности организма, улучшается его функциональное состояние.  Двигательная активность (деятельность) является неспецифическим раздражителем, вовлекающим в ответную реакцию все звенья нервной системы, и выступает в качестве общего воздействия на организм человека. Она стимулирует физиологические процессы в организме и повышает тонус системы, а значит, ее чувствительность и способность к реагированию. Физические упражнения увеличивают стойкость и полноту антистрессорных физиологических реакций. Но, как уже упоминалось выше, все эти особенности физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некого оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая  чувствительность  организма. 
 
  Физические движения: гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные упражнения, а также такие вспомогательные процедуры, как душ, массаж, растирания, являются важным условием профилактики и сохранения здоровья. Все эти упражнения и процедуры оказывают на организм глубокое и благоприятное, а также оживляющее, стимулирующее и лечебное воздействие. Они противодействуют многим болезненным изменениям и недомоганиям, особенно у людей пожилого возраста: расширяются сосуды, нормализуются кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма; стимулы, возникающие в мышцах, суставах и коже во время, например, гимнастики, душа, передаются внутренним органам, активизируя их деятельность. Физические упражнения, вводимые постепенно, осторожно и выполняемые длительное время, оздоравливающе действуют на хронически больных людей, улучшают состояние даже немощных людей.        Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди населения, и, прежде всего, в системе диспансеризации при решении задач, связанных с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, в том числе с утомлением после работы. Более 80% взрослых городских жителей не имеют представления об уровне своего физического развития и работоспособности, не знают, где можно получить подобную_информацию. 
 
  В настоящее время одной из серьезных проблем, самым неблагоприятным образом сказывающейся на здоровье человека, рассматривается недостаток движения, обусловливающий детренированность основных функциональных систем организма, снижение полезных свойств организма и т.д., что связано со снижением доли физического труда человека в быту и на производстве. 
  Недостаток движения – гипокинезия – вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. 
 
  Современная учеба и автоматизированное производство создают выраженное эмоциональное напряжение, которое не сопровождается активной двигательной деятельностью. Гипокинезия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, а также объем циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови. 
  Наиболее принципиальным изменением в жизнедеятельности человека является то, что он обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и мобилизации адаптационных резервов, а в большей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным, а не природным условиям_жизни. 
 
Несмотря на генетическую идентичность с далекими предками, физические кондиции и обеспечивающие их функциональные системы жизнеобеспечения у современного человека перестали играть определяющую роль в поддержании и сохранении жизни. Уже в середине 70-х годов ХХ в. доля энергии мышц человека и животных в энергообеспечении технологических процессов снизилась до самого низкого уровня. Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели к такому низкому уровню двигательной активности современного человека, что это дало основание называть его «деятельным бездельником», так как он работает не своей мускульной энергией, а преимущественно силой своего ума. 
 
Весь спектр отрицательных последствий для здоровья при гипокинезии можно представить следующим образом: согласно сформулированному И.М. Аршавским (1982) закону свертывания функций за ненадобностью, возможности любой системы организма соответствуют востребованному от нее уровню активности, материальной базой для чего служит деятельность ДНК и РНК клетки и обеспечивающих их ферментов. Снижение же уровня функционирования ведет к атрофии или дистрофии тканей со снижением функциональных резервов. Мышечная активность является одним из механизмов интеграции функциональных систем и их сонастраивания на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на обеспечение, компенсацию самого слабого звена в организме, которое в данный момент отличается наибольшим напряжением функций. Снижение двигательной активности человека ведет к компенсаторной перестройке всех видов обмена веществ: минерального, жирового, белкового, углеводного, водного. Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс. Гиподинамия, кроме того, вызывает заметные изменения в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции. 
 
  Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и возрастанию нагрузки на его мозг. Это вызвало нарушение сложившегося в эволюции соотношения между сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным, исполнительным звеном психических процессов, поскольку между ними существует прямая зависимость. Смещение у современного человека этих отношений привело к нарастанию психического напряжения, что сказывается и на изменении структуры и соотношений отдельных периодов и фаз сна, призванного дать организму не только пассивный отдых, но и рассортировать и усвоить полученную информацию, освободив мозг для восприятия новых потоков информации. При таком положении сон не дает ощущения полного отдыха, и мозг приступает к новому периоду работы, еще не освободившись от полученной ранее информации. Естественно, что это ведет к нарастанию психического напряжения, извращению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности. Закономерным следствием таких нарушений являются многие висцеральные и соматические заболевания: болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет. 
 
  Валеологическая концепция влияния физических нагрузок на организм должна основываться на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития в жизни ребенка. Для детей движение – это одно из самых часто используемых средств невербального общения, самовыражения и познания. Через движение осознается собственное «Я» и окружающий мир. Поэтому детям необходимо дать возможность участвовать в хорошо продуманном и осуществляемом процессе физического воспитания. Для достижения этих целей следует выработать полноценную программу физического воспитания, которая в своей основе была бы ориентирована на валеологический подход с позиций оптимального двигательного развития и всестороннего развития личности. 
 
