Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:01, курсовая работа
Цель работы – исследовать тенденции освещение проблемы «Ребёнок и общество» на сайте газеты «Крымская правда».
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
- найти и изучить литературу по теме исследования, собрать и классифицировать информацию, опубликованную на сайтах, форумах сети Интернет;
- представить саму проблему, обосновав ее актуальность;
- дать характеристику издания, выбранного для анализа
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях политической и экономической нестабильности проблемы социальной защиты населения в обществе приобретают особую остроту, что требует поисков механизмов консолидации разных общественно-политических сил, социальных и общественных организаций в решении существующих проблем.
Пресса должна рассказывать и помогать в их решении незащищенным слоям населения, к которым, в первую очередь, относятся дети.
Проблема «Ребёнок и общество» относится к актуальным социальным проблемам действительности.
Цель работы – исследовать тенденции освещение проблемы «Ребёнок и общество» на сайте газеты «Крымская правда».
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
- найти и изучить литературу по теме исследования, собрать и классифицировать информацию, опубликованную на сайтах, форумах сети Интернет;
- представить саму проблему, обосновав ее актуальность;
- дать характеристику издания, выбранного для анализа;
- сделать обзор публикаций по теме за период 6 месяцев текущего года с выявлением основных аспектов проблемы;
- отразить позицию издания;
- представить и оценить
- дать общую оценку освещению проблемы.
Объектом исследования являются социальные проблемы в СМИ в целом и проблема «Ребёнок и общество» в частности.
Предмет исследования – публикации по проблеме на сайте газеты «Крымская правда».
Степень научной разработанности. Изучение социальных проблем в СМИ занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных. В первую очередь, на наш взгляд, следует назвать Т.И. Фролову, О.Ю. Кольцову, С.Г. Корконосенко, И.Г. Ясавеева, Н.В. Костенко и др.
Тем не менее, теоретики и практики журналистки [4,] [7], [18], констатируют, что социальные проблемы в целом и тема защиты детства недостаточно изучены, существует необходимость грамотного и регулярного освещения данных проблем в периодической печати, радио, телевидении, электронных средствах массовой информации.
Специалисты едины во мнении,
что именно СМИ должны транслировать идеи
гуманизации общества, его ответственности
за происходящие изменения в социальной
сфере. Именно СМИ формируют сегодня критерии морально-
В профессиональном
Новизна данного исследования определяется выбором предмета исследования, привлекаемым материалом, методикой изучения.
Теоретическую и методологическую основы данного исследования составили работы А. Берниковой, Р.Г. Иванян, И.Г. Ясавеева и др. исследования. Полезными оказались многочисленные ресурсы сети Интернет.
Из них наиболее конструктивными считаем работы доцента, заместителя заведующего кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Фроловой.
Эмпирической базой исследования послужили журналистские тексты общественно-политической независимой газеты русской газеты Украины «Крымская правда».
Методы исследования:
- наблюдение;
- собирание и классификация материалов;
- анализ;
- синтез.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы на уроках, факультативах, во внеклассной работе, просветительской и пропагандистской деятельности (СМИ, Интернет).
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СМИ
Социальная проблема, с точки зрения многих исследователей [1], [6], [17], - это несоответствие между существующим и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению.
Социальными проблемами современного общества, по мнению специалистов [2], [5], [16], принято считать угрозы и страхи населения, социальные настроения и социальное самочувствие, социальную структуру общества, разделение на богатых и бедных, здравоохранение, образование, социальную защиту, льготы, преступность, алкоголизм, курение, азартные игры, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
Социальная журналистика – сфера человеческой деятельности, где главная проблема всегда связана с жизнью человека и общества в целом. В этом преломлении социальную журналистику следует понимать как возможность журналиста и журналистики вообще участвовать и действовать в проблемах, конфликтах индивида и общества, а также стараться помочь людям и обществу в их разрешении [8].
По мнению специалистов [1], [2], [17], социальным проблемам с каждым днем уделяется всё меньше внимания. И они не решаются, в то время как опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное общество насыщено социальными проблемами гораздо больше, чем это было двадцать лет назад. Бедность, безработица, преступность, употребление наркотиков, техногенные катастрофы, «новые» заболевания (такие, например, как «птичий грипп») – это далеко не полный перечень явлений, которые вызывают у людей тревогу и беспокойство [18].
Специалисты [2], [4], [15] считают, что одни социальные условия в тот или иной момент признаются в обществе как серьезные социальные проблемы и вызывают высокий уровень общественного внимания и беспокойства, попытки институтами общества контролировать ситуацию и т.д. (например, преступность, употребление наркотических веществ, беспризорность), а другие, не менее опасные и угрожающие, не проблематизируются.
Средства массовой информации, обладая самыми широкими возможностями воздействия на сознание людей, проникают во все сферы жизни человека и общества. Трудно переоценить роль телевидения и прессы в общественной жизни, кроме того, сегодня стремительно возрастает влияние на массовое сознание электронных СМИ.
Воздействуя на сознание человека, СМИ побуждают его к социальной активности, изменяют его общественную и производственную деятельность.
Сама жизнь призвала средства массовой информации стать на стороне интересов каждого человека [15].
Особенно важно отстаивать эти интересы в переходный период, когда нелегкие процессы утверждения рыночных трансформаций оказывают огромное влияние не только на социальные чувства групп населения, но и сказываются на судьбе каждого человека. Одним из основных направлений освещения проблем социальной защиты населения являются конкретные советы читателям о том, как выжить в нынешних непростых условиях. Особое внимание следует уделять наименее социально защищенным слоям населения - пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям [10].
