Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:01, реферат
Средства массовой информации – это радио, пресса, телевидение. В последнее время к ним также стали относить Интернет. В начале XX века, когда они окончательно сложились, стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. С появлением радио и телевидения мир стал другим - информация перестала быть привилегией меньшинства, она стала бытовым содержанием широкой публики.
Введение 3
1. Современные СМИ: понятие, сущность, функции, типология 4
2. Условия формирования общественного мнения 8
3. Методы формирования общественного мнения через СМИ 10
3.1. Наиболее часто используемые методы воздействия СМИ 11
3.2. Классификация методов воздействия СМИ по Пиронковой О.Ф. 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Институт массовых коммуникаций и социальных наук
Кафедра социологии
Реферат
на тему:
Методы формирования
общественного мнения через СМИ
по курсу: «Основы журналистики»
Преподаватель:
Туманов Дмитрий Валерьевич
Казань, 2012
Оглавление
Средства массовой информации – это радио, пресса, телевидение. В последнее время к ним также стали относить Интернет. В начале XX века, когда они окончательно сложились, стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. С появлением радио и телевидения мир стал другим - информация перестала быть привилегией меньшинства, она стала бытовым содержанием широкой публики.
С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение. Так, например, американские ученые М.Маккоумз и Д.Шоу впервые выявили взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения, анализируя газетные статьи и телевизионные сюжеты. А немецкая исследовательница общественного мнения Э.Ноэль-Нойман на эмпирических данных доказала, что средства массовой информации формируют предполагаемую «повестку дня», т.е. представления индивида о том, «что обсуждают другие». Также этими вопросами занимались Маклюэн, Бурдье, Афанасьев, Грушин и другие, не менее известные, ученые. Было доказано, что весомая роль, если не самая основная, в формировании и выражении общественного мнения принадлежит прессе, радио, телевидению — средствам массовой коммуникации. На сегодняшний день можно к этому списку добавить Интернет.
Таким образом, можно говорить об актуальности данной темы, потому что СМИ в жизни общества играют чрезвычайно важную роль, их деятельность оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, и на каждого человека в отдельности, формируя определенные мнения, настроения и эмоции, тем самым оказывая влияние на формирование общественного мнения.
Массовые коммуникации — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой информации (далее СМИ) — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе1. СМИ - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).
Выделяют следующие отличительные черты СМИ:
СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах: в экономической, политической, духовно-идеологической и социальной. В каждой из этих сфер СМИ выполняют свои определенные функции , которые подразделяются на:
Однако самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях2:
Все СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные средства массовой коммуникации (телевидение, документальное кино). Рассмотрим каждый вид поподробнее.
Визуальные. Печать (это газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги и т.д.) приобрела особое место в системе СМИ. Этот канал передает информацию в виде напечатанного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). У данного вида СМИ есть такие достоинства как:
Из недостатков печатных СМИ можно выделить: дискретность трансляции информации и отсутствие оперативности информирования. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Аудиальные. Радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации оказывается только звук (включая паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда такая оперативность радиовещания. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, но на самом же деле, это позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия: они имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекаются от звучащей речи, музыки, голосов жизни, “не делят” свое внимание между звуком и тем, что его сопровождает. Однако, “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”. Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа.
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии, поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.
Аудиовизуальные. Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», так как звуко- и видеоряд находятся в органическом единстве и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.
Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных. Выделяется та же «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру.
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений этого термина. В целом же, под общественным мнением понимается специфический способ проявления состояния сознания общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях ее членов.
Формирование общественного мнения - взаимодействие индивидуальных, групповых, коллективных суждений, образование на их основе общественного мнения, т.е. мысли, что внутренне едина и влияет на практическую деятельность людей и социальных институтов.
Таким образом, общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Это первое условие формирование общественного мнения.
Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорных, и затрагивающих интересы людей, моментов. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности – это второе.
Третье условие формирования общественного мнения – это уровень компетентности.
Необходимым в рамках данной темы так же является рассмотрение сущности и содержания общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения:
1. Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;
2. Критерием
отбора при формировании
3. Массовые суждения
обладают различной степенью
объективности (истинности). Это
объясняется тем, что мнения
могут формироваться на основе,
как научных знаний, так и ложных
взглядов и ошибочных представл
4. Общественное
мнение выступает в качестве
специфической побудительной,
5. Общественное
мнение представляет собой
Итак, образование общественного
мнения подчиняется правилу
СМИ в обществе представляют собой не только способ воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения.
Формирование общественного мнения и его выражение посредством печати, радио и телевидения – две взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивают общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов - предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля за их реализацией.
Информация о работе Методы формирования общественного мнения через СМИ