Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:06, реферат
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении.
Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
ВВЕДЕНИЕ
1. Здоровый образ жизни: определение феномена
1. Здоровый образ жизни и физическая культура
1. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая культура — здоровый образ жизни»
1.1.2. Свободное время и физическая культура
Заключение
Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Здоровый образ жизни:
1. Здоровый образ жизни и
1. Социологические аспекты
1.1.2. Свободное время и физическая культура
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура, являясь одной
из граней общей культуры, во многом
определяет поведение человека на производстве,
в учебе, в быту, в общении.
Развитие физической культуры и спорта
— одно из важнейших слагаемых сильной
социальной политики, которая может обеспечить
реальное воплощение в жизнь гуманистических
идеалов, ценностей и норм, открыть широкий
простор для выявления способностей людей,
удовлетворения их интересов и потребностей.
1. Здоровый образ жизни: определение феномена
«Здоровый образ жизни», по формулировке
авторов программного документа
«К здоровой России. Политика укрепления
здоровья и профилактики заболеваний»
(Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г'.С.Жуковский
и др., 1994) —
«поведение, базирующееся на научно обоснованных
санитарно-гигиенических нормативах,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья». Укрепление же здоровья — «мероприятия
по сохранению и увеличению уровня здоровья
населения для обеспечения его полного
физического, духовного и социального
благополучия».
Отечественными учеными
А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С.
Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:
— объективных общественных условий,
социально-экономических
— конкретных форм жизнедеятельности,
социально-экономических
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в
Здоровый образ жизни, по мнению
ведущих медицинских специалист
Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Авторы монографии выделили три
основных компонента здорового образа
жизни: 1) объективные общественные
условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности,
позволяющие реализовывать здоровый образ
жизни; 3) система ценностных ориентации,
направляющих сознательную активность
(Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский
и др.).
Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев (1986)
дают следующее определение:
«Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности,
направленный на сохранение и улучшение
здоровья людей как условия и предпосылки
существования и развития других сторон
образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает
грань образа жизни, органически присущую
обществу и направленную на заботу о людях.
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно- мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.
Здоровый образ жизни — основа
профилактики заболеваний (Изуткин
Д.А.,
1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется
самый ценный вид профилактики — первичная
профилактика заболеваний, предотвращающая
их возникновение, расширяющая диапазон
адаптационных возможностей человека.
Однако функция ЗОЖ значительно шире,
она выходит за рамки чисто медицинской
проблемы.
Сотрудник сектора социологии ВНИИФК
Г.В.Дивина (1993) справедливо отмечала,
что понятие «здоровый образ жизни» пока
еще не определено, пользующиеся им вынуждены
оговаривать, что конкретно они имеют
в виду, для того, чтобы быть правильно
понятыми Возможно, в скором будущем необходимость
в этом отпадет, так как понятие обретет
методологическую и концептуальную «униформу»
Пока же хотелось бы употребить вместо
«здоровый образ жизни» понятие «культурный
образ жизни» (цивилизованный, гуманистический),
подразумевая, что здоровье неотъемлемо
от культурного образа жизни и является
не самоцелью, а органичным компонентом
развития и совершенствования как общества,
так и отдельного индивида Древние говорили:
«Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая
таким порядком слов приоритетность здоровья
духовного, которому сопутствует и здоровье
физическое; другими словами — если человек
культурен в широком смысле этого понятия,
духовен, то и за своим физическим здоровьем
он не сможет не следить. Но в практику
нашего физкультурного движения эта древняя
мудрость пришла в искаженном, перевернутом
виде, что и сказалось на некоторых концептуальных
просчетах. У нас она звучит, как «в здоровом
теле — здоровый дух», а значит, телесное
как бы ставится, выпячивается на первый
план, являясь гарантом того, что телесное
здоровье может служить залогом духовного
здоровья, что, как мы тому имеем множество
свидетельств совсем не так.
Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.
Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.
Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.
Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.
В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:
1) здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.
Здоровый образ жизни — это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия» (1981).
Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.
Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.
Структура
здорового образа жизни — целостное
единство предметно- вещного природного,
социокультурного и духовного компонентов
социально творимого
Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
1.1. Здоровый образ жизни и физическая культура
Существует
необходимый и достаточный
Регулярная
физическая тренировка, повышенный двигательный
режим у людей разного возраста
способствуют повышению функциональных
возможностей организма, Улучшению
здоровья (Н.Д. Граевская, Р.Д. Дибнер, В.П.
Казначеев,
Р.С. Карпов, А.В. Коробков, И.В. Муравов,
Л .Н. Нифонтова. В.С. Фомин и др.). Особенно
это проявляется у лиц, профессиональная
деятельность которых имеет малоподвижный
характер, не требует физических напряжений,
а также у немолодых людей.
Рациональная
форма двигательной активности — такая
двигательная активность, которая обеспечивает
необходимые и достаточные показатели
физического развития и физической подготовленности,
физической готовности к выполнению основных
социальных функций, высокую профессионально-трудовую
работоспособность, относительно низкую
утомляемость в процессе и циклах труда,
устойчивость внутренней среды организма,
прочное здоровье и низкую заболеваемость
в стандартных и меняющихся условиях труда
и быта. Важным компонентом рациональной
двигательной деятельности является физкультурно
- спортивная двигательная деятельность
человека, которая характеризуется ее
объемом — количеством времени, затраченного
на занятия физической культурой и спортом
за определенный календарный цикл — сутки,
неделю, месяц, год; интенсивностью занятий,
измеряемой показателями физической нагрузки
на организм, потреблением кислорода на
килограмм веса человека; распределением
физкультурно-оздоровительных занятий
в календарном цикле; содержанием средств,
используемых в занятиях, и способом их
применения. Рациональный, удовлетворяющий
биологические потребности организма
двигательный режим повышает устойчивость
организма к воздействиям внешней среды,
в том числе различных неблагоприятных
и критических факторов, способствует
повышению общей и специфической работоспособности
(М.И. Виноградов, Н.В. Зимкин,
З.М. Золима, А.В. Коробков, С.Л. Косило»,
В.В. Михайлов, И.В.
Муранон, К.Л. Хайрова и др.).
По мнению философа И.М.Быховской, ФК может стать элементом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формирование ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:
1) Формирование духовной сферы личности.
2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.
3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.
4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.
5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).