Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:29, реферат
Мелодрама – это первоначально термином обозначали музыкально-драматическое произведение, предназначенное для постановки, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются или перемежаются музыкой и пением. С конца XVIII века мелодрамой стали называть жанр драматургии, в основе которого лежат трогательные истории преследования невинных жертв, поиска истинных родителей и детей, нес
Мелодрама – это первоначально термином обозначали
музыкально-драматическое произведение,
предназначенное для постановки, в котором
монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются
или перемежаются музыкой и пением. С конца
XVIII века мелодрамой стали называть жанр
драматургии, в основе которого лежат
трогательные истории преследования невинных
жертв, поиска истинных родителей и детей,
несчастья хороших людей на фоне успеха
негодяев, верной и самоотверженной любви,
преданности в сопоставлении с ненавистью,
завистью и предательством, пафос борьбы
добра со злом, предельное напряжение
чувств. Отличительная черта мелодрамы
— наличие в сюжете некой тайны, отсюда
построение произведения как интриги
(непредсказуемого действия). При обилии
намеков, приоткрывающих завесу над тайной,
этой тайны не знают не только герои пьесы,
но и зрители, которые, смутно догадываясь
о втором, «роковом» плане событий, вынуждены
пристально следить за развитием первого
плана, за интригой. Тайна никому неизвестна,
но она определяет весь ход событий.Термин
возник в XVII в. в Италии и первоначально
применялся как одно из обозначений оперы.
В середине XVIII в. французский философ,
драматург, композитор и теоретик искусства Ж. Ж. Руссо обоснова
Если сравнивать с трагедией
или комедией, которые имеют многовековую
историю, жанр мелодрамы очень молод.
Это затрудняет определение основных
признаков мелодрамы. Многие относят этот
жанр к дополнительным. Специалисты утверждают,
что мелодрама вышла из трагедии. Но и
комедия имеет отношение к ее формированию.
Это больше всего относится к определению
круга героев мелодрамы, где, как правило,
действующие персонажи - обычные люди.
Характеры выдержаны в черно-белых тонах:
главные герои - сама чистота, а их недоброжелатели - воплощение зла. Обычные персонажи мелодрамы: герой, лишенный нас
Так, в мелодраме обычно действует «квартет»
персонажей, определяемых одной чертой.Первая
маска — юный герой или (значительно чаще)
героиня, отличающиеся добродетельностью,
честностью, добротой. Этот персонаж всегда
страдает, преследуемый роковыми несчастиями
(таковы пиксерекуровские Виктор, Селина,
принцесса из «Германштадтского леса»
Кенье и множество других мелодраматических
героинь и героев).Вторая маска — тиран
и негодяй, в котором персонифицируется
злое начало. В «Германштадтском лесе»
это придворный, который хочет с помощью
интриг возвести на престол свою сестру.
Пиксерекур вывел множество подобных
злодеев, первым из которых был Трюгелен,
домогающийся любви Селины.Третья маска
(защитник незаслуженно страдающей героини
или героя) и четвертая маска (комический
слуга) завершают систему основных мелодраматических
персонажей.
Напротив, главный герой (чаще — героиня), как идеализированный символ зрителя, изображается существом хотя и безупречным, но трогательно слабым, беззащитным перед лицом сил зла, он вызывает сострадание. Для усиления этого чувства драматурги навязывают зрителю идентификацию со страдающим героем. Как это достигается? Весь драматургический материал актуализируется: рассказ служит только для введения в сюжет событий, относящихся к предыстории драмы; декорации, костюмы создают иллюзию достоверности; прозаическая речь, в отличие от александрийского стиха классицистических трагедий, приближает героев к зрителям — все ради ощущения, что событие происходит здесь и сейчас.