В детском и подростковом возрасте – периодах интенсивного роста и развития – средовые факторы в основном определяют у детей овладение двигательнымикоординациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим. 
 
Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами валеологического воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформировать практические навыки ведения здорового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенным в раннем детстве. Прослеживая вместе с пациентом его жизненный сценарий, можно выявить причины и пути коррекции того или иного психосоматического расстройства. 
 
Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ. 
 
По данным Ф.З. Меерсона, даже временное статическое напряжение отрицательно действует на микроциркуляцию и гемодинамику, снижая подвижность нервных процессов и нарушая регуляцию вегетативных функций. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют, что низкая двигательная активность школьников, длительные статические нагрузки приводят к развитию у них различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению и снижению умственной работоспособности.

 
 
  Гиподинамия коррелирует с избыточным весом, артериальной гипертензией и нарушением толерантности к углеводам с трансформацией в дальнейшем в сахарный диабет (прирост этого заболевания составляет 5% в год). К 11-ти годам имеют избыточную массу тела 12–19%, повышенные значения артериального давления – 5%, гиперхолестеринемию 11–12% детей, а уровень гиподинамии составляет 50–70%. 
 
  Существующая система образования не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Это – увеличенные учебные нагрузки, гиподинамия по вине педагогов, опережающая уровень образования, что несоизмеримо с числом одаренных (до 6%) и имеющих высокие учебные возможности (в пределах 12–15% от общего числа обучающихся). Изобилие не всегда эффективных авторских программ также усугубляют проблему, поскольку более трети детей сегодня испытывают затруднения в усвоении даже образовательных программ. Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития; 50–60% времени в режиме дня должно отводитьсядвигательной активности. Восстановительные процессы в организме проходят очень быстро, поэтому дети могут выполнять работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20–40 с) с небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20–30 мин. занятий. 
 
  В дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка уже не превышает 30% при нормируемой его продолжительности не менее 50% времени бодрствования. В школьном возрасте у 50% 6–8-летних, у 60% 12-летних и у 80% старшеклассников отмечается выраженная степень двигательнойнедостаточности. 
 
  Потребность в движении детей удовлетворяется в условиях школы самостоятельными движениями на 18–20%. В дни, когда проводится урок физкультур при отсутствии других форм физического воспитания дети недополучают до 40%, а без таких уроков – до 80% движений. Если они пропускают уроки и не участвуют в подвижных играх при интенсивной умственной деятельности, то они отстают в физическом развитии, хуже учатся, часто болеют. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что для удовлетворения естественной потребности в движении младших школьников суточный объем их активных движений должен быть не менее 2-х ч, а недельный – не менее 14 ч. 
 
В школах широко практикуется неоправданное «освобождение» учащихся от уроков физической культуры, слабо внедряются «малые формы» физического воспитания (физкультурные паузы, игры на переменах и прочее), крайне неудовлетворительно поставлена внешкольная физкультурно-оздоровительная и культурно-массовая работа. Причина такого положения кроется в отсутствии условий для занятий физкультурой во многих школах России, так как почти в трети школ нет спортивных залов и занятия проводятся в неприспособленных помещениях. Нагрузка на спортзалы превышает нормативы в 1,5-2 раза, только 0,5% школ имеют плавательные бассейны. 
 
  Система организации учебного процесса и режима дня не обеспечивает биологическую потребность организма учащихся в необходимом для жизнедеятельности режиме двигательной деятельности. Многочисленные исследования и ретроспективный анализ показали, что существующая система и программы физического воспитания не способствуют гармоничному развитию детей и подростков и требуют необходимости совершенствования физического воспитания, поиска новых решений оптимального воздействия всех форм, средств и методов с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. 
   Для решения вопросов, связанных с формированием оптимального индивидуального режима двигательной активности, важно отойти от проблем профессионального спорта, который является для человека профессией, отнюдь не формирующей его личное здоровье. 
 
  Речь должна идти о массовой физической культуре у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Очень важна идентификация определенных личностных показателей в зависимости от уровня резервов здоровья, которые нужно стимулировать или затормозить, от личных особенностей физического, конституционального статуса, уровня тренированности сердечно-сосудистых, мышечных, гомеостатических структур. В зависимости от индивидуальных особенностей необходимо регламентировать форму упражнений, места упражнений, температурные режимы тренировок, учитывая степень психоэмоционального удовлетворения и установку на физические тренировки. Речь должна идет о простых, но доступных показателях, которыми можно измерить и определить правильность и неправильность, достаточность и избыточность физических упражнений, о массовой организации физических, спортивных и игровых форм развития. 
 
Целенаправленная физическая культура, реализуемая как через государственные, так и через самодеятельные структуры, может компенсировать дефицитдвигательной активности. Поскольку движение является одной из самых насущных потребностей организма, одним из важнейших компонентов здорового образа жизни, формирование мотивации к двигательной активности является важнейшей задачей валеологического образования и воспитания. Физическое воспитание – это составная часть воспитания подрастающего поколения. Уникальным образом физическое воспитание способствует усвоению знаний, пониманию сущности и выработке положительного отношения к двигательной активности. 
  В настоящее время валеологическая концепция механизма влияния физических нагрузок на организм человека используется преимущественно только в рамках деятельности спортивной физиологии либо в рамках лечебной физической культуры (ЛФК). Если первая анализирует преимущественно только механизмы обеспечения физических нагрузок, то вторая рассматривает терапевтические дозы влияния физических нагрузок.

