Эразм Роттердамский «Похвала Глупости»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:40, творческая работа

Описание работы

«Похвала глупости», ставшая наиболее известной из всего наследия Э. Роттердамского и написанная им по пути из Италии в Англию (1509), как никакое другое произведение показывает характер самого автора. Название своему произведению. Э Роттердамский дал по аналогии с фамилией Т. Мора, с которым был дружен, поясняя притом адресно в предисловии к произведению, что к «мории» Мор не относится ни в коем случае: «Прежде всего, навело меня на эту мысль родовое имя Мора, столь же близкое к слову мория, сколь сам ты далек от ее существа…». Здесь мы видим отголоски пристрастия Э. Роттердамского к античному миру, который был ему близок своим космополитизмом.

Файлы: 1 файл

Похвала глупости Э Роттердамский.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

Творческое эссе на тему:

Эразм Роттердамский «Похвала Глупости»

«Похвала глупости», ставшая  наиболее известной из всего наследия Э. Роттердамского и написанная им по пути из Италии в Англию (1509), как  никакое другое произведение показывает характер самого автора. Название своему произведению. Э Роттердамский дал по аналогии с фамилией Т. Мора, с которым был дружен, поясняя притом адресно в предисловии к произведению, что к «мории» Мор не относится ни в коем случае: «Прежде всего, навело меня на эту мысль родовое имя Мора, столь же близкое к слову мория, сколь сам ты далек от ее существа…». Здесь мы видим отголоски пристрастия Э. Роттердамского к античному миру, который был ему близок своим космополитизмом. Поэтому содержание «Похвалы глупости» следует воспринимать с большой поправкой: автор отнюдь не превозносит глупость как таковую, но с её (глупости) точки зрения делает попытку осмысления окружающей действительности, всего человечества и мира в целом. Эта мысль сама по себе оригинальная, и никто – ни до Эразма, ни после него – не смог такую попытку повторить.

Глупость – общечеловеческое, присущее всем народам и во все времена  свойство, которое дало автору возможность, затронуть массу актуальных вопросов современности, «придать своим наблюдениям над окружающей действительностью характер всеобщности и принципиальности, осветить частное и единичное, случайное и временное с точки зрения всеобщего, постоянного, закономерного, нарисовать сатирический портрет всего человечества». Этот общечеловеческий характер, являясь одной из привлекательных сторон произведения, для современных автору читателей, в то же время предохранил его от забвения в будущем. Благодаря именно ему, «Похвала Глупости» заняла место в ряду нестареющих произведений человеческого слова — не в силу художественной красоты формы, а вследствие присутствия того общечеловеческого элемента, который делает его понятным и интересным для всякого человека, к какому бы времени, к какой бы нации, к какому бы слою общества он ни принадлежал.

Теоретики литературы относят это произведение к пародии на панегирик, которые были весьма популярны в тот исторический период. Но было бы неправильно назвать «Похвалу глупости» только панегириком. Это художественное произведение является в то же время и философским трактатом, и психологическим анализом, и богословским трудом. «Похвала» написана высоко поэтическим текстом; композиционно представляет собой образец ораторского искусства, а также пародию на схоластику. Оригинальность заключается именно в том, что панегирик здесь произносится не от лица человека – автора или персонажа – а от лица самой глупости, которая комментирует (не критикует) общество во всех его проявлениях, вскрывает с точки зрения глупости суть жизни, счастья, знания, веры.

Осмеивая в «Похвале» буквально  все, от плотских утех до веры в Бога, Эразм Роттердамский подчеркивает двойственную сущность человека: в нем как святость имеется, так и греховность. Поэтому и бывает человек – и не исключение ни мудрецы, ни правители – порою глуп, поскольку, несмотря на Божественное происхождение («Бог создал человека по своему подобию…»), ничто человеческое ему не чуждо.

