Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:48, реферат
Для того, чтобы полнее понимать творческую индивидуальность журналиста, личности, безусловно, нужно проследить его профессиональную жизнь, его путь, как гроссмейстеру, который склонился над шахматной доской. В этой главе нам предстоит побывать в качестве терпеливых историков, собирая по крупицам информацию: разрозненные воспоминания, отрывки интервью, чтобы в итоге создать полную картину того, какой путь прошёл Григорий Александрович.
Глава 1. История творческого пути Григория Вингурта
Для того, чтобы полнее понимать творческую индивидуальность журналиста, личности, безусловно, нужно проследить его профессиональную жизнь, его путь, как гроссмейстеру, который склонился над шахматной доской. В этой главе нам предстоит побывать в качестве терпеливых историков, собирая по крупицам информацию: разрозненные воспоминания, отрывки интервью, чтобы в итоге создать полную картину того, какой путь прошёл Григорий Александрович.
Григорий Александрович родился под Киевом, а рос в селе Октябрьское Татищевского района. Там он окончил сельскую школу, а после перебрался в Саратов, поступать в университет. Как вспоминает Вингурт в интервью журналу «Дорогое удовольствие», «страшно было ужасно, потому что ни один человек из предыдущего школьного выпуска не поступил ни в один саратовский вуз». 1 Изначально у будущего журналиста было два предпочтения: или химический, или филологический факультет. Так он и поехал в наш город. Решив подстраховаться, документы подал ещё в педагогический институт на исторический факультет. Туда и поступил, хотя желание учиться на филфаке никуда не ушло.
В студенческие годы случилось оно: «боевое крещение», или же вхождение в журналистику. Его просто туда «потянуло». Первая статья была написана, когда наш герой жил в общежитии. Студенту нужно было как-то зарабатывать.
На втором курсе Григорий Вингурт вместе со своими одногруппниками поехал в стройотряд – на полях работать. А по возвращении Вингурту поручили написать заметку о том, как студенты летом работали в колхозе. Тогда Григорий Александрович с вдохновением написал пару строк, «ввернув» туда про «иссиня-чёрное небо», которое встречал на страницах классиков. Тогда многотиражки уже не писали от руки, а набирали на машинке.
«И вид машинописного листа меня «добил»2. В своих рассуждениях, Вингурт приходит к выводу, что любовь к печатному слову начинается и с «коротенькой информации, под которой стоит твоя подпись, кажущаяся составленной из аршинных букв»3; и с «ощущения «всемерности» газеты, которое испытываешь, проходя по коридору редакции, где торопливо снуют из машбюро в комнаты и обратно озабоченные корреспонденты»4; и с «чистого-чистого листа бумаги, на котором, волнуясь, ставишь первое, нет, не слово, знак первого абзаца»5.
Чуть позже Вингурт узнал, что за подобные заметки можно получить гонорар. Так он стал внештатником очень популярной в то время газеты «Заря молодёжи». Писал он короткие заметки в спортраздел. Но журналистская натура не даст про себя забыть: захотелось большего. И вот тогда завотделом поручил молодому Григорию Вингурту написать на полполосы материал про первого в Саратове мастера спорта СССР по гимнастике Константина Слесаренко. Это была первая большая статья, и она, увы, вызвала большую проблему. После выхода статьи главный редактор позвонил Григорию Александровичу и сказал, что их вместе вызывают в обком комсомола. Оказалось, что параллельно с дебютным материалом Вингурта вышел в свет обличительный фельетон в «Советском спорте», где автор нелицеприятно отзывался о тренере Слесаренко. Григорий Александрович же в своей статье представил наставника спортсмена в «лучшем виде».
За это Вингурта вместе с редактором отчитал первый секретарь обкома Евгений Курганов. Основной претензией, которая была предъявлена газетчикам, стала полярность мнений, чего в советской прессе не должно было быть. Григорий Александрович в свою очередь честно сказал, что в своём материале не юлил и не фиглярствовал, а писал честно, как чувствовал. В итоге, по выговору получили, а Вингурту тогда главред дал наказ быть аккуратнее с материалами.
Таким было боевое крещение героя нашей работы. Ещё мы просто обязаны рассказать о случае, который нам поведал Григорий Александрович непосредственно в нашей беседе.
Вингурт – ребёнок войны, что в дальнейшем, в любом случае сказывается и на характере, и на системе ценностей человека, а в нашем случае, и на профессиональном развитии. В нашем интервью Вингурт вспомнил самое яркое событие из детства: «В детстве был эвакуирован с родителями из под Киева в Татищевский район. Конечно, это воспоминание я никогда не забуду, деревня под Татищево, 42 или 43 год. И вот через день или два приносят в эту деревушку похороночки, если так можно выразиться. И этих женщин я никогда не забуду, ведь они все молоды, а уже вдовы. А когда я уже работал в «Заре молодёжи» мне захотелось найти эту женщину-почтальона, которая приносила те самые похоронки. И я её нашёл, и она рассказала о том, как тяжело это было, когда, представляете себе, в деревне, предположим, 100 дворов, и в каждый второй или третий она отдавала похоронку. А сколько таких сёл было». Столь сильные впечатления подтолкнули нашего героя заглянуть в глубь души простого почтальона, чтобы показать своим читателям трагедию войны.
