Интерактивность сми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 04:34, реферат

Описание работы

В предыдущей главе было доказан тезис о том, что интерактив и современное радиовещание неразрывно связаны. Конечно, уровень интерактивности эфира на радиостанциях может изменяться в зависимости от её формата, аудитории, на которую она ориентирована, или жанра и формы самой интерактивной передачи, но неизменным остаётся одно: интерактив оказывает огромное влияние на жизнь любой радиостанции, главным образом, в аспекте привлечения аудитории.

Файлы: 1 файл

GLAVA_2.docx

— 24.54 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЕЩАНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОВРЕМЕННОГО РАДИОЭФИРА

 

В предыдущей главе было доказан тезис о том, что интерактив и современное радиовещание неразрывно связаны. Конечно, уровень интерактивности эфира на радиостанциях может изменяться в зависимости от её формата, аудитории, на которую она ориентирована, или жанра и формы самой интерактивной передачи, но неизменным остаётся одно: интерактив оказывает огромное влияние на жизнь любой радиостанции, главным образом, в аспекте привлечения аудитории.

Теперь на основе общей  теоретической базы, полученной в  первой главе, попытаемся проанализировать влияние интерактива на вещание различных радиостанций на примере конкретных радиопередач, выходивших в эфир. Рассматриваемые нами радиопрограммы произведены на различных по формату крупных российских радиостанциях, осуществляющих вещание на территории нескольких регионов Российской Федерации и имеющие потенциальную аудиторию более 20 миллионов человек (радио «Спорт», радио «Маяк», «Наше радио»).

2.1 Место и значимость радиопередачи "Наше всё" в эфире радио "Спорт"

 

Радио "Спорт" по формату  является узкоспециализированной информационной спортивной радиостанцией, с многомиллионной аудиторией. Вот, что говорится в программном заявлении радио "Спорт":

  • Распространение качественной информации и программ спортивной и околоспортивной тематики;
  • Пропаганда профессионального и любительского спорта, олимпийского движения;
  • Пропаганда здорового образа жизни, активных форм досуга международного и внутреннего туризма;
  • Поддержка и развитие профессионального и любительского спорта в российских регионах;
  • Поднятие образовательного уровня населения по отношению к истории спорта, традициям и методикам здорового образа жизни;
  • Создание культурной традиции движения болельщиков и спортивных фанатов;
  • Возрождение славных традиций спортивного движения в России;
  • Снижение социальной напряженности, отвлечение населения от алкоголизма, наркотиков и преступности через вовлечение его в мир спортивной жизни. 1

Теперь посмотрим как  данная концепция, доказывающая информационный формат радиостанции реализуется в конкретной радиопередаче "Наше всё".

"Наше Все" – авторская программа Юрия Розанова посвящена российскому футболу. Один из лучших футбольных специалистов России разбирает матчи очередного тура чемпионата Премьер-Лиги, анализирует игру сборной России, рассуждает на самые актуальные темы отечественного футбола.2

    1. Влияние формата радиостанции на радиопередачу

Исходя из формата радиостанции эта программа носит развёрнутый  аналитический характер. Ведущий  в студии является одним из лучших экспертов в теме российского  футбола, что позволяет привлечь большую аудиторию слушателей, которым  интересно компетентное экспертное мнение.

Также для этой передачи характерна объективная и всесторонняя передача информации , посредством  глубокого изучения темы.

Благодаря развёрнутому аналитическому формату интерактивность играет огромную роль в этой радиопередаче. Используя средства "обратной связи", заинтересованные слушатели могут задать ведущему-эксперту интересующие их вопрос в рамках обсуждаемой темы, а также обсудить их вместе с ведущим.

