Цензура в средние века и эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:25, доклад

Описание работы

Цензура была как светской, так и церковной и осуществлялась как до выхода в свет печатного издания (предварительная цензура), так и после появления тиража (последующая или карающая цензура). Первым цензором была католическая церковь. Сначала церковные власти лишь указывали книги, нежелательные, но не запрещенные для чтения. Ярким проявлением ужесточения цензуры стала инквизиция – независимое от государства судебное учреждение, созданное в католической церкви для борьбы с инакомыслием. Судебная власть инквизиции распространялась только на католиков.

Файлы: 1 файл

цензура в средние века.docx

— 20.64 Кб (Скачать файл)

Цензура  в  средние  века  и  эпоху  Возрождения

Цензура была как светской, так и церковной и осуществлялась как до выхода в свет печатного издания (предварительная цензура), так и после появления тиража (последующая или карающая цензура).

   Первым цензором была католическая церковь.  Сначала церковные власти лишь указывали книги, нежелательные, но не запрещенные для чтения.

Ярким проявлением ужесточения  цензуры стала инквизиция – независимое  от государства судебное учреждение, созданное в католической церкви для борьбы с инакомыслием. Судебная власть инквизиции распространялась только на католиков.

     В начале XIII в. с появлением университетов в Западной Европе они также начали осуществлять цензорские функции. Университетские профессора должны были просматривать рукописи, предназначенные для продажи, и давать свое заключение о возможности их распространения. Придание цензорских полномочий университетам не изменило принципиально положения дел, так как университеты находились под сильным влиянием духовенства.

     Католическая церковь шаг за шагом вытесняла светскую цензуру, которая осуществлялась, прежде всего, университетскими профессорами и сосредоточивала контроль над распространением информации в своих руках.

     В Испании великий инквизитор Томас Торквемада прославился своей жестокостью. Он разработал общие правила инквизиции, согласно которым главными инструментами инквизиции были пытки. Строжайшей цензуре подвергались книги, картины, медали -  и вся печатная продукция. Появились утвержденные Торквемадой списки запрещенных книг, за хранение и чтение которых устанавливалась казнь – как правило, на костре.  За годы инквизиторства Торквемада сжег 11272 человека живьем, 7636 после смерти. А в 1490 году на университетской площади сам сжег за день 6000 книг.

По примеру великого инквизитора списки запрещенных  книг составлялись и в других странах.

         Развитие книгопечатания вызвало серьезные опасения у власти и стремление контролировать распространение информации и идей. Первое в Европе отделение цензуры на печатные издания было организовано в 1486 г., а первым цензорским указом было запрещено распространять Библию, напечатанную на народных языках. В 1502 г. в Испании был принят закон о предварительной цензуре. В Англии в 1509 г. был принят закон о цензуре.

           Начало Реформации (1517 г.) сопровождалось усилением цензуры. В некоторых странах наказанию подвергались не только издатели и продавцы, запрещенных книг, но и их владельцы и покупатели.

Позднее в 1559 году на Тридентском соборе был утвержден и вскоре напечатан в Риме общекатолический индекс запрещенных книг. Правила включения печатного издания были такими неконкретными, что их можно было использовать для запрещения едва ли не любой книги.

С изданием первого римского индекса в 1559 г. цензура всех книг, выходящих в католических странах, была сосредоточена в руках папской  инквизиции. Павел IV вообще запретил печатание  каких-либо книг в папских владениях  без предварительной цензуры  инквизиции. Он обязал продавцов книг сообщать инквизиции о всех получаемых ими новинках и запретил торговать ими без особого на то разрешения «святого» судилища. Инквизиторы подвергали периодическим проверкам не только книжные лавки, но и частные библиотеки. Изъятые ими книги торжественно сжигались 

        Католическая церковь регулярно переиздавала индекс запрещенных книг, внося туда изменения. В индекс были включены, в частности, все сочинения протестантских религиозных мыслителей. Этот «черный список» стал своеобразным «каноном» запрещенных книг и для будущих поколений священнослужителей и верующих. Чтение книг, включенных в списки, грозило отлучением от церкви. Список пополнялся сочинениями Дж. Локка, Мильтона, Шекспира («Король Лир»), Гете («Страдания юного Вертера»), Гейне, Л.Н. Толстого («Анна Каренина») и т. д. Однако список не достигал своей цели, так как запрещенные книги могли быть опубликованы в протестантских странах, на которые власть Ватикана не распространялась.

С XVI по XX вв. церковью было издано более 50 индексов. В них запрет налагался на все сочинения Декарта, Вольтера, Руссо и др. Какие же книги запрещались церковью «в целом», т. е. без необходимости на то специального в каждом отдельном случае решения? Их перечислял канон 1399:

1. Все тексты священного писания,  изданные некатоликами.  2. Книги любого автора, защищающие ересь и раскол или стремящиеся любым способом разрушить самые основы веры.  3. Книги, специально направленные против церкви или христианских обычаев.   4. Книги всех некатоликов, посвященные вопросам религии, если не указано, что в них нет ничего противоречащего католической вере.  5. Книги и брошюры, в которых говорится о новых видениях, явлениях, пророчествах, чудесах или которые пропагандируют новых святых, если таковые были опубликованы без соблюдения канонических правил.   6. Книги, оспаривающие или высмеивающие любой католический догмат; защищающие ошибки, осужденные папским престолом; низвергающие авторитет божественного культа; стремящиеся разрушить церковную дисциплину; умышленно оскорбляющие церковную иерархию или клир и церковь.  7. Книги, поучающие или рекомендующие любые суеверия, колдовство, гадание, предсказания, магию, вызов духов и тому подобное.  8. Книги, провозглашающие законными дуэль, самоубийство, развод и доказывающие, что масонство и им подобные организации не только не вредные, но и полезные для церкви и гражданского общества.   9. Порнографические книги.  10. Литургические книги, апробированные папским престолом, если в них имеются изменения.  11. Книги, распространяющие апокрифические, или запрещенные, или отмененные папским престолом индульгенции.  12. Любого рода изображения Христа, девы Марии, ангелов, святых и других «божьих слуг», если они не отвечают духу и наставлениям церкви.

Прав был Э. Золя, когда  писал: «Нет почти что книг, на которые  не извергала бы свои громы церковь. Если порой и создается впечатление, что церковь закрывает глаза  на некоторые книги, то это лишь потому, что она не в силах преследовать и уничтожать все, что выходит  в свет».

Насколько эффективен был  Индекс? До французской революции 1789 г. Индекс был весьма действенным  оружием церкви и феодальной реакции  против всего прогрессивного. Однако в XIX и в особенности в XX в. он потерял  свою прежнюю силу и значение до такой степени, что Ватикан перестал рекламировать его и даже не пускал в открытую продажу. Таким образом, сам Индекс запрещенных книг превратился  в своего рода запрещенную книгу. Быть включенным современному автору в Индекс представляло для него отличную рекламу, и многие авторы даже гордились тем, что их произведения попадали в список запрещенных книг Ватикана.


Информация о работе Цензура в средние века и эпоху Возрождения