Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.
Дискуссия.
Диспут.
Беседа.
Полемика.
«Круглый стол».
Диалог.
ПЛАН:
ДИСКУССИЯ
Дискуссия
- обсуждение какого-либо спорного вопроса;
исследование проблемы, в котором
каждая сторона, оппонируя мнение собеседника,
аргументирует свою позицию и претендует
на достижение цели.
Типы дискуссий:
-Аподиктическая дискуссия
-Деловая беседа
-Круглый стол- беседа, в которой "на равных" участвуют все участники небольшой группы учащихся (обычно около пяти человек), и когда происходит обмен мнениями как между ними, так и с "аудиторией";
-Мозговая атака
-Софистическая дискуссия
-Спор
-Эристическая
дискуссия
Дискуссией
нередко называется обсуждение-спор,
столкновение точек зрения, позиций,
подходов и т.д. В то же время дискуссию
нередко смешивают с полемикой,
целеустремленным, эмоциональным, заведомо
пристрастным отстаиванием уже имеющейся,
сформированной и неизменной позиции.
В понимание этого способа обучения наряду
с обсуждением-диалогом включают следующие
признаки:
-работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников
-соответственная организация места, времени и работы;
-процесс общения, протекающий как взаимодействие участников;
-направленность
на достижение учебных целей
Главными
чертами учебной дискуссии
Целенаправленность
дискуссии – это не подчинение
ее задачам, которые ясны и важны только
учителю, но ясная для каждого ученика
устремленность к поиску нового знания-оценки,
знания-ориентира для последующей самостоятельной
работы.
Речь
идет об идеале, к которому стремятся
и которого достигают далеко не все
учителя. Но возможно ли приблизиться
к этому идеалу в классе, где находится
около тридцати, а то и более учеников?
Не случайно в мировом опыте использование
дискуссии в классе применяется разделение
участников на подгруппы от 4-5 до 6-10 человек.
Чем больше учащиеся приучаются мыслить,
исходя из контрастных сопоставлений,
тем значительней становится их творческий
потенциал.
Обзорные
исследования свидетельствуют о
том что дискуссия уступает изложению
по эффективности передачи информации,
но удачна для закрепления сведений,
творческого осмысления изученного материала
и формирования ценностных ориентаций.
Среди факторов углубленного усвоения
материала в ходе дискуссии называют следующие
- обмен информацией;
- поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;
- сосуществование
различных, несовпадающих
- возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений ;
- побуждение участников к поиску группового соглашения.
Опыт
проведения учебных дискуссий показывает,
что поисковая активность связана с оживленным
учебным диалогом, в ходе которого участники
обмениваются мнениями друг с другом,
а не только с ведущим-учителем. Не всякая
тема должна становиться темой дискуссии:
дискуссия не самоцель, ее предметом стоит
делать действительно спорные, неоднозначные
темы.
ДИСПУТ
Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать,
disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту
научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в
этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют
публичный
спор на научную и общественно
важную тему.
Отличительными
чертами диспута, в отличие от
спора, будут следующие: 1. Диспут —
это всегда публичный спор (спор
же может осуществляться и в межличностной
форме). 2. Предметом диспута как публичного
спора служит научная или общественно
значимая тема. 3. По организационной структуре
диспут характеризуется широко варьируемой
формой обсуждения: публичная защита тезисов,
обсуждение диссертации и т.д. 4. В отличие
от дискуссии диспут не только проясняет
основания, но и утверждает позиции спорящих.
Нередко последнее обстоятельство в диспуте
имеет доминирующее значение.
Диспут,
дебаты, прения как вид аргументации
в литературе часто рассматриваются
как равнозначные понятия. По мнению А.Н.
Соколова, господствующая точка зрения
состоит в том, что данные формы аргументации
являются формой научного спора. Не вызывает
сомнения, что такой подход не учитывает
всей специфики представленных форм аргументации.
Отличительными чертами диспута, в отличие
от спора, будут следующие: 1. Диспут - это
всегда публичный спор (спор же может осуществляться
и в межличностной форме). 2. Предметом
диспута как публичного спора служит научная
или общественно значимая тема. 3. По организационной
структуре диспут характеризуется широко
варьируемой формой обсуждения: публичная
защита тезисов, обсуждение диссертации
и т.д. 4. В отличие от дискуссии диспут
не только проясняет основания, но и утверждает
позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство
в диспуте имеет доминирующее значение.
