Значение физкультуры в формировании здоровья человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:21, лекция

Описание работы

По данным известного учёного, академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни студента, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Внимание к нему активизировалось в последние годы. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

Факультет « Автомобильный транспорт »

Кафедра « Физическое воспитание »

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине « Физическая культура »

на тему: «Значение физкультуры в формировании здоровья человека»

 

 

 

 

Работу выполнил: студентка ОПУТб-11А1

Бегенова  Айнагуль Базарбаевна

 

 

 

 

Омск – 2012

 

 

Содержание

 

 

Введение

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс  и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования  личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые  передаются генетически и развиваются  в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет  социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально  активную полезную деятельность.

Здоровье - один из важнейших компонентов  человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий  успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще  желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами  можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и  бытовые трудности и вести  активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние  здоровья. А нормальная полноценная  жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.

«Народ здоров, если здорово общество», - так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчёркивается важность главного для созидания - здоровья человека.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3-х понятий:

 

а) биологические возможности человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические условия.

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье - валеологии.

По данным известного учёного, академика  РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни студента, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Внимание к нему активизировалось в последние годы. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образ

 

1. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ

 

Жизнь человека зависит от состояния  здоровья организма и масштабов  его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия - производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, духовном, семейно-бытовом, учебном, оздоровительном - определяются уровнем здоровья.

Существуют различные подходы  к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

1. здоровье - это отсутствие болезней;

2. «здоровье» и «норма» - понятия тождественные;

3. здоровье как единство морфологических,  психо-эмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений в  том, что здоровье понимается как  нечто противоположное болезни, отличное от неё, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» можно  определить следующим образом: здоровье - нормальное психосоматическое состояние  человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических  функций. По определению Всемирной  организации здравоохранения, здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека - это процесс  сохранения и развития его психических  и физиологических качеств, оптимальной  работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «…здоровье человека не может сводиться  лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести  нестеснённую в своей свободе  жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение  в настоящее время получил  функциональный подход. Он заключается  в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и  социальные функции и выполнять  общественно полезную трудовую, производственную деятельность, утрата которых является распространённым и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека. В  связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», т.к. возможны патологические изменения, которые существенно  не сказываются на самочувствии и  работоспособности человека. Подобные неопределённости в самочувствии врачи  времён Галена условно называют «третьим состоянием». Разграничивают несколько  групп людей, находящихся в третьем состоянии.

Первая объединяет всех, кого отличает особый в данный период времени физиологический  статус, когда организм здоров, но работает в особом - и, тем не менее, нормальном на это время - режиме. Период полового созревания подростков, добавляющий  их организму эндокринные и нервные  нагрузки, - это «третье состояние». В нём же находятся и люди при здоровой старости.

Во вторую группу попадут те, кто  плохо привыкает к новым природным  условиям. Пока человек не привыкнет  к новым условиям, он будет ощущать  влияние неблагоприятных природных  факторов, испытывать недомогание, плохое самочувствие, потерю сил. Здесь находятся  и те, у кого проявляется синдром нездорового помещения.

Когда человек пребывает в «третьем состоянии» из-за своего особого физиологического режима, за это, можно сказать, отвечает только природа.

У организма человека нет более  противоположных состояний, чем  здоровье и болезнь. Качественные и  количественные характеристики, как  здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации, широте адаптационных возможностей организма. Здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний самочувствия. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья ещё не указывает на отсутствие болезненного состояния.

Происхождение болезни имеет два  источника: состояние человеческого  организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Значит, для предупреждения болезней - повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: удаление внешних причин или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малоудачен, поскольку человеку, который живёт в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни. И в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Следовательно, способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.

 

 

 

 

 

2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ  ПРОЯВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В РАЗЛИЧНЫХ  СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и  интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной. Экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту. Особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов. На производительность общественного  труда, на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к  интенсивному типу развития производства здоровье приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Повышенные требования к здоровью предъявляет  производство - оно сейчас в очень  большой степени зависит от человеческого  фактора. Чем выше техническое состояние  производства, тем больший ущерб  наносят болезни.

Уровень здоровья и физического  развития - одно из важнейших условий  качества рабочей силы. В зависимости  от их показателей оценивается возможность  участия человека в определённых сферах трудовой деятельности. Поэтому  уже на этапе выбора специальности  и вида профессионального обучения объективно возникает.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, сосредоточенность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - всё это показатели общей культуры человека.

Критериями социально-этической  зрелости общества, уровня его гуманизации служат масштаб заботы государства о «фонде» здоровья своих граждан, реальные достижения в этой области. Гуманистическое направление охраны и укрепления здоровья общества всегда возлагает на личность ответственность не только за своё валеологическое поведение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отношение к своему собственному здоровью как социальной ценности.

 

 

 

 

 

 

 

3. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

 

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных  возможностей личности в различных  областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и  духовной деятельности человека; он познаёт  культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, создаёт  новые ценности, необходимые для  развития культуры последующих поколений.

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Она  воздействует на жизненно важные стороны  индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически  и развиваются в процессе жизни  под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет  социальные потребности в общении, игре, развлечении. Физическая культура оптимизирует состояние здоровья. Она  проявляет себя в трёх основных направлениях. Во-первых, определяет способность  к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено  её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура - основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.

Частью физической культуры является спорт. В нём человек стремится  расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами, действенное  средство воспитания и самовоспитания человека.

Физические упражнения улучшают течение  компенсаторно-приспособительных реакций  организма при старении, способствуют продлению жизни и творческой активности человека. Выбор средств  физического воспитания и регулирование  физических нагрузок происходит в соответствии с принципом оздоровительной  направленности. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных  двигательных действий, выполняемых  в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими  упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

Условием здорового образа жизни  является физическое самовоспитание и  самосовершенствование. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над  собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приёмов и видов  деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную  позицию личности в отношении  своего здоровья, физического совершенствования и образования.

Информация о работе Значение физкультуры в формировании здоровья человека