2) Влияние целевой аудитории

Фактор влияния аудитории на интерактивность данной радиопередачи достаточно велик. Нужно отметить, что данная радиопередача, также как и радиостанция в целом ориентируется на зрелую подготовленную аудиторию. В соответствии с этим для радиопрограммы характерными являются несколько следующих особенностей:

  • Развёрнутый аналитический характер
  • Возможность использования в эфире специальной лексики и терминологии
  • Более глубокий и всесторонний подход к рассматриваемой проблеме, выражение нескольких мнений радиослушателей и эксперта.
  • Официально-отстранённая манера подачи материала и ведения эфира.

Также важно, что радиостанция ориентируется  на всероссийские масштабы вещания  и этот факт также оказывает влияние  на использование интерактивного принципа в этой радиопередаче.  Ориентация на большую целевую аудиторию  вызывает в эфире широкую дискуссию, с привлечением различных мнений слушателей, представляющих, в свою очередь, разные регионы страны. Участие  большого количества людей в дискуссии  привлекает аудиторию. Поэтому радиопрограмма имеет достаточную популярность, с учётом специфики узкоспециализированного  информационного формата радиостанции.

 

3) Влияние жанровой  структуры радиопередачи.

В данной радиопередаче мы можем наблюдать  яркий пример смешения двух интерактивных  жанров: интерактивного интервью с  экспертом и интерактива-дискуссии. Слушатели в этом случае не только задают интересующие их вопросы ведущему-эксперту, но и сами принимают деятельное участие  в поставленной проблеме. Это позволяет  привлечь большой слушательский  интерес к радиопередаче, которая  имеет достаточно высокий рейтинг  среди других радиопередач подобного  формата не только на самой радиостанции «Спорт», но и среди радиопродуктов, представленных другими радиовещателями  того же информационного формата.

2.2. Актуальность использования интерактива в радиопередаче «Первый отряд» в эфире радио "Маяк"

    1. Влияние формата радиостанции на радиопередачу

Вот что, в частности, говорится  в программном заявлении радиостанции "Маяк":

"Маяк" – старейшая  и авторитетнейшая государственная  информационно-музыкальная станция  круглосуточного вещания. Несмотря  на солидный возраст, радиостанция "Маяк" сегодня по-прежнему  пользуется огромной популярностью,  а также искренней любовью  радиослушателей.

Долгие годы "Маяк" был  единственным оперативным средством  информирования населения о самых  важных событиях в стране. Обновленный  формат станции сохранил основные принципы вещания. Выпуски новостей по-прежнему выходят с интервалом в полчаса. Остальное время занимают интересные познавательные программы, специальные  авторские проекты, интерактивные  развлекательные блоки и, конечно, музыка. Разговоры ведущих затрагивают  все те же важные и актуальные темы, ведутся на простом и понятном слушателям языке. На "Маяке" практически нет записных программ, поэтому в любой момент радиослушатели могут высказать свою точку зрения в прямом эфире".3

Как же заявленный формат радиостанции влияет на значимость в эфире спортивной тематики? Существует несколько важных аспектов.

Во-первых, благодаря формату  радиостанции, радиопередача носит  некоторый интерактивный аналитический характер. Хотя, в данном случае, он не выражен явно и не разработан подробно.

Ведущие программы не являются профессиональными экспертами в области искусства, что очень влияет на характер интерактивности эфира. Достигается лучший контакт с аудиторией, которая, в свою очередь, не задаётся целью получить развёрнутый ответ эксперта. Поэтому ведущие действительно, как уже было сказано выше, говорят с аудиторией  "на простом и понятном слушателям языке". Обсуждение темы со слушателями носит более непринуждённый характер, нежели на специализированных информационных радиостанциях.

2) Влияние целевой аудитории

Аудитория в данном случае также значительно влияет на концепцию радиопередачи. Так как аудитория данной радиопередачи сформирована в основном из людей, любящих искусство, но не являющихся его знатоками, содержание радиопрограммы носит менее информативный и доскональный характер, нежели на информационных радиостанциях, а также более непринуждённой манерой подачи материала и его обсуждения в эфире.

