Функции заголовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Заголовки материалов в периодике - одни из важнейших её элементов. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» журнала. Заголовки помогают читателю ознакомиться с номером, быстро получить представление о содержании его материалов, выбрать главное и интересное, дать представления о его теме. «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании», - писал известный русский писатель и публицист В. Г. Короленко1.

Файлы: 1 файл

ЗАГОЛОВКИ.docx

— 24.48 Кб (Скачать файл)

Функции заголовка

 
Заголовки материалов в периодике - одни из важнейших её элементов. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» журнала. Заголовки  помогают читателю ознакомиться с номером, быстро получить представление о  содержании его материалов, выбрать  главное и интересное, дать представления  о его теме. «Заглавие должно до известной степени предупреждать  о содержании», - писал известный  русский писатель и публицист  В. Г. Короленко1.  
 
Нередко заголовок не только дает общее представление о теме выступления, но и формулирует одну из основных идей, мыслей автора, вывод, к которому он приходит. Заголовок должен быть тесно связан с содержанием публикации, более того вытекать из него. Кржижановский говорил, что заглавие – это не «шапка, а голова, которую извне к телу не приладишь». Все сколько-нибудь значимые изменения в тексте отражаются и на заглавии.  
 
Заголовок – способ дать читателю возможность с первого взгляда сориентироваться, надо ли читать остальной текст. Штамп в построении, форме заголовка резко снижает его воздействие. Исходя из этого, для заголовка должна быть характерна точность выражения мысли, то есть ясность и простота формы, - он должен быть понятен любому читателю. Привлекая внимание читателей, любой журнальный заголовок должен легко восприниматься, читаться без затруднения. 
 
Заголовок одновременно выполняет как минимум две функции: сигнальную (привлекает внимание читателя) и информативную (дает представление о предмете публикации). Кроме того, заголовок настраивает аудиторию на определенную эмоциональную тональность.  
 
В содержательной структуре целого названию принадлежит существенная роль: оно передает в концентрированной форме основную тему или идею. Данная функция заголовка обусловливает его связь со всем текстом, а также возможность реализации смысла заголовка в полном объеме только в его ретроспективном прочтении, т.е. после реализации всех линий связи «заголовок - текст».  
 
Полисемия слова, а в известных пределах и полисемия словосочетания, использование окказиональных образований (слов или словосочетаний) в качестве заголовка также определяют необходимость учитывать связь «заголовок — текст», ибо в ряде случаев актуализация того или иного лексико-семантического варианта заглавного слова, однозначное декодирование семантики окказионального образования оказывается возможным только на базе целого текста1
 
Некоторые заголовки вообще не могут быть декодированы до знакомства с текстом. И только ретроспективно, ознакомившись с изложенным материалом, читатель понимает смысл заглавия. 
 
Но если заголовок и имеет однозначную семантику, в полном объеме смысла он воспринимается только ретроспективно: заглавное слово или словосочетание обогащается в тексте эмоциональными коннотациями. Даже известные географические имена испытывают на себе «приращение смысла», если они употреблены в заголовке художественного текста, из нейтральных они превращаются в эмоциональные обозначения, сочетающие конкретизирующее и генерализирующее значение. Текст произведения также может способствовать выявлению иронического смысла заголовка.  
 
Каждый заголовок выполняет тематизирующую функцию в тексте. При этом можно выделить наиболее типичные случаи наименования художественного произведения по одному или нескольким компонентам содержательной структуры произведения:

  •  
    называется основное действующее лицо (или группа лиц),
  •  
    событие (или события), которое является центром фабульного действия,
  •  
    время или место действия.

 
Заголовок, имеющий структуру словосочетания или предложения, может называть сразу два (или более) компонента содержательной структуры произведения. 
 
Кроме тематизирующей, заголовок может иметь символизирующую функцию в тексте. Символический смысл заголовка формируется в пределах всего текста. При этом возможно развитие и даже трансформация символического смысла заголовка.  
 
Заголовок может сочетать тематизирующую и оценочную функции. Такое сочетание свойственно заголовкам, две части которого связаны союзом «или».  
 
В некоторых случаях заголовок связан с содержательной структурой рассказа лишь ассоциативной связью. Тогда его функцию можно охарактеризовать как ассоциирующую. 
 
В какой бы функции ни выступал заголовок, он всегда является организующим элементом текста. Это проявляется не только в том, что, прочитав текст, читатель ретроспективно осмысливает заголовок в связи со всем текстом художественного произведения, но и в том, что заголовок, в полной форме или в модифицированной, функционирует в тексте как одна или несколько номинаций и таким образом участвует в семантической организации текста. 
 
Если заглавие выражено одним словом, значение последнего, не имея немедленного и непосредственного окружения, не может с достоверностью реализовать ни один из своих семантических компонентов, в связи с чем впервые прочитанный однословный заголовок сохраняет свойства изолированного слова. Каждый компонент значения заголовка до ознакомления с самим текстом имеет равновероятные возможности контекстуальной реализации.  
 