Помимо информации, читатель невольно ждет от журналиста «подсказки» - анализа создавшегося положения, выявление причин или прогноз на будущее. Так что получается, что журналист способен оказывать на аудиторию определенное влияние. Это могут быть логические методы воздействия - факты, цифры, цитаты авторитетных для аудитории лиц. К числу эмоциональных методов относится авторская оценка происходящего, обращение журналиста к теме общечеловеческих ценностей [12].
Здесь важна не только информация и определение какой-то общественной проблемы, но и способность автора теоретически объяснить причины существования этой проблемы и предложить конкретные решения.
По мнению специалистов [1], [3], [9], у журналиста должно быть чувство личной социальной ответственности. Оно заключается, с одной стороны, в том, что журналист осознает себя частью общества, а с другой, понимает, что может сам повести его за собой. Если к решению некой социальной проблемы по разным причинам не обращается ни власть, ни некоммерческие организации, ни граждане, то перед журналистом встаёт задача - поднять эту проблему и поддерживать ее в «горячем» состоянии, пока ее хотя бы не начнут решать.
Теоретики и практики журналистики [4], [5], [18], видят задачу журналиста в том, чтобы самому разобраться, что происходит, и передать эту информацию читателям.
Ключевым вопросом в этом отношении является компетентность журналиста, независимо от того, в каком жанре он работает и на какие темы пишет.
Журналисту необходимо представлять контекст, в котором происходит событие: законодательный, экономический, мировой, исторический, а также всегда искать компетентные источники информации. Именно такой подход позволяет избегать мифов, которые через СМИ навязывают обществу.
По мнению специалистов [2], [8], [16], журналистика актуализирует социальные проблемы в сознании аудитории и, придавая социальной проблеме персонифицированный, личностный характер, создает чувство сопричастности, содействуют формированию общественного мнения и гражданских инициатив.
СМИ становятся инициаторами акций по оказанию социальной помощи нуждающимся. Они помогают мобилизовать средства от благотворителей, обеспечивают общественный контроль, содействуют рекламе благотворительности как социально значимой ценности. СМИ участвуют в профилактике негативных социальных явлений, могут выступать в качестве субъектов социальной, координационной, юридической, психологической помощи [11].
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО» НА САЙТЕ ГАЗЕТЫ «КРЫМСКАЯ ПРАВДА»
2.1. Характеристика издания, выбранного для анализа
Шестого февраля 2008 года «Крымская правда» отметила круглую дату. В этот день 90 лет назад вышел первый номер «Таврической правды», от которого ведет отсчет своей истории нынешняя газета (приложение ).
Родилась она в бурные, грозовые годы, надолго изменившие ход мировой истории. Особенно горячо в то время было в Крыму, который захватывали то белые, то красные, то иностранные интервенты. Редакции часто приходилось приостанавливать издание газеты, но через некоторое время она начинала выходить вновь. И только с ноября 1920 года крымчане начали читать ежедневную газету «Красный Крым», выходившую под таким названием до 1952 года, когда она получила свое нынешнее имя.
Все эти годы газета, редакционный коллектив были вместе со своими земляками, жили их радостями и горестями, все эти годы защита интересов человека труда была и остается одной из главных тем издания. Журналисты были среди тех, кто строил заводы и фабрики, сажал сады и виноградники, учил детей и лечил людей.
А когда грянула Великая Отечественная, многие из них вместе с коллегами-полиграфистами ушли на фронт, в партизанские отряды. Оставшиеся в родном коллективе продолжали выпускать газету в Симферополе, в осажденном Севастополе, полуразрушенной Керчи, а затем на Северном Кавказе. Это была единственная на Украине областная газета, которая не прекращала выходить в связи с временной оккупацией родного края. Она доставлялась с Большой Земли в партизанский лес, разбрасывалась над полуостровом с самолетов.
Не всем сотрудникам газеты было суждено вернуться с дорог войны. В память о них, солдатах Великой Отечественной, журналистах и полиграфистах Крыма в сороковую годовщину Великой Победы у здания редакции поднялась бронзовая фигура военного корреспондента (приложение ).
Все годы своего существования газета стремилась широко освещать процессы, происходящие в нашем обществе, рассказывать о важнейших событиях в жизни городов и сел Крыма, страны и зарубежья.
Новый этап в жизни газеты начался в августе 1991 года, когда «Крымская правда» стала независимой газетой, а ее учредителем - журналистский коллектив.
1 марта 2007 года вышел первый полноцветный номер «Крымской правды». Новое современное полиграфическое исполнение позволило воплотить в жизнь многие смелые идеи редакционного коллектива, о которых раньше приходилось лишь мечтать (приложение ).
В то же время, «Крымская правда» остаётся верна своим принципам, которые не меняются в зависимости от политической конъюнктуры или результатов очередных выборов. Главный из них: у газеты есть свой читатель, но нет и не может быть «своей» власти. «Крымская правда» была и остаётся независимой - от влияния любых политических партий, чиновников всех рангов и мастей, так называемых «олигархов», «кланов», не участвует в их информационных войнах друг с другом, не обслуживает их политические интересы. Газета по-прежнему будет предлагать читателям собственный взгляд на происходящие в обществе процессы, останется открытой для дискуссий [13].
В настоящее время «Крымская правда» - это общественно-политическая независимая газета Украины.
Учредитель и издатель – трудовой коллектив редакции.
Регистрационное свидетельство КВ № 7459, выданное Государственным комитетом телевидения и радиовещания Украины 20.06.2003 г.