Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:59, реферат
Немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и хорошо развитой местной прессой. Причиной такого развития рынка прессы стало то, что современный немецкий медиаландшафт уходит корнями в послевоенные годы, когда западные союзники, закрыв все существовавшие в нацистской Германии медиа, стали создавать свою систему СМИ, естественным образом сделав упор на развитии медий внутри своих собственных оккупационных зон. Именно поэтому общенациональных газет в Германии сравнительно мало, и большинство из них появилось уже после 1949 года, то есть после прекращения формального оккупационного статуса Западной Германии и создания ФРГ. Условно прессу Германии можно разделить на три категории:
• общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории Германии);
• надрегиональные газеты (überregionale Zeitungen) — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны;
• местная печать — газеты одного региона, одного района, города и так далее.
Грёбель
В Германии имеются свои медийные особенности. Сюда относится подчеркивание суверенитета земель в области культуры и телерадиовещания или параллельное существование публично-правовых и частных СМИ, что характерно далеко не для всех стран, но вполне обычное явление для Европы. Что касается свободы печати и свободы слова, то здесь у Германии хорошие позиции по сравнению с другими странами. Плюрализм мнений обеспечен, плюрализм информации налицо. Печать не находится в руках правительств или партий, она находится скорее в руках частных медийных компаний. В процесе демократизации Германии после Второй мировой войны была внедрена система публично-правового телерадиовещания по британскому образцу (Би-Би-Си). Телерадиокомпании были основаны как учреждения публичного права, финансируемые за счет сборов за пользование радиоприемниками и телевизорами. В 80-е годы к ним добавились частные телекомпании. Вот уже более полувека свобода печати и свобода слова в Германии охраняются конституцией. Конституционное понимание свободы печати и комуникации отражает статья 5 Основного закона: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. (…) Цензуры не существует». В целом структура германских СМИ объясняется специфическими условиями, существовавшими в недавней германской истории. Поворотные моменты в XX веке Германия переживала с разрывом в менее чем 30 лет: демократизация, Первая мировая война, Веймарская республика, «Третий рейх» и Вторая мировая война, конфликт между Востоком и Западом и «холодная война», студенческие бунты и воссоединение Германии; все они всегда были связаны и с медийным аспектом и были бы даже немыслимы без средств массовой информации.
Газеты и журналы
Основная статья: Газеты в Германии в XVII веке
Немецкий газетный рынок характеризуется
небольшим количеством
Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли. Между тем, в данном случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о «редакционных изданиях» (нем. redaktionelle Ausgabe) и «публицистических единицах» (нем. publizistische Einheit)[50].
Общенациональные ежедневные газеты:
Надрегиональные ежедневные газеты:
Прочие ежедневные газеты ФРГ:
и т. д.
Еженедельные общественно-
Еженедельные газеты:
Русскоязычные газеты и журналы:
Также в Германии издаются местные версии таких международных журналов, как «Cosmopolitan», «Glamour», «Maxim», «Newsweek», «Businessweek» и т. д.
Телевидение и радио[править | править исходный текст]
На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа:
Общественно-правовая форма собственности восходит к послевоенному времени, когда в рамках политики денацификации западными союзниками были закрыты все существовавшие в нацистской Германии СМИ, а для обеспечения информационного вещания были созданы полностью подконтрольные оккупационным военным властям пресса и радио. В период с 1945 по 1949 гг. созданные союзниками радиостанции постепенно передавались в управление немецкому персоналу, однако перед оккупационными властями встал вопрос, как должны управляться эти компании. Союзники сразу же отвергли идею о передаче СМИ в руки немецкого государства (правительству ФРГ, а также местным правительствам федеральных земель до сих пор запрещено иметь любые СМИ), но также была отвергнута и идея передачи радиостанций в частные руки (несмотря на то, что газеты, созданные союзниками, передавались именно частным редакторам). В качестве основной формы собственности союзники выбрали общественно-правовую форму собственности.
Эта форма собственности характерна для британской BBC и означает, что компания не принадлежит ни частным лицам, ни государству, а находится в «собственности общества». Стратегическое управление компанией осуществляется специальным наблюдательным советом, формируемым из представителей крупных партий, значимых общественных организаций, церквей, профсоюзов и т. д., что должно обеспечивать максимально взвешенную программную политику. Наблюдательный совет назначает управляющий совет, занимающийся «тактическим планированием» действий компании и назначающий интенданта — генерального директора компании, который осуществляет непосредственное руководство компанией. Такая сложная система управления, позаимствованная у той же BBC, была также призвана обеспечить демократическое развитие немецких СМИ. Первой общественно-правовой компанией Западной Германии стала NWDR (Nordwestdeutscher Rundfunk), производившая вещание на территории британской оккупационной зоны и созданная англичанином Хью Карлтоном Грином (Hugh Carlton Green), сотрудником BBC, получившим потом пост гендиректора BBC. Также общественно-правовая форма собственности была выбрана американцами и французами — для своих оккупационных зон.
Вещание
Общественно-правовое вещание оставалось
единственным вещанием на территории
ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство
были внесены изменения, позволившие создавать
частные радио- и телекомпании. Частные
компании существуют за счёт размещения
рекламы и производства собственных фильмов
и передач, которые они могут продавать
третьим компаниям. Общественно-правовые
компании могут размещать в своих передачах
лишь ограниченный объём рекламы (в частности,
реклама на общественно-правовых каналах
полностью запрещена в выходные и праздники,
а в будние дни — запрещена после 20 часов),
зато они получают т. н. «абонентскую плату»
(Gebühren) со всех граждан Германии, имеющих
дома телевизор или радиоприёмник. Абонентская
плата за телеточку составляет около 17
евро в месяц, за радиоприемник — около
9 евро в месяц. Абонентскую плату обязаны
платить все немцы, имеющие телевизор
или радиоприёмник, вне зависимости от
того, смотрят ли они передачи общественно-правовых
каналов — это вызывает в немецком обществе
ожесточенные дискуссии. Крупнейшей общественно-правовой
компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией
Европы является общественно-правовая
телерадиокомпания ARD (
В рамках ARD осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste, около десятка местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а также свыше пятидесяти местных радиопрограмм.
Членами ARD являются (в алфавитном порядке):
Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в Интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт.
Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда федеральный канцлер Конрад Аденауэр пытался поставить медиа под контроль государства. Одним из направлений наступления федеральной власти на СМИ стала попытка создать государственный второй канал. Столкнувшись с серьёзной оппозицией как функционеров ARD, не желавших терпеть государственных конкурентов, так и правительств федеральных земель, не хотевших усиления федерального центра, Аденауэр пытался воплотить свой проект вплоть до начала 1960-х гг., когда в 1962 г. вердикт федерального конституционного суда признал саму возможность создания государственного телевидения незаконной и запретил федеральному центру любые попытки создания подобных СМИ. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правовой канал — ZDF, отличавшийся от ARD тем, что ARD являлась децентрализованной структурой, содружеством множества местных компаний, а ZDF создавалось изначально как вертикально организованный, централизованный проект.
Также на территории ФРГ осуществляют
вещание следующие частные
RTL, RTL2, Super RTL, Sat1, Pro7, Kabel1, VOX,
новостные каналы: n-tv, N24, EuroNews
прочие телеканалы ФРГ: