Информационные жанры периодической печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении системы информационных жанров современной периодики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, определить место информационных жанров в общей системе жанров журналистики.
Во-вторых, изучить систему информационных жанров.
В-третьих, проанализировать малые информационные жанры на страницах «Российской газеты».

Файлы: 1 файл

Курсовик Жур.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Общеизвестно, что журналистская информация доноситься до читателей в жанровых формах. Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам. Но строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

    Журналисты  активно используют в своей работе много разных жанров: и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал по привычке может назвать статьей или заметкой. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать репортаж, к примеру, статьей.

    Различия  между жанрами определяются выбором средств и способов раскрытия темы, степенью детализации, объемом информации и включенностью авторской оценки в предмет описания[11, с. 242]. Поэтому знать о классической концепции любому журналисту необходимо. Это облегчает процесс создания текста, организует факты, помогая автору сконцентрироваться на главном.

    Тема  представленной курсовой работы «Информационные жанры современной периодики» на сегодняшний день является актуальной, так как на страницах современной периодики информационные жанры занимают больше половины площади, поэтому начинающему журналисту, прежде всего, необходимо набрать опыт на информационных жанрах. А журналистский текст можно подготовить легче и лучше, если соблюдать требования, выбранного жанра.

    В первой главе данной работы будет  приведен теоретический анализ информационных жанров журналистики, а во второй главе в качестве примера будут проанализированы малые информационные жанры на страницах «Российской газеты».

    Цель  курсовой работы заключается в изучении системы информационных жанров современной периодики.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Во-первых, определить место информационных жанров в общей системе жанров журналистики.

    Во-вторых, изучить систему информационных жанров.

    В-третьих, проанализировать малые информационные жанры на страницах «Российской газеты».

    Объект  исследования: информационные жанры журналистики.

    Предмет: малые информационные жанры периодической печати.

    Историографический  обзор литературы показал, что на сегодняшний день накопилось достаточно большое количество материала о жанрах журналистики. Практически каждое издание, посвящённое студенту-журналисту, содержит в себе информацию по этому вопросу. Для написания первой главы, были использованы книги Тертычного А.А. «Жанры периодической печати», Ворошилова В.В. «Журналистика: учебник» и В. Моисеева «Журналистика и журналисты», а для написания второй главы – сайт «Российской газеты». 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Информационные жанры в журналистике

    1.1 Информационные жанры в общей системе жанров журналистики

    Прежде чем говорить об информационных жанрах в журналистике, следует дать определение понятию «жанр».

    Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются как его синонимы. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой.

    В литературоведении под жанрами  подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности  виды произведений». В публицистике жанрами именуют «устойчивые  группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками». Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

    А.А. Тертычный под журналистскими жанрами подразумевает «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками»[21]. Такие признаки называются жанрообразующими факторами, куда входят: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание этих факторов позволяет представить особенности возникновения того или иного жанра.

    Хотя  система жанров периодической печати, а также телевидения и радиовещания, предусмотрена государственным  образовательным стандартом по журналистике, тем не менее между теоретиками  журналистики нет согласия в том, что конкретно считать жанром. Более того, многие утверждают об отсутствии необходимой жанровой палитры. Главное - глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации.

    Классическая  концепция жанровой дифференциации терпит нападки, а сам жанр теснится новым понятием «текст»[4, c. 241]. Однако, несмотря на разброс мнений, жанры журналистики полезны. Обладая устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности, они помогают плодотворно работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений.

    Жанры имеют свою внутреннюю логику развития. Она связана с динамикой становления  прессы, с освоением ею новых проблем, с расширением сферы ее интересов. В начале своей истории газета преимущественно сообщала о чем-либо, и таким образом возник жанр информационной заметки. Большая роль печати в жизни общества, рост ее влияния привели к появлению новых форм, таких, как корреспонденции, статьи. Поиски новых возможностей отражения действительности рождали все новые и новые жанры. Развитие демократической журналистики, проявлявшей живой интерес к народным массам, вызвали к жизни такие жанровые формы, как зарисовка, очерк, репортаж, путевой очерк. Конечно, большую роль в развитии жанров играют мировоззрение журналиста, его отношение к своему делу, к обществу[15, c. 124].

    Именно  разнообразие жанров, все предоставленные  ими возможности оперировать фактами позволяют на газетной полосе, а также в эфире, на экране, соединить в единую картину многие явления действительности, давать аудитории адекватное представление о них.

    Жанры  бывают разные. Но и журналистика как род деятельности - понятие многообразное. Достаточно вспомнить главное различие - по физической форме передачи информации потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и печатная (периодическая: газеты, журналы).

    Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом. Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. В данной курсовой работе будут проанализированы информационные жанры.

    Информационные  жанры возникли в результате стремления заинтересовать читателя событием, фактом. Само название жанров происходит от латинского глагола - осведомлять, изображать, представлять. Проблема постановки информации ведет свою родословную, видимо, со времен античных гонцов, приносивших вести с полей битв. С возникновением печати роль информационных материалов возросла.

    Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, - сообщить о факте. Во всех ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт - новость. Факт - это свершившееся событие, основа информации, без которой немыслима журналистика. Наряду с понятием «факт» существует понятие «фактоид». Фактоид (англ. factoid - «принимающий вид факта») - это сконструированный факт, используемый в качестве «информационного повода». Проще говоря, фактоид - это чистый вымысел, используемый на страницах «желтой прессы». Факт же обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

    Информационные  жанры отличаются от художественно-публицистических тем, что в последних документальный факт как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. В аналитических жанрах требуется доказательность выводов и четкая авторская позиция, чего нет в информационных. Но в последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитический характер.

    Все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Различают два способа подачи краткой новости (факта): жесткий и мягкий. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации; мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Другими словами, «жесткая» новость - это серьезная, без комментариев, скучная и краткая информация, «мягкая» новость - чувственная и эмоциональная. Главное для информационных жанров - дать аудитории ответы на следующие вопросы: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?, каким образом? в предельно ограниченном газетном пространстве. Эта формула была придумана римским оратором Квинтилианом, который считал, что о том или ином событии можно судить, если есть ответы на эти вопросы. С этой целью употребляют принцип «прямой пирамиды», когда заголовок отображает самый малый объем информации, намеки на содержание, а в корпусе содержится основная информация; и «перевернутой пирамиды», или «опрокинутого треугольника», когда начинают с наиболее значимого факта (с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. Чтобы у читателей вызвать интерес и любопытство к информации, следует начать с лида.

    Лид (lead, от того же корня, что «лидер» - в американской журналистике lede) - вступительная часть в сообщении, выделенная абзацем, целью которой является заинтересовать читателя. Американская учебная литература рекомендует при подготовке «жесткой» новости применять различные виды лидов:

  • Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия).
  • Лид-обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (равное внимание к персоне и действию).
  • Лид-«вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы (иногда приводит к сумбурному, хаотичному лиду).
  • Лид- немедленная идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий (например, убийства).
  • Лид - «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен (например, «Переговоры состоятся - это решено»).
  • Лид-комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на…», «хотя» и т. д.). Иногда им является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто и почему?», «Что и почему?», «Что и как?».
  • Лид-каламбур, или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов - название фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
  • Лид-рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

    Для «мягких» новостей - занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не такие четкие, но интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие.

  • Повествовательный лид, или лид-«рассказ».
  • Контрастный лид (лид-контраст). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегоня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
  • Лид-«стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз-полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида-«стаккато», поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
  • Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
  • Лид-вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
  • Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода более распространена в европейской прессе.
  • Лид-каприз. Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию[4, c. 245].

Информация о работе Информационные жанры периодической печати