Технология
организации и
проведения диспута
на сегодняшний день
хорошо разработана
и подчиняется следующему
алгоритму:
· Подготовка к диспуту начинается минимум за неделю
· Ведущий открывает диспут и сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес
· Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри. Специалистами, хорошо
знакомыми с данной проблемой, ими могут быть как преподаватели так и студенты
· Ведущий знакомит с участниками, занимающими различные позиции
· Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества
· Разыгрываются номера выступления
· Защитник первой точки зрения в своем выступлении излагает свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его
· Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы
· Защитники второй точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме первой стороны, стараясь показать свое понимание такой точки зрения на проблему и задают уточняющие вопросы
· Сторонники первой точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы
· Защитники второй точки зрения излагают свою точку зрения на проблему, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.
· Сторонники первой точки зрения задают уточняющие вопросы
· Защитники первой точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме второй стороны, стараясь показать свое понимание такой точки зрения на проблему и задают уточняющие вопросы
· Сторонники второй точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы
· Затем следует обмен уточняющими вопросами и ответами участников диспута
· После вопросов и ответов и та, и другая сторона стараются доказать неверность противоположенной точки зрения и одновременно отстаивают свою
· Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения наиболее приемлема и правильна.
Может случиться. Что ни одна точка зрения не покажется жюри убедительной и правильной, при этом жюри исходит из фактов и научно обоснованных аргументов, а не из произвольных мне ний сторон, предложений и оценок.
Ведущий
называет победителя диспута, подводит
итоги и делает обобщения
БЕСЕДА
Беседа
— это метод сбора первичных
данных на основе вербальной коммуникации.
Он
при соблюдении определенных правил
позволяет получить не менее надежную
информацию, чем в наблюдениях, о
событиях прошлого и настоящего, об
устойчивых склонностях, мотивах тех
или иных поступков, о субъективных
состояниях. Было бы ошибкой считать,
что беседа — самый легкий для применения
метод. Искусство использования этого
метода состоит в том, чтобы знать, как
спрашивать, какие задавать вопросы, как
убедиться в том, что можно верить полученным
ответам. Очень важно, чтобы беседа не
превращалась в допрос, поскольку ее эффективность
в этом случае очень низка.
Беседа
как метод психодиагностики имеет
некоторые различия по форме и
характеру организации.
Одним
из наиболее распространенных видов
беседы является
интервью.
Интервью
— это проводимая по определенному плану
беседа, предполагающая прямой контакт
интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
По
форме оно бывает:
свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
частично
стандартизованное (стойкая стратегия,
а тактика более свободная).
Диагностическим
целям в большей мере соответствует стандартизованная
форма интервью, поскольку дает возможность
получить сравнимые данные по разным испытуемым,
ограничивает влияние посторонних воздействий,
позволяет в полной мере и в нужной последовательности
отработать все вопросы. Однако следует
применять его только тогда, когда отвечающий
охотно идет на это. В противном случае
результат может быть неудовлетворительным,
поскольку стандартизованное интервью
многими людьми воспринимается как ситуация
экзаменационного опроса, что ограничивает
проявления непосредственности и искренности
отвечающего. Интервью не должно быть
продолжительным и скучным. Регистрация
ответов не должна сдерживать отвечающего.
В
зависимости от целевого назначения
интервью разделяют на диагностические
и клинические. Диагностическое интервью
— это метод получения информации общего
содержания и направлен на зондирование
различных аспектов поведения, свойств
личности, характера, а также жизни вообще:
выяснение интересов и склонностей, положения
в семье, отношения к родителям, братьям
и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым
и неуправляемым (исповедальным).
Клиническое
интервью — это метод терапевтической
беседы, помогающей человеку осознать
свои внутренние затруднения, конфликты,
скрытые мотивы поведения.
Регистрация
ответов не должна нарушать общение
и тормозить детскую
ПОЛЕМИКА
Полемика
- (от греч. polemikos - воинственный), острый
спор в процессе обсуждения чего-нибудь,
дискуссия, столкновение мнений по какому-либо
вопросу.
Причем это такая
Информация о работе Дискуссия,полемика,беседа как виды диалога