Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:28, контрольная работа
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки были молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.
Контрольная работа
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
«ТРИ ЦАРСТВА – МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ»
Выполнила:
Студентка ФФиЖ
Группа Л-063
А.В. Озерова
Проверила:
к.ф.н., доц. Э.М. Афанасьева
Анализ волшебной сказки
"Три царства – медное, серебряное и золотое" // Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева.
Морфологический анализ
Фрагменты сказки |
Функции |
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки были молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. |
Начальная ситуация.(i) |
Сотряслась беда немалая – утащил царицу нечистый дух. |
Вредительство. Антагонист |
Говорит царю большой сын: - Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку. Поехал и пропал 3 года про него ни вести, ни слуху не было. |
Инициатива отправки исходит от самого героя, его отпускают, но в последствии выясняется что это ложный герой. (B3C↑) |
Стал второй сын проситься: - Батюшка,
благослови меня в путь-дорогу,
авось мне посчастливится Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал – словно в воду канул. |
Инициатива отправки исходит от самого героя, его отпускают, но он тоже является ложным героем, как и старший брат, поэтому они и не могут найти матушку сами. (B3C↑) |
Приходит к царю меньшой сын Иван-царевич: - Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу; авось разыщу и братьев и матушку. -Поезжай сынок |
Инициатива отправки исходит от самого героя, его отпускают. В данном случае перед нами истинный герой, отправка которого сопровождается утроением (последовательно отправляются тир брата) (B3C↑). |
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал, ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: «Куда теперь путь держать?» |
Иван-царевич на границе двух миров «своего» и «чужого». Море играет роль некого распутья, перед героем открыты множество дорог, но он должен выбрать одну, свою, единственно верную. От сюда и вопрос героя: «Куда теперь путь держать?». Он не знает как разрешить его. |
Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красны девицы – все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли он купались – Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху. Искупались девицы, вышли на берег начали одеваться – одного кушачка нет. - Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мой кушачок. - Скажи прежде, где моя матушка? - Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебреная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди. Иван-царевич
отдал ей кушачок и пошел
вверх по морю; тут повстречал
он своих братьев, |
Иван-царевич, не зная дальнейшего направления пути, видит девиц-колпиц. Ставит самую красивую из них в беспомощное положение (прячет её кушачок) узнает у нее нужную ему информацию: где его мать, и способ попасть к ней (серебряная птичка, золотой хохолок). Мы видим, что как только герой не знает, куда ему идти, так сразу появляются помощник, а именно им и является девица, и указывает ему путь, то есть герой не сам выбирает дорогу, не сам принимает решение его направляют, в данном случае девица-колпица. (Д7Г7Z2 ) |
Идут они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную. - Ну, братцы,
- говорит Иван-царевич, Братья его благословили, он сел на рели, полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою. |
Птичка указывает путь и доставляет Ивана-царевича в «иной», «чужой» мир, таким образом, происходит пространственное перемещение героя (R4) |
Шел-шел, шел-шел, увидал медное царство; во дворе сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенце хитрыми узорами, - городками с пригороками. - Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. –Куда идешь, куда путь держишь? - Иду свою матушку искать. - Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он и хитер и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре – что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь. Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. |
Царевна выступает в роли дарителя, она дает клубочек, который и доставляет Ивана к средней сестре, но при этом функция доставки героя не выполняется так как доставка осуществляется лишь до конечной цели а не на промежуточное место действия. (Д2Г2Z1) |
Приходит в серебряное - Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нонче русский дух воочью проявляется! Что, Иван-царевич, от дела лытаешь али дела пыташь? - Ах, красна девица, иду искать матушку. - Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре – что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться? |
Царевна выступает в роли дарителя, она дает клубочек, который и доставляет Ивана к младшей сестре. (Д2Г2Z1) |
Приходит Иван-царевич к - Здравствуй,
Иван-царевич! Куда идешь, - Иду матушку искать. - Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тот час прикажет: няньки – мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери; проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды. Долго царевич с царевною разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелось; а делать было нечего – попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу. |
Царевна выступает в роли дарителя, она дает клубочек, который и доставляет Ивана к матушке. А также царевна дает ряд советов (неких запретов) как вести себя у матушки и как побороть Ворона Вороновича, отца царевны. (Д2Г2Z1R3) |
Шел, шел приходит к жемчужному царству. Увидала его мать, обрадовалась и крикнула: - Мамки-ныньки! Подайте моему сыну зелена вина. - Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку. Выпил трехгодовалого вина, закусил горелой коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить. |
Иван-царевич делает все, как сказала ему царевна золотого царства. |
Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича — и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду. Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и облакам и начал спрашивать: — Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь — казной наделю? — Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко. — Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься. И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам Иван-царевич крепко держится; налег всею своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул тогда Ворон Воронович: — Не ломай ты мои крылышки, возьми посошок-перышко! Отдал царевичу посошок-перышко; сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы. |
Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу. Герой побеждает и ему дается от побежденного посошок – перышко. Таким образом, первоначальный антагонист становится дарителем. И можно расценить данную схватку двояко: в первом случае (Б1П1) – герой борется и побеждает первичного антагониста, после чего и избавляется от первичной недостачи – спасает матушку и находит невест себе и братьям. Но эту же ситуацию можно расценить по другому: (Д9Г9Z1) – герой вступает в схватку с враждебным существом, происходит борьба, в результате которой герой получает волшебное средство посошок-перышко, и тогда эту борьбу необходимо расценить как схватку не с антагонистом, а как схватку с дарителем – мы получаем слияние, сочетание двух видов функции в одном эпизоде, в одном герое сочетаются круги функций и антагониста и дарителя. |
А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, взял свою матушку и пошел в обратный путь; смотрит — жемчужное царство клубочком свернулося да вслед за ним покатилося. Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял повел с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними ж покатилися. |
Ликвидация недостачи – мать освобождена, а вместе с ней и три прекрасных царевны – скрытая недостача невесты для самого Ивана и его братьев. (Л10↓) |
Подходит к релям и затрубил в золотую трубу. — Братцы родные! Если живы, меня не выдайте. Братья услыхали трубу, ухватились за рели и вытащили на белый свет душу красную девицу, медного царства царевну; увидали ее и начали меж собою ссориться: один другому уступить ее не хочет. — Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть еще лучше меня красная девица. Царевичи опустили рели и вытащили царевну серебряного царства. Опять начали спорить и драться; тот говорит: — Пусть мне достанется! А другой: — Не хочу! Пусть моя будет! — Не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть краше меня девица. Царевичи перестали драться, опустили рели и вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их: — Там ждет ваша матушка! Вытащили они свою матушку и опустили рели за Иваном-царевичем; подняли его до половины и обсекли веревки. Иван-царевич полетел в пропасть, крепко ушибся и полгода лежал без памяти; очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, вынул из кармана посошок-перышко и ударил им о землю. В ту ж минуту явилось двенадцать молодцев. — Что, Иван-царевич, прикажете? — Вынесть меня на вольный свет. Молодцы подхватили его под руки и вынесли на вольный свет. |
Братья похищают добычу Ивана, сбрасывая его самого в пропасть. Герой пользуется волшебным средством, добытым в результате боя с Вороном Вороновичем, при помощи которого и возвращается в «свой» мир, мир из которого он выходил на поиски матери. ( VIIIbis:*А1R2) |
Стал Иван-царевич про своих братьев разведывать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за середнего брата, царевна из серебряного царства — за старшего брата, а его нареченная невеста ни за кого не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться; собрал думу, обвинил свою жену в совете с злыми духами и велел отрубить ей голову; после казни спрашивает он царевну из золотого царства:
— Идешь за меня замуж? — Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки. Царь приказал клич кликать, всех и каждого выспрашивать: не сошьет ли кто царевне башмаков без мерки? |
Ложный герой предъявляет |
На ту пору приходит Иван-царевич в свое государство, нанимается у одного старичка в работники и посылает его к царю: — Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я тебе башмаки сошью, только ты на меня не сказывай. Старик пошел к царю: — Я-де готов за эту работу взяться. Царь дал ему товару на пару башмаков и спрашивает: — Да потрафишь ли ты, старичок? — Не бойся, государь, у меня сын чеботарь. Воротясь домой, отдал старичок товар Ивану-царевичу; тот изрезал товар в куски, выбросил за окно, потом растворил золотое царство и вынул готовые башмаки: — Вот, дедушка, возьми, отнеси к царю. Царь
обрадовался, пристает к — Скоро ли к венцу ехать? Она отвечает: — Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки. Царь опять хлопочет, сбирает к себе всех мастеровых, дает им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Иван-царевич говорит старику: — Дедушка, иди к царю, возьми материю, я тебе платье сошью, только на меня не сказывай. Старик поплелся во дворец, взял атласов и бархатов, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы, изрезал на клочки все атласы и бархаты и выкинул за окно; растворил золотое царство, взял оттуда что ни есть лучшее платье и отдал старику: — Неси во дворец! Царь радехонек: — Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать? Отвечает царевна: — Тогда за тебя пойду замуж, когда возьмешь старикова сына да велишь в молоке сварить. Царь не задумался, отдал приказ — и в тот же день собрали со всякого двора по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне. Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит царевна: — Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца? |
Герой неузнанным прибывает домой. (Х1) Дается еще две трудных задачи, которые решаются Иваном, с решением третьей задачи герою дается новый облик. (ЗРТ1 ) Здесь же присутствует элемент узнавание героя, который составляет обязательную пару с функцией (Х1) – неузнанное прибытие. Хотя само по себе узнавание редуцированно – царевна не говорит о том, что сын старика и есть Иван-царевич, но, тем не менее, скорее всего, знает это, по этому и просит сварить его в молоке, чтобы придать ему новый облик и выйти за него замуж. (У); Элемент изобличения ложного героя так же редуцирован – видимо, здесь сыграло свою роль и то, что истинного героя никто не «опознал», следовательно нет необходимости обличать ложного героя.(О) |
Царь подумал: «Если и я в молоке искупаюся, таким же красавцем сделаюся!» Бросился в чан и сварился в молоке. |
Наказание врага (Н) |
А Иван-царевич поехал с царевной из золотого царства венчаться; обвенчались и стали жить-поживать, добра наживать. |
Герой вступает в брак. (С*) |
Сюжетные ходы в сказке:
I
II
Мы знаем, что сюжетные ходы могут образовывать не только одну, но 2 и более сказок. На мой взгляд, данная совокупность ходов представляет собой одну сказку, так как: во-первых, здесь присутствует элемент утроения целых ходов (сначала старшие братья по очереди идут на поиски матери и застревают, а потом отправляется младший Иван-царевич и спасает братьев и мать, а также находит себе и братьям невест). Но этим сказка не заканчивается, братья похищают добычу Ивана и сбрасывают его в пропасть, можно было бы подумать, что с этого момента начинается другая сказка, но это не так, это начало нового хода. Доказательством этому служит то, что волшебный предмет, добытый Иваном в одном ходе, используется только в последующем, а третьим доводом является то, что эта сказка передает то развитие действий, которое выяснилось нами при изучении последовательности всех функций сказки. Это наиболее полная и совершенная форма сказок.
Рассмотрим, как функции в сказке распределяются по отдельным действующим лицам:
Композиция. Сказка состоит из присказки, собственно сказки и концовки. «В то давнее время, когда мир божий наполнен был…» - Присказка вводит нас - слушателей в мир ирреальный, волшебный, она располагает нас к правильному восприятию последующей информации. Собственно в сказке излагается весь ход действий героев, именно здесь присутствует переломный момент – кульминация: «Вдруг прилетел Ворон Воронович…». Слово вдруг создает особую атмосферу неожиданности, но в то же время герой уже готов к его появлению: Иван-царевич уже поменял чаны с водой, чем и обеспечил себе победу. Концовка: «…А Иван-царевич поехал с царевною из золотого царства венчаться; обвенчались и стали жить-поживать, добра наживать.» - выводит нас из мира ирреального в реальный, и мы уже по-другому смотрим на вещи, пропадает ощущение волшебства в окружающем мире, которое присутствовало во время рассказывания сказки.
Обратимся к хронотопу. Время в сказке неопределенно прошлое, то есть события которые описываются в сказке происходили в далеком прошлом, но точной дату указать никто не может. Это можно доказать если проанализировать присказку: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки были молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки» - указывается на прошлое «давнее», а также показана его неопределенность так как не указана точная дата. Прошлое время волшебной сказки, замкнутое в самом себе и тем самым, по сути, оно является "вечным". Это может быть понято как форма «исторической инверсии»: под «прошлым» в волшебной сказке таится то «будущее», а точнее «настоящее», понимаемое не как его реальная действительность, а как то, что «является целью, долженствованием». Поэтика неопределенно прошлого сказочного времени не только служит выявлению народного идеала, но и предает ему максимально заостренный «вечный» характер. В данной сказке это проявляется следующим образом: создается картина идеального мира, где «реки были молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки», человек живет на всем готовом, в гармонии с природой и природа награждает человека безграничным богатством своих даров. Пространство в сказке имеет четкое деление: Мир «свой», мир «чужой» и граница между ними. Мир «свой» - это мир дома, мир из которого Иван-царевич отправляется на поиски матушки, к этому миру относится матушка, родное царство Ивана-царевича которым управляет его отец по имени Горох. «Свой» мир всегда понимается как добрый мир. Граница в данном тексте представлена в виде пограничного пространства – моря, и собственно перехода в иной мир – ямы.
Именно у моря Иван-царевич встречает помощника – дочь Ворона Вороновича, которая, будучи в беспомощном состоянии, указывает ему дальнейший путь. Мир «чужой» - это мир зла, он находится глубоко под землей, в сказке он описывается как 4 царства медное, серебряное, золотое и жемчужное. Именно в нем обитает главный антагонист Ворон Воронович. В «своем» мире возникает островок зла – «чужое» в «своем», а именно: братья и отец вредят Ивану-царевичу. Но и в «чужом» мире есть островок добра – «свое» в «чужом», представлено в виде похищенной матушки и трех прекрасных царевен, которые обладают высшим знанием, так как являются дочерьми Ворона Вороновича. Наблюдается противоборство между мирами, а также видна явная зеркальность этих двух миров, первый мир отражается во втором, а второй в первом. Так, например в «своем» мире есть три брата, в «чужом» – три сестры. Эти два мира симметричны относительно границы между ними, схематично это можно представить следующим образом:
Важной категорией хронотопа является дорога, она в волшебной сказке отражает жизненный путь героя, его судьбу. При чем происходит некая демонстрация качеств героя: ложный герой не в состоянии найти нужный путь и всегда выбирает ложный путь, который не приведет его к искомой цели, а положительный герой инстинктивно и при помощи помощников выбирает верную дорогу. Но важно отметить что слово «выбирает» здесь употреблено условно, так как скорее судьба, дорога выбирает героя, герою изначально суждено пройти именно этот путь, он сам выбор сделать не может. В данном тексте мы видим, что как только Иван-царевич не знает куда идти, так сразу появляется помощник/даритель, и указывает ему путь, направляет его, так например как только Иван-царевич оказывается около моря и не знает куда ему пойти какую сторону выбрать, как сразу видит как прилетают тридцать три девицы-колпицы, одна из которых и подсказывает ему путь.
Мифологическая и обрядовая основа сказки. В некотором роде «чужой» мир можно сравнить с Вырием, прежде всего, потому что в этом мире находятся герои, обладающие тайным, мировым знанием, которое в последствие и частично передается и Ивану-царевичу. Так же существует мнение, что в Вырие живут чудесные птицы с лицами девушек, их зовут Алконост и Сирин, в нашей же сказке описываются девы способные превращаться в птиц – колпиц. А так же именно в Вырий прилетают птицы на зимовку, возможно именно по этому дорогу в «чужой» мир герою указывает птица. Центральное место в мире «чужом» занимает образ антагониста – Ворона Вороновича, он связан с природой, так например в тексте сказки он сравнивается с временем суток «был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича — и сделался мрачней темной ночи», интересна сама семантика его имени Ворон – отождествление с птицей, причем отчество указывает на его род, его отца тоже Ворона, плюс подчеркивается отношение к природе, таким образом, мы видим элементы синкретизма и тотемизма в образе данного героя. В основе сказки могут лежать элементы «переходных» обрядов, таких как свадьба, смерть, инициация. В рассматривающемся тексте присутствуют элементы каждого из перечисленных обрядов. Центральное место занимает обряд инициации: В обряде молодой человек обычно отправляется в лес и ему дается задача, которая может быть выражена разными способами, в том числе победить дикого зверя, после прохождения обряда юноша становится полноправным членом рода: ему дается отдельное жилье, он может жениться и т.д. В сказке герой отправляется в «иной» мир, идет на борьбу, подвергает себя опасности, со скрытой, возможно даже не осознанной самим героем, целью приобщиться к мировому знанию; Знание о том, как победить антагониста, полученное от царевны золотого царства, носительницей мирового знания, так как она по рождению принадлежит к «иному» миру, а, следовательно, и приобщение к этому знанию, может быть соотнесена со знанием о том, как победить смерть. После победы над Вороном Вороновичем Иван-царевич тоже получает дом и невесту. Присутствует элемент временной смерти героя: «Иван-царевич полетел в пропасть, крепко ушибся и полгода лежал без памяти» - момент забвения, потери памяти, на мой взгляд, здесь можно прировнять к временной смерти, так как герой, находясь в состоянии забытья, не помнит не себя, не свой род, не свои цели. Интересен образ ямы: яма может быть понята как могила, но не зарытая и тогда возможен переход через нее из мира живых в мир мертвых. В яме находятся рели, по которым Иван-царевич и спускается вниз, одно из значений слова «Рель» это виселица (повесить на рели), так же указывает на мотив смерти. Иван-царевич просит у матушки трехгодовалого вина и корку горелую – во-первых, заметны оттенки христианского обряда причащения: кровь господня, и тело господне; во-вторых, мотив утроения. Мотив утроения прослеживается во всем тексте: три брата, три сестры, 33 колпицы, трехгодовалое вино, 3 года Иван-царевич спускался в «чужой» мир, 3 трудные задачи. Элементы свадебной обрядности также присутствуют: герой находит свою нареченную невесту, забирает её из «чужого» мира, братья её похищают, отец собирается на ней жениться, но Иван решает все трудные задачи, и женится на ней, эти действия соотносимы с моментом выкупа невесты, её кражи.
Подводя итоги нужно сказать: то, что характерно для волшебных сказок в целом находит свое место и в данном тексте, функции, выделенные В.Я. Проппом, и их соотнесение с действующими лицами полностью подходят и к нашему тексту, и, наконец, в анализируемой сказке, как и во многих других, присутствует мифологическая и обрядовая праоснова.
Информация о работе Комплексный анализ волшебной сказки «Три царства – медное, серебряное и золотое»