Глупость, восхваляя себя, в первую очередь рассказывает о своем  происхождении, подчеркивая, что родилась она не в скучном браке, не от добропорядочных, «приличных» богов, а от Плутоса, когда он был ещё молодым, веселым и хмельным, и от нимфы, а вскормили её Опьянение и Невоспитанность. В свите её – Лесть, Лень, Забвение, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, а также два Бога – Непробудный Сон и Разгул. Почитая себя Богиней, Глупость с помощью вышеперечисленных слуг подчиняет себе весь людской род, включая мудрецов и императоров. Действительно, перечислено большинство человеческих пороков, но пороков легкомысленных, не злобных. Здесь нет ни жадности, ни подлости, ни злости, – эти пороки Глупость априори отдает Богам.

Далее Глупость убедительно доказывает свое влияние на людей; все люди подвержены глупости. Действительно, как отмечает Глупость, разве не по глупости мужчина  вступает в брак, если этот брак сулит  ему лишнюю ответственность, расходы, больший объем работы? И женщина – разве не по глупости она рожает ребенка, хотя и знает, что в родах может умереть сама, может родить мертвого ребенка, что сам процесс болезненный, что потом всю жизнь будет снедать тревога за рожденного ребенка? Знают все и всё, но тем не менее делают – значит, Богиня Глупость постаралась.

Глупость приводит веские доводы, что она осчастливливает людей  своим присутствием (наличием). Например, маленькие дети глупы («привлекательный покров глупости», наброшенный на детей Мудростью) – потому наиболее милы, что является причиной умиления родителей, их повышенной заботы и внимания. Юноши глупы, когда влюбляются в девушек, и потому становятся беззаботны и тем очень привлекательны (чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому). Императоры женятся также для того, что, в силу своего положения обязаны быть умными, серьезными, хотят иметь рядом глупость. Здесь, к слову сказать, проявляется мужской шовинизм Э. Роттердамского: «Мужчины, рожденные для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной,  скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря – дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины – высшее блаженство мужчины».

Человек, взрослея, становится скучным, исключает из своей жизни глупости и потому стареет – в этом Глупость уверена: «чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остается ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость». Только благодаря тому, что Глупость, сжалившись над стариками, приходит им на помощь, и старики становятся хорошими собутыльниками и потому приятными в общении.

По мнению Глупости, мудрецы, просто серьезные люди (умники) некрасивы, мрачны и скучны. Дураки же, напротив, «гладенькие, беленькие, с холеной  шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками».

И веселье, и счастье  на Земле – дары Богини Глупости. Глупость утверждает – и с ней трудно не согласиться – что все удовольствия в жизни человек получает от Глупости. Априори определив женщин как дур, от которых получают блаженство «умные мужи», Глупость  отмечает, что иные мужчины находят блаженство в пьянстве, и тут же спрашивает: какая попойка обходится без шуток и смеха, т.е. без Глупостей? Человек занимается чревоугодием – и это тоже сопровождается застольем, смехом, шутками, играми. Именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода. И в дружеских отношениях находит Глупость свое влияние, и на них распространяет свой божественный дар. И в супружеских отношениях – «сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия, заблуждения, притворства и прочих спутников Глупости!».

Таким образом, в первой части произведения Глупость приводит неопровержимые доказательства своей власти над всей жизнью и над всеми ее благами. Все возрасты и все сословия, все чувства и все интересы, все формы связей между людьми и всякая достойная деятельность обязаны ей своим существованием и своими радостями. Глупость есть основа всякого процветания и счастья. Закономерен вопрос, в шутку или всерьез говорит об этом гуманист Роттердамский? Ему, как известно, был несвойственен безрадостный взгляд на жизнь как на сцепление глупостей. Уже в заголовке и в посвящении (где сближены Мория и «столь далекий от ее существа» Томас Мор, Глупость и гуманистическая мудрость) проявляется вся парадоксальность «Похвального слова», основанная на диалектическом взгляде автора, согласно которому все вещи сами по себе противоположны и «имеют два лица».

Во второй части освещаются различные виды и формы Глупости. Но очень заметно, что постепенно меняется и предмет, и смысл понятия «глупость», характер смеха и его тенденция, а также и весь тон панегирика. Глупость отходит от своей роли «доброй богини», которая ко всем милостива и никого не обходит своими милостями, и вместо восхваления себя и своих слуг начинает выказывать недовольство и возмущение служителями Мории. Юмор переходит в сатиру.

