Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
2.Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
______________________________
Кафедра связей с общественностью
ФУНКЦИИ СМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Курсовая работа
по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
Студента 2 курса группы СО-82
Дьячкова Дмитрия Алексеевича
Подпись___________________
Самара, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на сознание и
подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.
СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на состояние людей. За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.
Объектом данного исследования выступают социальные объекты влияния.
Предметом - СМИ как инструмент воздействия на сознание и действия человека.
Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.
Существует достаточное
ГЛАВА I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Средства Массовой Информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам1 - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).
У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах, как, например:
1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией журналистики;
2) непосредственно-
проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;
3) идеологичесая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4) культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей,
воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым пособствуя всестороннему развитию человека;
5) рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";
6) рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.
Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов2[2].
Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.
У печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - тот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально – образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, в невизуальное звуковое сообщение на радио).
Достижения человека в области науки и техники позволили появиться таким СМИ как интернет и реклама. В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет – порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль.
Если рассматривать медиа в целом, то можно выделить следующие девять функций СМИ в жизни общества:
1. Информационная функция. В данном случае имеется в виду удовлетворение потребностей общества в получении необходимой информации, или опубликовании имеющих общественное значение фактов и событий местного и глобального значения, отражающих важнейшие политические, социально-экономические, культурные и другие процессы, которые в совокупности составляют объективную картину жизни общества.
2. Идеологическая функция восходи
3. Функция социального контроля. Предполагает публикацию общественно значимых фактов социально-политической и экономической жизни страны, касающихся соблюдения законности, социальной справедливости, защиты конституционных и международно-признанных фундаментальных прав и свобод всех членов общества.
4. Нравственно-воспитательная функция. Имеет тесную связь с идеологической функцией, отображая морально-эстетичекие приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о том, что такое добро и зло.
5. Познавательно-образовательная функция. Восходит к общеобразовательной и научно-познавательной тематике материалов, которые решают конкретные задачи дополнительного обучения и повышения квалификации членов общества.
6. Консолидационная функция. Стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества.
7. Рекреативная функция направле
8. Инновационная функция. Сравнительно новая функция СМИ, сущность которой заключается в том, что в условиях динамично развивающихся процессов, СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации.
Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение