Конвергенция СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Любые средства массовой информации трансформировались на протяжении всего своего существования. С развитием цивилизации они приобретали все новые и новые формы. С XIX века они стали развиваться наиболее интенсивно. Именно тогда печатные издания имели большой успех как в России, так и за рубежом, а также появилось радио и первые идеи о телевизионном вещании. В XX веке радио и телевидение стали доступны каждому человеку, появились во всех домах нашей страны. Информация стала доступна практически всем. Но особо в развитии СМИ отличился, конечно, XXI век.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Что такое конвергенция? ……………………………………….....4
Дигитализация и интеграция СМИ……………………………….8
Заключение…………………………………………………………….....11

Файлы: 1 файл

Конвергенция СМИ.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет культуры и искусств

Институт  МАСС МЕДИА

Кафедра журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Конвергенция СМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса группы 235-з

Черных  В.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

 

 

 

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Что такое конвергенция? ……………………………………….....4
  2. Дигитализация и интеграция СМИ……………………………….8

Заключение…………………………………………………………….....11

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Любые средства массовой информации трансформировались на протяжении всего своего существования. С развитием цивилизации они  приобретали все новые и новые  формы. С XIX века они стали развиваться наиболее интенсивно. Именно тогда печатные издания имели большой успех как в России, так и за рубежом, а также появилось радио и первые идеи о телевизионном вещании. В XX веке радио и телевидение стали доступны каждому человеку, появились во всех домах нашей страны. Информация стала доступна практически всем. Но особо в развитии СМИ отличился, конечно, XXI век. Распространение Интернета среди массовой аудитории на сегодняшний день достигло высшей точки. Доступ к нему имеют даже дети. И этим никого не удивишь. Радио и телевидение достигло такого уровня, что выходом фильмов на радио или радиоканалами (MTV, RU-TV и т.д.), транслированием радио- и телепередач в интернете, ведением газетных сайтов с наличием на них разных статей никого нельзя удивить. Такой процесс слияния СМИ, их даже не взаимодействия, а превращения в одно целое и носит название «конвергенция СМИ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое конвергенция?

 

Конвергенция  – термин, уже давно принятый в биологии, языкознании, этнографии для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления, и перенесенный в сферу общественно-политических наук. Процесс конвергенции является общим свойством современного информационного общества, в рамках которого происходит повышение взаимозависимости различных элементов системы в целом. Под конвергенцией понимается как объединение различных форматов (газета в Интернете), так и экономическое объединение ранее изолированных секторов (телефония, радио и кабельное телевидение).

Конвергенция реализуется  на разных уровнях, изменяя свое толкование в зависимости от сферы приложения понятия.

1. Технологическая конвергенция  СМИ, как слияние технологий  распространения и производства  информации, получила импульс для  развития в результате перевода  содержания в цифровую форму.  Цифровой формат содержания позволяет  осуществлять его распространение  в различных формах вне зависимости  от конкретной индустрии СМИ  и технологических платформ. Практически  любой информационный продукт  может принимать любую "медиаупаковку". Таким образом, происходит изменение форм СМИ, где наряду с традиционными формами, возникают "гибридные" формы (онлайновые и офлайновые).

2.  На профессиональном  журналистском уровне конвергенция  проявляется в нескольких формах.

1) Она приводит к слиянию  прежде достаточно отдаленных  и разобщенных СМИ. Производя  один материал, журналист может  предложить его и газете, и  онлайновому изданию, и телетекстовой службе информации телеканала. В новой инфокоммуникационной среде происходит переадресация функций старых СМИ новым, "перемена ролей" у разных каналов коммуникации, возникают возможности получать одинаковое содержание разными каналами. В результате радикально меняются прежние представления о каналах коммуникации и информации.

2) Изменяются требования  к самому журналисту. Современные  профессиональные требования к  журналистам предполагают наличие  у них мультимедийных навыков - умения производить материалы для любого СМИ.

3) Конвергенция СМИ, появление  общих для разных каналов содержательных  продуктов ведет к рождению  новых интегрированных жанров - инфотейнмента (англ.infortainment от information - информация и entertainment - развлечения), эдютейнмента (education - обучение, entertainment - развлечение) и других.1

Конвергенция  представляется процессом, который  в ближайшие десятилетия может  полностью изменить не только системы  средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии. 
Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние. В разных случаях речь идет о разных процессах, но при этом их суть самым точным образом передается именно этим словом.    

Во-первых, это слияние технологий, которое  позволяет разным техническим носителям  – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи  – доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической  конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Цифровой формат cодержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации. В конечном результате технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники.

Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором, внешне похожим на калькулятор, но выполняющим большинство функций персонального компьютера… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial). 
Наконец, конвергенция – это слияние рынков. От газетных баронов – ведущих представителей медиа-бизнеса прошлого века – современная индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов. 
Многие западные исследователи заняты сегодня чисто схоластическим спором о том, какой тип конвергенции повлек за собой другие. На деле это извечный спор о том, что было первым – курица или яйцо. Сегодня мы видим и то, и другое: конвергенция – это и развивающийся процесс, и процесс, который уже определил направление дальнейшего прогресса СМИ. Конвергенция технологий, приводящая к существенному «перераспределению ролей» в традиционных СМИ, изменяет роль аудитории. Из пассивной и безликой массы, которая терпеливо потребляет предлагаемое ей содержание, она преобразуется в довольно конкретные группы, информационные потребности и коммуникационные привычки которой могут быть определены весьма точно. Но кроме этого аудитория конвергирующихся СМИ приобретает еще одну ключевую особенность. Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Но одновременно с этим пользователь он-лайновых медиа становится отчасти редактором, отчасти даже создателем новых содержательных продуктов. В его лице объединяются и потребитель и производитель, интегрируются различные роли и функции, прежде разделенные. Конкретный пользователь превращается в один из факторов, на который в действительности и направляется процесс конвергенции.