В первой части глупость – это общечеловеческие состояния, разные возрастные этапы человеческой жизни, многообразные и вечные источники наслаждения и деятельности, коренящиеся в человеческой природе. Мория там совпадала поэтому с самой Природой и была Глупостью лишь условно, т.е. с точки зрения отвлеченного рассудка. Но все хорошо в меру, и одностороннее развитие пристрастий и страстей, равно как сухая мудрость, переходит в свою противоположность. Уже в 34-й главе, где прославляется счастливое состояние животных, не знающих дрессировки, знаний и подчиняющихся «одной природе» заметна двусмысленность. Возникают вопросы, например, должен ли человек уподобиться животному, если животные проявления так естественны, если они идут «от природы». И не будет ли это уподобление противоречием Природе, наделившей человека интеллектом? Поэтому, делает вывод Эразм Роттердамский в главе 35, счастливое состояние, в котором пребывают дураки, юродивые и слабоумные, не убеждает следовать «скотскому бессмыслию» их существования. Произведение делает незаметный переход от панегирика природе к сатире на невежество, отсталость, косность общественных нравов.

У Эразма Роттердамского глупость входит в состав всего живого, но в своей односторонности она становится окостенелым свойством, «безумием» жизни. Глупость может переходить в различные маниакальные страсти: мания охотников, для которых нет большего блаженства, чем пение рогов и тявканья собак, мания алхимиков, азартных игроков (гл.39), суеверов, паломников ко святым местам (гл.40) и т.д. Здесь Мория жизни уже показывается с такими своими спутниками, как Анойя (Безумие), Мисопония (Лень), Комос (Разгул), Нигретос – Гипнос (Непробудный Сон), Трюфе (Чревоугодие) и т.д. (гл.9). И теперь целесообразно вспомнить, что Глупость – дочь паразитического Богатства и невежественной Юности, плод вожделения, зачатая в состоянии похмелья на пиру у богов (гл.7), вскормленная нимфами Опьянение и Невоспитанность (гл.8).

Мория первой части «Похвалы» как мудрость природы дает жизни разнообразные интересы, возможность движения и всестороннего развития. Там она находилась в соответствии с гуманистическим идеалом Ротттердамского об «универсальном» человеке. Но прогрессирующая, однобокая глупость формирует застывшие, косные формы и виды человеческой жизни: сословие родовитых скотов, которые кичатся благородством происхождения (гл.42), или купцов – накопителей, «породу всех глупее и гаже» (гл.48), разоряющихся сутяг или наемных воинов, мечтающих разбогатеть на войне (читай – на убийстве), бездарных специалистов (актеров и певцов, ораторов и поэтов, грамматиков и правоведов). Филавтия, родная сестра Глупости, теперь показывает другое свое лицо. Она порождает самодовольство разных городов и народов, тщеславие тупого шовинизма и самообольщения, неадекватного отношения к себе и определения своего места в мире (гл.43). Счастье лишено своего объективного основания в природе всего живого, оно уже теперь зависимо «от нашего мнения о вещах... и покоится на самообмане» (гл.45). Как мания, оно уже субъективно и каждый ищет и находит свое счастье в чем-то негативно-присущем только ему. Как мнимая «глупость» природы, Мория была связью всякого человеческого общества, теперь, как доподлинная глупость предрассудков, она, напротив, разлагает общество. Особенно достается в этой части представителям церкви. По сути, Мория природы – это и есть истинный разум жизни, а отвлеченный «разум» официального учения – это безрассудство, подлинная глупость без прикрас. Мория – это мудрость, а придуманная «мудрость» – худшая форма Мории, опять же подлинная глупость. Чувства, которые обманывают, если верить фолософам, приводят к разуму; практика, а не схоластические писания, – к знанию; страсти, а не стоическое, не фанатичное бесстрастие, – к доблести.

Таким образом, в «Похвале Глупости» наслаждение и истинная мудрость идут рука об руку. Похвала Глупости – это похвала разуму жизни. Чувственное начало природы и мудрость разума в цельной гуманистической мысли Возрождения не противостоят друг другу. Стихийно-материалистическое чувство жизни уже преодолевает христианский аскетический дуализм схоластики.


Информация о работе Эразм Роттердамский «Похвала Глупости»