Радиопередача ориентируется также на достаточно зрелую аудиторию, но не исключает также  и интересующуюся молодёжную аудиторию. Благодаря этому намеренная лёгкость общения ведущих и экспертов  со слушателями привлекает гораздо  больше слушателей, нежели на информационных станциях. Из этого можно сделать  вывод, что подобное обоюдное влияние  друг на друга интерактивности эфира  и его аудитории имеет большой  коммерческий потенциал для радиостанции, сточки зрения привлечения рекламы и инвесторов. Хотя, в данном конкретном случае, для «Маяка», финансирующего из государственных источников, это не актуально.

    1. Влияние жанровой струкутуры

На примере этой радиопередачи  мы видим яркий пример интерактивной  дискуссии. В ходе программы, посредством  телефонных звонков, сообщений SMS-портала и Интернет-форума, осуществляется непосредственный контакт ведущих и экспертов в студии  с аудиторией, активно включающейся в дискуссию об актуальных вопросах общественной жизни, искусства, спорта. Причём взаимодействие осуществляется «на равных», так как  структура интерактивной дискуссии позволяет радиостанции наглядно продемонстрировать интерес ко мнениям и вкусам своей аудитории. Это также играет огромную роль в привлечении радиослушателей к программе.

2.3.  Функции и место  интерактива в радиопередаче  «Щас спою!» «Нашего радио»

 

«НАШЕ Радио» — российская музыкальная УКВ-радиостанция, вышла в эфир 14 декабря 1998 года.

За годы существования «НАШЕ  Радио» добилось широкой популярности и всероссийского охвата вещания, формируя у слушателей представление о  российской рок-музыке в соответствии со своим форматом. Сегодня песни  таких групп, как Агата Кристи, ДДТ, Алиса, Король и Шут, Сплин, БИ-2, Земфира составляют основу плейлиста  радиостанции.

«Щас спою!» - интерактивная радиопередача, выходящая в эфир в будние дни  общим хронометражем 1 час. В ней  дозвонившиеся в прямой эфир радиослушатели могут передать привет своим близким  и исполнить любимую песню, соответствующую  музыкальному формату радиостанции. По итогам часа несколько лучших исполнителей получают призы.

    1. Влияние формата радиостанции на радиопередачу

Музыкально-информационный формат радиостанции оказывает непосредственное влияние  на характер радиоперердачи. Это проявляется  в нескольких факторах:

  • Развлекательный характер радиопередачи
  • Выбор песни должен напрямую соответствовать музыкальному формату радиостанции
  • Лёгкий, непринуждённый характер общения в эфире
    1. Влияние целевой аудитории

Целевая аудитория также имеет  огромное влияние на характер интерактива  в данной радиопередачи. Целевой  аудиторией «Нашего Радио» и конкретной радиопередачи является, по преимуществу молодёжная аудитория. Этот факт оказывает  влияние на интерактивность эфира  в следующих аспектах:

  • Достаточно сжатый по времени и тематике разговор со слушателем
  • Ориентация на развлечение слушателя
  • Предоставление открытой трибуна для самовыражения
  • Творческий характер радиопередачи
    1. Влияние жанровой структуры

На примере данной передачи наглядно виден характерный пример смешения двух интерактивных жанров радиопередач: интерактива-поздравления и интерактива-игры. Это очень важный момент для формирования интерактива этой музыкальной передачи.  Возможность поздравить близких, вкупе  с игровым моментом, азартом и  возможностью выиграть достаточно ценный для слушателя приз, при этом проявив  свои творческие музыкальные способности, привлекает большую аудиторию, состоящую  из разных категорий слушателей. В  свою очередь, возможность вызывать внимания большой аудитории потенциальных  потребителей, является большим плюсом для радиостанций, с точки зрения коммерческой прибыли и поисков  новых источников финансирования за счёт рекламы и спонсоров. Не случайно во многом из-за большой популярности проект «Щас спою!» стал использоваться региональными отделениями «Нашего  радио» (в частности в Челябинске), а его идея стала использоваться многими другими радиостанциями.

Информация о работе Интерактивность сми