Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 00:48, реферат
Девиз XXI века — интеллектуальная конкурентоспособность. Мы можем и должны стать связующим звеном различных национальных элит Евразии на складывающемся сегодня глобальном ноосферном интеллектуальном пространстве, остаться духовным центром и ядром притяжения культур Запада и Востока, Севера и Юга.
ЦЕЛЬ — попытаться систематизировать знания по проблематике информационной войны.
Введение______________________________________________________________3
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА_________4
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НООСФЕРА____________________________16
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА_____________________23
ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА СССР И США____________________31
СТРАТЕГИЯ ДАЛЛЕСА________________________________________________32
СИСТЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В СССР_________________________34
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕНА ПОРАЖЕНИЯ СССР В «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»___37
Заключение___________________________________________________________46
Список литературы_____________________________________________________47
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА_________4
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОТИВОБОРСТВА ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И НООСФЕРА______________________
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА________________
ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА СССР И США____________________31
СТРАТЕГИЯ ДАЛЛЕСА_______________________
СИСТЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
В СССР_________________________
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕНА ПОРАЖЕНИЯ СССР В «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»___37
Заключение____________________
Список литературы____________________
Приложение____________________
Прошедшие века показали всему миру мужество и героизм, колоссальные духовные и интеллектуальные возможности нашего великого народа.
Мы победили фашизм. Мы первыми в мире вышли в космос.
Девиз XXI века — интеллектуальная конкурентоспособность. Мы можем и должны стать связующим звеном различных национальных элит Евразии на складывающемся сегодня глобальном ноосферном интеллектуальном пространстве, остаться духовным центром и ядром притяжения культур Запада и Востока, Севера и Юга.
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
Весьма эффективный прием стратегического информационного воздействия на психическое состояние противника использовал киевский князь Святослав, который, по словам летописца, «посылаша к странам глаголя:
«Хочу на вы ити». Идеи Святослава были развиты Чингисханом. Перед началом войны главе государства, становившегося жертвой нападения, обязательно посылался «ярлык» с предложением покориться, а среди населения распространялись слухи, преувеличивающие численность и жестокость монгольских войск.
Большой толчок развитию пропагандистского воздействия на психику воинов и гражданского населения дала первая Общеевропейская война, вошедшая в историю под названием «Тридцатилетняя война» (1618–1648 гг.). Достижения граверного искусства позволили широко применять иллюстрированные листовки, выпускающиеся значительными для того времени тиражами. С печатного станка сходили первые «информационные листовки», извещавшие аудиторию о каком-либо событии.
Именно в годы этой войны и появился термин «ПРОПАГАНДА» (от названия основанной в 1622 г. римским папой Конгрегации Пропаганды Веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). В то время римско-католическая церковь была занята в большинстве своем неудачными священными войнами ради восстановления веры силой оружия. Римский папа учредил папскую пропаганду как средство координирования усилий, направленных на «добровольное» принятие людьми доктрин церкви. Весь мир был разделен на 13 регионов, в каждый из которых назначались специальные представители папы римского — нунции. Основной обязанностью нунциев и всей конгрегации стала, естественно, пропаганда христианства (католицизма).
Слово «пропаганда», таким образом, приобрело отрицательное значение в протестантских странах, но дополнительный положительный оттенок значения (сходный с «образованием» или «проповедованием») в католических областях.
Термин «пропаганда» не получал широкого распространения до начала двадцатого столетия, когда его стали применять для описания тактики убеждения, использовавшейся в ходе Первой мировой войны. Пропаганда была первоначально определена как распространение пристрастных идей и мнений, часто с помощью лжи и обмана. Слово «пропаганда» с тех пор стало означать массовое «внушение» или влияние через манипуляцию символов и психологию индивидуума. Пропаганда — это связь некой точки зрения с конечной целью, заключающейся в том, что получатель данного призыва приходит к «добровольному» принятию этой позиции, как если бы она была его собственной.
Не всякое убеждение — пропаганда. Классические теории риторики ранних греков и римлян, с жадностью изучавшиеся людьми, высоко ценили рассуждения, которые могли бы пролить свет на ту проблему, которую следует разрешить. Такое убеждение могло принимать форму спора, дебатов, обсуждения или просто хорошо аргументированной речи, представляющих доводы «за» или «против» данного утверждения. Конечным результатом и для аудитории, и для ораторов было просвещение.