Доступ  пользователей к новым медиа превращается в комплексную проблему эпохи конвергенции, и преодолеть ее может только сотрудничество крупнейших «игроков» телекоммуникационного рынка. Государство и частный бизнес при активном и непосредственном участии самих пользователей должны выработать как социально-экономические, так и образовательные гарантии доступа аудитории к новым технологиям, сетям, Интернету.2

 

 

 

 

  1. Дигитализация и интеграция СМИ

В основе происходящих в последние десятилетий изменений лежат два близких по своей природе процесса, взаимосвязь которых можно было бы представить как причинно-следственную.

Первый  процесс носит название "дигитализация" (от англоязычного термина digitalisation), обозначая перевод содержания СМИ во всех его формах - текстовой, графической, звуковой - в цифровой формат. Цифровой формат нивелирует ряд факторов, ограничивавших сферу воздействия СМИ. Такие барьеры, как: время, необходимое для публикации, соответствующие финансовые издержки, географические границы распространения газет и некоторые другие, могут быть преодолены с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Сглаживается  и часть ограничений, присущих СМИ  как дистанционной коммуникации, где общающиеся социальные субъекты разделены пространством и временем. Синхронизация подачи информации во всем мире достигается за счет размещения информации газет, радио или телевидения  на Интернет-сайтах, а эффект присутствия  усиливается с помощью технологий, позволяющих вести трансляцию или  передачу информации с места события. И хотя на смену одним ограничениям приходят другие, связанные с материальным состоянием, компьютерным обеспечением и технической грамотностью аудитории, многие из них носят временный  характер.

Кроме этого, цифровой формат во многом уравнивает возможности традиционных СМИ, закладывая основу их дальнейшего слияния. За счет перевода информации в цифровую форму  происходит унификация каналов передачи информации и тем самым уравниваются различные форматы информации. Одной  из отличительных характеристик  аналогового мира является жесткое  разграничение различных типов  информации - текста, визуальных образов, звука, движущегося изображения и в некотором смысле социальная иерархия между письменной культурой и аудиовизуальным выражением.

С распространением электронных СМИ аудиовизуальная  форма информации до некоторой степени  взяла реванш у текстовой информации, а с распространением цифровой технологии мы видим качественно новое явление. Постепенно стирается разрыв между  различными формами информации, и  по одному и тому же каналу информации может передаваться и текст, и  аудиовизуальное изображение. В  результате слияния текста, звука  и изображения, передаваемых одновременно в интерактивном режиме, СМИ приобретают  исключительно важную характеристику - мультимедийность.3

В результате дигитализации (оцифровки) содержания СМИ практически любой информационный продукт может принимать любую медиаупаковку. Наряду с традиционными формами, в которых существуют СМИ, – книгой, газетой, журналом, теле- и радиопередачей, аудио- и видеокассетой, медиасодержание сегодня может принимать офлайновую (компакт-диск, DVD) или онлайновую (сетевая газета или портал) медиаформу. Важнейшие особенности цифрового формата СМИ – компактность упаковки, высокая индивидуализация выбора.4

Некоторые авторы предпочитают вместо термина  «конвергенция» использовать термин «интеграция». Указывается, что «под интеграцией  понимают концептуально продуманное  объединение (с математической точки  зрения — суммирование). Конвергенция же, в самом общем случае, определяется как эволюционное понятие, означающее сближение признаков объектов изначально разного происхождения в результате функционирования в сходных условиях. Т. е. конвергенция — это процесс сближения сущностей посредством взаимопроникновения. В этом смысле конвергенцию можно определить как высшую ступень интеграции». Действительно, интеграция разнородных технологий ведет к конвергенции, т.е. к возникновению совершенно новых продуктов, кардинально меняющих мир.5 Процесс интеграции –  это процесс сближения различных технологий, их объединение в единую технологическую платформу.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Еще в  прошлом веке многие считали, что  развитие одних СМИ приведет к  ненужности и исчезновению других. Так, например, было мнение о том, что  печатные издания скоро станут не нужны из-за передачи информации в  электронных СМИ. Однако прогнозы, предрекавшие смерть газете в конкуренции с кино, радио, ТВ, не сбываются и в эпоху Интернета. Конвергенция СМИ привела к широкому распространению информации в разных форматах. Дело в том, что в создании и распространении сообщений СМИ обязательно принимают участие новейшие технические средства и устройства, поэтому динамичное развитие технологий не может не оказывать влияние на всю цепочку производства, распространения информации и конструирования текста. Однако, процесс конвергенции имеет как плюсы, так и минусы: его либеральный характер ставит под угрозу государственные идеологии, так как Интернет пока невозможно ограничить жесткими цензурными рамками. Поэтому влияние конвергенции СМИ на современном этапе еще исследуется.

 

 

1 М. В. Луканина. Текст средств массовой информации и конвергенция. Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006.

Информация о работе Конвергенция СМИ