Использование для заголовка словосочетания также не всегда дает заглавным словам необходимый указательный минимум и не является гарантией снятия полисемии, особенно ярко это проявляется при переводе заглавий без опоры на текст.  
 
Даже вынесение в заглавие предложения не решает вопроса полностью. Многие заглавия так и остаются оторванными от ситуации и представляют собой лишь первый этап контекстуальной конкретизации значения, не снимающей ни возможности его переноса, ни расширения, ни кардинального изменения. 
 
Особенности семантики заголовка объясняются его ролью в произведении. Выражая в концентрированной форме основную идею и/или тему последнего, он требует для своей полной реализации макроконтекста всего произведения. Заглавие, таким образом, — это рамочный знак, требующий обязательного возвращения к себе по прочтении художественного текста и наращивающий объем своего значения за счет множества контекстуальных значимостей самых различных языковых единиц. План содержания заглавного слова, таким образом, раскрывается только ретроспективно. Семантическая специфика заглавия состоит в том, что в нём одновременно осуществляется и конкретизация, и генерализация значения.  
 
Смысловое содержание заголовка на входе в текст и на выходе из него, постоянно и обязательно не совпадает. Заголовок в своем окончательном, ретроспективном прочтении является чрезвычайно емким выражением точки зрения автора, существенным компонентом, завершающим формирование авторского образа, извлекаемого из данного произведения. 
 
Обобщающий характер заголовка имеет место отнюдь не только при наличии символики, метафоры, аллегории, но и при полном сохранении главными словами своих прямых значений.  
 
Заголовок стоит над текстом, отделён от него определённым пространством, это позволяет ему функционировать в качестве самодостаточной речевой единицы (автосемантические заголовки1). Такие заголовки выразительны сами по себе, в основном понятны ещё до прочтения текста. При оценке выразительности таких заголовков нужно применить те знания, которые были получены в курсе современного русского языка при изучении фонетики, лексикологии, морфологии, синтаксиса, а также стилистики. 
 
 
Так как восприятие текста – процесс поэтапный, необходимо выяснить, какие функции выполняет заголовок на каждом из трёх этапов восприятия.  
 
1 этап 
 
Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию. Указанная функция — единственная, которая реализуется неязыковыми средствами.  
 
При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имен, знаков. Заголовок аналогично любому имени собственному обозначает индивидуальный предмет (текст). В этом смысле он входит в систему «указателей». От элементов этой системы, называющих материальные предметы окружающей действительности, заголовки отличаются тем, что они, сами речевые явления, называют тексты, тоже речевые явления, и связаны с их содержанием1
 
Номинативная роль заголовка дает читателю возможность выделить текст, расчленить непрерывный континуум журнального номера на составляющие его публикации. 
 
Можно назвать разные способы привлечения произвольной внимания читателя с помощью заголовка.  
 
Во-первых, заглавие активизирует работу читательского мышления через возбуждение интереса (интеллектуальной эмоции). Такие названия публикаций выполняют информативную роль, привлекая читателя к тексту, если он содержит необходимые сведения  
 
Во-вторых, произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций — не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т. д. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к публикации. Рекламная функция всегда сочетается с экспрессивно-оценочной или информативной функцией. 
 
Таким образом, на первом этапе восприятия («дотекстовом») задача заглавия - пробудить внимание читателя, вызвать временный, ситуационный интерес. Именно такое восприятие заглавия до прочтения всего произведения формируется благодаря тому, что реализуются графически-выделительная, номинативная и рекламная функции. При этом основная роль газетного заглавия состоит в том, чтобы привлечь читателя к тексту, побудить его прочитать сообщение, содержащееся в публицистическом материале. 
 
2 этап. Знакомство с текстом  
 
Знакомясь с текстом, читатель держит заголовок в поле зрения. Название материала помогает, в первую очередь, осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции. Оно в свернутом виде способно выражать содержание текста, которое, как говорилось ранее, представляет цепь тезисов, связанных друг с другом, уточняющих друг друга.  
 
Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность ее для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор, внушить ему определенные установки.  
 
Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция (связанность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство.  
 
Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную (архитектоническую) роль, как бы прогнозируя членение текста на части, его архитектонику. В зависимости от замысла автора, особенностей содержания текст может состоять из отдельных частей, глав, возможно объединение разных материалов под одним заглавием.  
 
Таким образом, на основном, этапе восприятия публикации — при её непосредственном чтении — заглавие реализует наиболее богатый набор функций: информативную, оценочно-экспрессивную, интегративную и композиционную. 
 
3 этап 
 
После прочтения газетного материала читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием или выразительным композиционно-речевым построением. Наступает компрессия (сжатие) текста. Заголовок, как указывает Л.М. Мурзин1, служит компрессированным текстом, он выражает то же содержание, является «метой произведения», его сигналом, знаком. Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя — номинативная. 
 
Подводя итог сказанному, можно утверждать следующее: заглавие играет свою роль на всех этапах восприятия текста: до чтения, во время чтения, после прочтения всего текста. При этом отмечается многофункциональность газетного заголовка. На различных этапах восприятия на первый план выступают различные функции. 
^


Информация о работе Функции заголовка