Успешную пропаганду на войска противника и население его страны вели А. В. Суворов и М. И. Кутузов.
Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский (1730–1800) — выдающийся русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Его знаменитая книга «Наука побеждать» включала в себя как способы ведения войны, так и методы воспитания и обучения войск, информационно-психологического воздействия на противника. Победоносный штурм Измаила армией Александра Суворова впечатляет. Ведь осаждавших было — 31 тыс. при 600 орудиях (15 тыс. — казаки). А осажденных — 35 тыс., имевших более 200 орудий. Крепость считалась неприступной, гарнизон — лучшая часть турецкой армии. В ходе штурма было убито 26 тыс. турок, 9 тыс. пленены. Потери русских — 1815 убитых и 2445 раненых. Чуть более недели понадобилось новому командующему на подготовку штурма крепости, «круче которой в Европе нет». Но сколько было сделано за это время! Создание секторов, отрядов, колонн с точным распределением ответственности. Круглосуточные тренировки на макетах измаильских укреплений. Удачный выбор направления главного удара — со стороны Дуная. Активные действия по дезориентации противника. Конкретную задачу — впервые в истории военного искусства — получал каждый егерь, сапер, артиллерист, матрос речной флотилии («всякий должен знать свой маневр»).
Среди особо отличившихся при штурме был генерал- майор М. И. Кутузов, назначенный комендантом поверженной крепости.
С 1995 года взятие Измаила отмечается как день воинской славы России.
А. Суворов провел Итальянский и Швейцарский походы 1799 года, разбив французские войска и совершив знаменитый переход через Альпы, чтобы выйти из окружения. Для пропагандистского искусства Суворова характерно новаторство, как и для всех остальных областей, в которых протекала его деятельность.
Переход через Альпы проходил в сложнейших условиях: предательское, по существу, поведение австрийских «союзников», постоянно не выполнявших свои обязательства, ежедневные стычки с неприятелем, часто переходившие в сражения (достаточно вспомнить известный бой за Чертов мост), сама природа, создававшая на пути русской армии неимоверные трудности, — все это преодолели суворовские «чудо-богатыри». «Русский штык, по выражению самого Суворова, прорвался сквозь Альпы», нанеся при этом французам потери, вчетверо превышавшие собственные.
Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов А. В. Суворова. В 1799 году он впервые в истории войн задумал и успешно осуществил пропагандистскую операцию как часть единого плана в интересах боевых действий своих войск (лишь в 1917 году это было повторено странами Антанты).
28 октября 1799 года за переход через Альпы Суворов получил звание генералиссимуса всех российских войск.
* * *
М. И. Кутузову принадлежит честь
первого в истории войн использования
К концу XIX века искусство воздействия на психическое состояние военнослужащих и население противника достигло высокого уровня. И хотя к этому периоду не был создан ни один специальный орган, печатный станок занял прочное место в арсенале средств достижения окончательной победы над врагом.
Президент США Вильсон создал Комитет по общественной информации под председательством Джорджа Криля.
В деятельности этого Комитета и просматривается зарождение взаимосвязи информационного противоборства и PR. Задача Комитета состояла именно в том, чтобы мобилизовать общественное мнение внутри страны на поддержку как участия Америки в войне, так и миротворческих усилий В. Вильсона, поскольку общественное мнение раскололось надвое сразу же после объявления войны.
Комитет Криля начал свою работу, не имея под рукой никаких испытанных на практике методик СМИ. Приходилось постоянно импровизировать. Поскольку в те времена не было развитых в масштабах страны радио и телесетей для быстрого распространения важнейшей информации, Комитет сформировал мобильные группы добровольцев, которые охватили почти 3000 административных графств (counties) по всей Америке. Получая телеграммы, эти волонтеры, подобно птицам, разлетались по школам, церквам, клубам и другим местам сосредоточения людей, чтобы сжато (за 4 минуты) сообщать последние новости, за что их и называли «четырехминутчики» (Four Minutemen). В конце войны таких волонтеров насчитывалось уже около 400 тыс., они одновременно делали 400 тыс. четырехминутных сообщений среди самых разных слоев населения.
Вместе с тем Криль и его помощник Карл Бийор привлекли к работе профессионалов, создав еще одну разветвленную сеть каналов информационного влияния как на противника, так и на граждан Америки. Таким образом и были созданы основные принципы ведения информационного противоборства: защита своей информационной среды от влияния противника и информационное воздействие на войска и население противостоящей стороны.