Что отличало Вингурта с самого начала – это интерес к фактам, любовь к печатному слову, желание с этим словом играть и смотреть на мир широко, не боясь и себя не ограничивая.
1.2 Главный редактор информационного отдела комитета по телевидению и радио вещанию г. Саратова (1977-1991 годы)
Что касается профессиональной биографии Вингурта, надо отметить, что он, безусловно, журналист – многостаночник. Сам Вингурт в интервью Валентине Казаковой с гордостью признаётся, что «газетную премудрость постигал именно в «Заре молодёжи»». По мнению мэтра, «не получится настоящего тележурналиста из того, кто не прошёл «огонь, воду и медные трубы газетной кухни». Поэтому его называют «телегазтчиком» или «газетным тележурналистом»6.
На вопрос, где же интереснее работать, в газете или на телеканале, даёт однозначный ответ, что работать интересно и там и там. Специфика различна и сравнивать эти виды прессы просто невозможно. «В газете ты сам себе хозяин, и один имеешь отношение к тому, что нацарапал, на телевидении же работает бригада: надо и снять, и смонтировать, и написать».
Пошли долгие годы оттачивания мастерства, поиска собственной формы. Из этого периода нам известны несколько профессиональных случаев.
В разговоре о «простых людях» и о том, как было «раньше», Вингурт рассказал, что в то время никого из себя люди не изображали. Всё говорили как есть. В 1979 году приезжал Михаил Сергеевич Горбачёв. Григорий Александрович в составе журналистов поехал его сопровождать в Краснокутский район. Первый секретарь обкома партии повёз всех к близлежащим фермам. Машины выстроились «веером», местное начальство рапортует, что всё работает, все работают, план выполняют. А народ ему в ответ, не стесняясь, что враки всё, денег нет, условий нет. Что они нищие совсем. И после «показательной части», к которой Горбачёв отнёсся с пониманием просто, когда Михаил Сергеевич садился в машину, ему в след бросился возглас: «Колбасу давай!».
Вингурт говорит, что сопровождение первых лиц не было такой уж «обязаловкой». Это было интересно. Ведь для журналиста просто необходимо понимать: кто говорит, что говорит, как говорит, каков вообще из себя руководитель… Хотя, потом признаётся, что самыми интересными в его жизни всё-таки были не руководители7.
Есть вещи, которые со времён СССР никак не изменились. И есть шанс, что вообще не изменятся. И тогда, и теперь, Вингурт снимает о протёкших крышах в домах, прорвавшихся трубопроводах. И глаз не замыливается, нет. Но есть принципиальная разница. В коммунистические времена репортажи получали общественную огласку. Власть не просто принимала к сведению, а действовала. Ведь это драма, бытовая драма, которую по государственному телевидению увидели советские обыватели. О чём ещё вспоминает Григорий Александрович – о том, что не было такого резкого расслоения населения. При этом Вингурт ностальгии не испытывает. «Конечно, может и не стоит говорить так категорично. Вся жизнь для него - это моменты, какие-то лучше, какие-то похуже. И для каждого, наверное, свой ответ на вопрос: что лучше – тарелка похлёбки, поделённая на всех, поровну или же как сейчас, когда 10-15% населения богатые, а остальные – подавляющее большинство – бедные. Чтобы понять, это нужно быть в шкуре молодых, вот эта советская «уравниловка» от неё никуда не денешься, она убаюкивает, успокаивает. Но в природе человека всё равно заложено желание вырваться и, конечно же, новое время даёт такую возможность. Нет, я всё-таки не отношусь к тому типу людей, которые горюют по прошлым временам. И сахар, мне кажется, одинаково сладкий, что сейчас, что тогда» - ответил нам журналист на вопрос о тоске по прошлому.
Нужно сказать, что крушение этого прошлого тоже стало самым настоящим профессиональным испытанием для Григория Александровича. «Как сейчас помню передачу «Пятый канал». У каждого ведущего был свой день, у меня – четверг. А произошло это всё во вторник или в среду, я точно не помню, и мне поручили объявить о происходящих событиях. Тогда же было два решения, одно Ельцина, другое ГКЧП. И вот в этой общей суете пришли к выводу, что нам нужно и то и это. Так вот человек, который должен был вести программу, в этот день отказался, и решили поставить меня. Я, конечно, добросовестно зачитал. Саратовский Обком, конечно же, тяготел к ГКЧП, но потом это всё рухнуло. А Ельцин повёл себя очень умно. Он разрешал себя критиковать, и контроль уже был не таким жестким, он дал свободу СМИ. Как-то сумели всё мобилизовать, в это время у нас появился министр информации и печати Полторанин. Власть довольно быстро перестроилась. Да, тот период был очень интересным, всё было ново, можно было озвучивать свои мысли, даже какой-то азарт появился».