Идентификацией объясняется статичность героя: если бы он сам развивался, как в реалистическом произведении, он отделился бы от зрителя, не выступал бы его (зрителя) заместителем на сцене. Композиция мелодрамы приспособлена к целям идентификации зрителя с героем. Мелодрамы писались в трех действиях (Пиксерекур из 120 своих мелодрам лишь одну написал в пяти актах). Первое действие посвящалось обрисовке любви главного персонажа. Зритель и сам начинал любить нежное, хрупкое и чистое существо, изображенное автором. Во втором действии это существо, уже полюбившееся зрителю, частично идентифицировавшееся с ним, начинает испытывать страшные бедствия, его преследует могущественный враг, его жизни угрожает ежеминутная опасность. Наконец, в финале третьего действия добро¬детель торжествует, а зло наказано.
Символами зла, а вместе с
ним и чувства страха, ужаса
выступают как герой-злодей, так
и роковая атмосфера мелодрамы,
которая не позволяет злу локализоваться
в одном персонаже. Эта роковая
атмосфера, предчувствие приближающейся
катастрофы противопоставляется
Стремительно развивая действие,
усиливая эмоциональную напряженность
диалога, нагнетая ужасы, авторы мелодрам
подводят зрителей к кульминации
— эмоциональному шоку. Зрители
знают закон мелодрамы: в финале
должна восторжествовать добродетель.
Но в этот момент их разум подавлен
эмоциями, они, идентифицировавшись
с жертвой, которой грозит бесчестие,
страдание, смерть, льют слезы, вскрикивают,
падают в обморок. Страх и сострадание
соединяются в одной точке, но
не синтезируются, а, напротив, контрастируют:
страх по-прежнему связан с кознями
злодея, сострадание — с жертвой
этих козней. Перенапряжение чувств снимается
неожиданной счастливой развязкой.
Наступает облегчение.
В чем разница между трагедией и комедией
Американский литературовед и театральный
критик Эрик
Бентли в своей книге «Жизнь
драмы», посвященной жанрам театрального
искусства, назвал мелодраму «трагедией
для простых душ». Если обязательный структурный
элемент трагедии — масштабность событий,
то в мелодраме сюжет всегда представляет
собой частный случай. Поступки и судьбы
героев трагедии, как правило, связаны
с историческим развитием общества, и
нередко оказывают на него решающее влияние.
Мелодрама же всегда замкнута; она посвящена
судьбам отдельно взятых людей в конкретных
обстоятельствах. В то время как герои
трагедии решают кардинальные вопросы
бытия, мелодраматические герои пытаются
обустроить лишь собственную жизнь. Если
трагедия отличается, по выражению Бентли, «уважительным отношением
к реальной действительности» (то есть,
стремится к многоплановости отражения
событий), то в мелодраме жизнь предстает
в виде наивной утопической гармонии,
нарушаемой отдельными «злодеями». Герои
мелодрамы, как правило, пассивны, лишены
живых характеров, олицетворяют прямолинейные
этические схемы. Трагедия поднимает вечно
актуальную проблему; мелодрама стремится
увести своего зрителя из реального мира
в вымышленный.
Образец ранней английской
"сельской" мелодрамы - Работник Лука, или Потерянный сын (Luke the Labourer; or the
Lost Son, 1826) Д.Б.Бакстоуна Впоследствиидействие мелодрамы перемещается
в город, где ее питательной почвой станут
ужасы социального "дна" и утонченнаяразвращенность и цин
В конце 18 в. мелодрама
проникается революционным духо
Впрочем, некоторые авторы мелодрам не обременяли себя социальной проблематикой. Среди них наибо
В России зародившуюся в первой трети 19 в. мелодраму представляли пьесы Н.В.Кукольника, Н.А.Полевого, Р.М.Зотова иряда других писателей.
В России первыми оригинальными
мелодрамами стали переделки
Бедной Лизы Н.М. Карамзина, пьес Н.В. Кукольника,
Н.А. Полевого. Воздействие жанра
мелодрамы ощутимо в Маскараде
М.Ю. Лермонтова. Мелодраматические
мотивы использовал А.Н. Островский
в пьесах Горячее сердце, Таланты
и поклонники, а его пьесы Поздняя
любовь и Без вины виноватые можно
считать классическими