 3.Роль активного образа жизни и долголетия.

  

   В молодости и зрелости человек обычно не задумывается о своем здоровье, наивно полагая, что и спустя годы он будет таким же бодрым и выносливым. Лишь разменяв шестой десяток, он начинает понимать, что возможности у него уже не те, что раньше, когда он не боялся любых нагрузок: дают о себе знать болезни и проблемы, которые свойственны людям этого возраста. Многие считают, что в таком случае остается только смириться с неизбежной, как им кажется, старостью, а потому перестают вести активный образ жизни и принимают множество лекарств, чтобы помочь своему организму перейти на новый режим. К сожалению, это весьма распространенное заблуждение.

  Даже у пожилого человека жизнь может быть яркой и насыщенной — нужно лишь скорректировать (но ни в коем случае не менять радикально!) повседневный стиль поведения, диету и т. п. с учетом изменений, происходящих в это время в организме.

  Хотя в пожилом возрасте начинают угасать некоторые физиологические функции, происходит и встречный процесс: организм активно сопротивляется негативным явлениям, используя запас жизненных сил, который предусмотрен специально для этого периода самой природой. Поэтому все усилия должны направляться на продление активности вплоть до глубокой старости. В первую очередь необходима двигательная активность, поскольку в этом случае органы, мышцы и сосуды остаются здоровыми намного дольше.

  Конечно, перечень специфических заболеваний пожилых людей обширен, но некоторые из них можно с успехом предотвратить, а другие вылечить при помощи рационального питания, активного образа жизни, целебных трав и физических упражнений. При лечении серьезных болезней без лекарств не обойтись, и все же сначала следует разобраться в специфике заболеваний: ведь только имея достаточно полное представление об особенностях течения той или иной болезни, можно стать активным помощником своего лечащего врача.

  Кроме всего прочего, для комфортного самочувствия в пожилом возрасте очень важны два условия — востребованность в семье и сохранность других социальных функций: чем дольше человек чувствует, что он нужен, тем дольше он живет.

  Можно сказать, что для сохранения активности и вкуса к жизни нужно принимать во внимание не только минусы, но и плюсы пожилого возраста, которые, конечно же, существуют. Секрет здорового долголетия заключается в том, чтобы избежать осложнений, характерных для осенней поры жизни, и с максимальной эффективностью использовать ее преимущества. О том, как это сделать, рассказывает предлагаемый реферат.

 
 

ПОЧЕМУ МЫ СТАРЕЕМ?

  Старение — это закономерный биологический процесс, который неизбежно развивается с возрастом и характеризуется постепенным снижением приспособительных возможностей организма. Время наступления старости чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются.

  В современной медицине существуют два направления, которые занимаются проблемами старения:

1) геронтология (изучает  закономерности старения живых  организмов);

2) гериатрия (изучает болезни,  характерные для старческого  возраста, и разрабатывает способы  их лечения)

  В историческую эпоху средняя продолжительность жизни составляла 25—ЗО лет. Человека, достигшего14 лет, считали взрослым, 20-летнего — зрелым, а 3О-летнего — пожилым. Во времена античности мало что изменилось: средняя продолжительность жизни ле6алась в пределах 30—40 лет. В настоящее время продолжительность жизни значительно увеличилась: с 1963 г. по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) возраст от 45 до 59 лет считается средним, от 60 до 74 лет — пожилым. И только с 75 лет начинается старость, а люди, преодолевшие 90-летний рубеж, относятся к долгожителям.

 

 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ

  Различают нормальное (физиологическое) и преждевременное старение. При физиологическом старении возрастные изменения в организме происходят относительно плавно. Человек до преклонных лет сохраняет физическую и умственную активность, интерес к окружающему миру. Поэтому нормальное старение нельзя отождествлять с болезнью.

  Обычно выраженные признаки физиологического старения — изменение внешнего вида, психики, снижение работоспособности, физической активности и т. п. возникают в возрасте 60 лет, но сам процесс старения начинается гораздо раньше — в то время, когда заканчиваются рост и развитие организма. Уже в 30—35 лет уровень активности биологических процессов во всех физиологических системах снижается.

  Темп и характер старения в значительной мере зависят от приспособительных возможностей организма. Существенную роль играет конституция человека, которая, прежде всего, определяется наследственностью. Например, у представителей одной семьи наиболее заметные возрастные изменения в первую очередь проявляются в сердечно-сосудистой системе, а у представителей другой — в эндокринной и т. д.

  Процесс физиологического старения в различных тканях и органах начинается в разное время и протекает с различной интенсивностью. Само старение заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма: в них по- иному, чем раньше, происходит синтез белка, ослабляется активность окислительных ферментов, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге эти процессы приводят к разрушению и гибели клеток.

Информация о работе Здоровый образ жизни