1.3. Корреспондент
службы информационных
На волне этого азарта началась совершенно новая эпоха. Уже в Новой России появилась новостная программа «Экспресс-Камера», в которой обсуждались важные и острые вопросы. Именно эта передача сделала Вингурта самой настоящей саратовской «телезнаминитостью». Программа выходила в эфир через день.
В интервью Валентине Казаковой Вингурт признал, что порой бывает в кадре уставшим. И даже переживал по поводу того, что ему не хватало мимики и оживлённости для передачи. По его словам «телевизионный ведущий в любом жанре должен быть во всём органичен и даже артистичен».8
В «Экспресс-Камере» Вингурт старался добросовестно выполнять своё дело, как он сам об этом говорил. Вместе с ним ведущим программы был Михаил Парамонов. В промежутках между выходами ведущие и авторы добывали информацию. Источники этой самой информации были самыми разными и, порой, неожиданными. Бывало так, что Вингурт создавал материал просто потому, что что-то где-то услышал, и если ему это было интересно, вместе со съёмочной группой выезжали делать сюжет. В тот же день всё и показывали.
Размышляя над феноменом телевидения Вингурт, как раз, говорит о том, что газетчикам остаётся только завидовать, ведь можно снять сюжет за час до эфира, и сделать его качественным и показать красивую картинку. Здесь, конечно, огромную роль играет профессионализм. Хотя, в нашем случае, этот вопрос обсуждению не подлежит.
Вингурт был свидетелем становления совершенно другого государства. Он встречался с первым Президентом демократической России Борисом Николаевичем Ельциным9. В то время Президент отдыхал в Саратове после перенесённой операции.
Григорий Александрович
задал смелый и хлёсткий
Можно сказать, что с «концом прекрасной эпохи», начался период самых разных интервью. Конечно, репортажи остались. Просто фокус внимания аудитории сместился: появились так называемые «звёзды», с которыми Вингурт беседовал и к каждому находил подход.
Здесь было и интервью с Валерием Леонтьевым, которого Вингурт выделил как одного из интереснейших собеседников: «изъяснялся как-то хорошо, свою точку зрения имел. Прилетел он (Леонтьев) к нам в 91-м, 12 июня, когда вся страна выбирала первого российского президента. Мы тогда все утро снимали репортажи о выборах, так что я ему с ходу банальный вопрос: «Валерий, вы, наверное, уже в Москве проголосовали?» А он мне: «Во-первых, самолет не из Москвы, а из Запорожья, во-вторых, нет, не голосовал». — «Так, может быть, здесь у нас проголосуете?» — «Нет, — отвечает, — и не буду». Я попробовал в следующем вопросе дать наводку на ответ: «Вы надеетесь, что президент будет ценить Леонтьева не за популярность, а за талант?» — «Хотелось бы, — говорит, — в это верить, но не уверен. А не голосую потому, что привык рассчитывать не на высокого покровителя, а только на свою голову, способности, энергию». Очень независимый человек, Валерий Леонтьев, нестандартно отвечал, с чувством собственного достоинства. Другие звезды очень ревниво относятся к тому, что при них хвалят не их, переживают, даже злятся, хотят собственную значимость подчеркнуть. А Леонтьев — нет, он действительно уверен в себе…»10.
На заре популярности группы «Любэ», Григорий Александрович встретился с Николаем Расторгуевым. Разговор получился исключительный, «по душам», «без галстука». Николай даже сам предложил спеть песню про Пугачёва. Так, что встретившись через два года Расторгуев Вингурта узнал и встретил как старого приятеля. Вот что значит настоящая журналистская индивидуальность.
А потом было интервью с Филиппом Киркоровым, в то время, когда он только стал мужем «женщины, которая поёт». И певец так испугался вопросов о личной жизни, которые мог задать Григорий Александрович, что второй вопрос уже слушать не стал, а просто сбежал. Хотя Вингурт личную жизнь муссировать даже не собирался.
Хотя, к примеру, в своём первом интервью с Ириной Аллегровой (всего их было три) церемониться и стесняться не стал. Тем более, певица первая начала разговор, задав Григорию Александровичу вопрос о том, какие сигареты он курит. Так Вингурт напролом заявил, да ещё и с акцентом, что хотел бы узнать «её внутренний мир». Та рассмеялась и интервью получилось хорошим. После беседы Аллегрова сказала: «Я приеду через год, вы мне позвоните». А ведь этот человек переживал, что ему не хватало артистичности!
Нужно отметить, что Вингурт не только со звёздами в 90-е встречался. В начале этой противоречивой десятилетки Григорий Александрович вместе с оператором Владимиром Манушиным, режиссёром Валерием Пряниковым и видеоинженером Верой Коробковой, - отправился «в народ» под аккомпанемент саратовской гармошки. Так появилась программа «Саратовские Переборы или Хождение в Народ». С ней Вингурт впоследствии победил на международным конкурсе телевизионных профессионалов «Лазурная звезда» в номинации «Репортёр». Здесь были собраны самые разные жизненные истории простых людей. Кто как жил, кто чем жил. Показано всё было «без прикрас», как есть. Бедно, глуховато, но с широтой русской души.
Информация о работе История творческого пути Григория Вингурта