Комитет делился на секции новостей, иноязычных газет и других печатных материалов, кинофильмов, военных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это умело использовалось для сплочения нации и информационно-пропагандистской работы против врага.
Первой проверкой Криля стал день, на который многие в Вашингтоне смотрели с трепетом, 5 июля 1917 года — день, когда в США всем мужчинам призывного возраста следовало явиться для регистрации на военную службу. За месяц до дня пересчета Криль создал его самое многообещающее дитя — Четырехминутных Ребят (ЧМР). Идею ему подал один паренек из Чикаго, Дональд Риэрсон, который сказал ему, чтобы он подбил нескольких своих патриотично настроенных дружков произнести речи в кинотеатрах. Криль решил придать этой концепции национальный размах, дал добровольцам их патриотическое название и назначил Риэрсона их директором.
Вскоре в кинотеатрах по всей стране появились местные ЧМР и заверяли, что они говорят от имени Комитета общественной информации. Криль снабжал Четырехминутных Ребят текстами 4-минутных речей, но призывал их, где возможно, вставлять что-то от себя. Их первой темой было «Всеобщее служение через выборочный военный призыв». С 12 по 21 мая 75 тысяч ораторов внушали посетителям кинотеатров идею о том, что день регистрации должен стать фестивалем чести для будущих призывников.
Страна отозвалась с пониманием. 5 июня 10 миллионов человек были приписаны без намека на протест. Сиэтл, штат Вашингтон, дал публичный банкет для своих призывников перед их отправкой в Кэмп-Льюис. В сотнях крошечных городков ветераны Гражданской войны приходили, чтобы проводить новых солдат до железнодорожной станции. К концу войны страна имела 516 тыс. призывников в тренировочных лагерях, и все еще без тени протеста.
Тем временем Четырехминутные Ребята развивали свои темы, например: «Почему мы сражаемся» и «Кто наш настоящий враг». Криль никогда не прекращал улучшать свои представления, рассылая для их проработки команды из учителей ораторства и известных писателей по всей стране. В действительности у него были «инспекторы», проверяющие их. Чтобы вступить в ряды ЧМР, человеку надо было иметь поручительства от трех значительных в своем городе граждан. Если он не соответствовал нужному уровню, его бесцеремонно исключали из группы.
ЧМР стали вскоре выступать на гражданских и профсоюзных митингах, разных тусовках, лагерях лесорубов и даже в индейских резервациях. ЧМР действовали в 153 вузах, в армии. Наконец, было отделение Юношеского ЧМР, которое выступало в старших классах школ. Лучшие из выступавших выигрывали призы. Двести тысяч учеников старших школ участвовали в поддержке движений Третьего Свободного Займа.
Ко времени окончания войны Криль, любивший статистику, объявил, что его ораторы произнесли 755 190 речей для в общей сложности 314 454 514 американцев. За месяц они доходили до более чем 11 миллионов людей. Газеты, сообщавшие о них, посвятили им 900 000 строк, и это была статистика только по крупным газетам. Вся эта грандиозная программа стоила правительству лишь $101 555,10.
Комитет делился на секции новостей, иноязычных газет и других печатных материалов, кинофильмов, военных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это умело использовалось для сплочения нации и информационно-пропагандистской работы против врага. Деятельность Комитета достигла невиданных доселе масштабов.
Одновременно проводилась широкомасштабная PR- кампания по организации государственного «Займа свободы», возглавляемая Г. Эмерсоном, который позже стал пионером паблик-рилейшнз в банковском деле. В ходе кампании по сбору средств использовались приемы рекламы, паблисити, со временем вошедшие в арсенал искусства связей с общественностью многочисленных компаний. Следует отметить высокую эффективность деятельности Комитета Криля. Достаточно привести несколько фактов. Если в начале войны Красный Крест США насчитывал в своих рядах около полумиллиона членов, а фонды составляли 200 тыс. долларов, то к концу войны в нем уже состояло 20 млн. человек, а поступления возросли до 400 млн. долларов. Если весной 1917 года облигациями государственного займа владели всего 350 тыс. граждан Америки, то уже через шесть месяцев облигации «Займа свободы» имели на руках 10 млн. человек.