Методы сбора информации в журналистике и PR-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:10, доклад

Описание работы

Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не только журналистика и PR-коммуникации, но и множество других профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По сути дела любая область деятельности, где ключевое значение имеет обстоятельство – точна ли информация относительно объекта, процесса или явления, сталкивается с проблемой как эту информацию получить и оценить, с комплексом методов реализации этой задачи.
Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции.

Файлы: 1 файл

Методы сбора информации в журналистике.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

«Методы сбора информации в журналистике

и PR-коммуникациях»

 

 

    Вообще  с получением, поиском, сбором  информации имеет дело не только  журналистика и PR-коммуникации, но  и множество других профессий  - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По  сути дела любая область деятельности, где ключевое значение имеет  обстоятельство – точна ли  информация относительно объекта,  процесса или явления, сталкивается  с проблемой как эту информацию  получить и оценить, с комплексом  методов реализации этой задачи.

Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах  и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к  непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной  ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского и PR- материала. Чем больше уверенности  в точности полученных сведений, тем  с большой вероятностью журналист  или PR-man добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной или иной значимости. При этом следует избегать чрезмерно избыточной информации, так и недостатка ее.

Науки гуманитарного цикла, а журналистика и PR относятся к таковым, во многом исходят из предположительной информации, которую трудно, а порой и невозможно интерпретировать однозначно или подтвердить. Поэтому здесь имеют место, как  точные данные, так и гипотезы, носящие  характер наиболее вероятного предположения.

В журналистике и PR методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных  дисциплин. Журналист или работник PR в этом контексте сводит воедино  столь разнородные факторы как  собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.     

 При этом сбор информации  для профессионала не носит  формального характера, а превращается  в элемент первичной творческой  деятельности, которая во многом  определяет все последующие стадии  его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть  найден и зафиксирован, как на  этот факт выйти и где его  использование в дальнейшем принесет  максимальную, пользу не менее  важна, нежели комплекс профессиональных  навыков по ее получению.  

 Чем точнее журналист или  PR работник представляет себе, какие  именно факты необходимы для  его материала, чем в большей  степени готов он к предварительному  сбору информации - тем эффективнее  этот процесс.  

 Совершенно очевидно, что начальной  стадией поиска информации по  определенному заданию является  первичное и максимально полное  в данных условиях предварительное  ознакомление с проблемой. Опытные  журналисты не только не пренебрегают  возможностью понять суть проблемы, ознакомиться со всеми ее аспектами  до того, как приступают к практической  работе - будь то написание короткой  заметки или подготовка серьезного  аналитического материала, но  напротив, изыскивают для этого  любую возможность.   

 Во время изучения литературы, я обнаружила, что методы сбора  информации столь разнообразны  и инвариантны, в такой степени  зависят от контекста, что даже  приблизительное, беглое их описание  заняло бы огромный объем текста. Для журналистики и PR существуют  свои определенные профессиональные  особенности методологии, однако  в общем смысле, группируя их  по ключевым признакам - хотя  такая классификация в известной  степени условна - их можно  разделить на три группы:

- Коммуникативные методы.

- Некоммуникативные (документальные  и физические).

- Аналитические.

Коммуникативные методы

К коммуникативным методам получения  информации относятся все виды межличностной  и технической коммуникации, которые  доступны в работе журналиста или  PR-mena.. Разумеется это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос.

К коммуникативным методам в  определенной степени относится  и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как  телеконференции, электронная переписка  и т.п.

Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.   

 Основным коммуникативным средством  получения информации в практической  журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное. Формализованное интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов: выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией. Данный метод характерен прямому эфиру, в результате данного варианта мы получаем паблисити, т. к. этот процесс непредсказуем и неконтролируем. Как правило этот метод свойственен радио и телевидению. 

В опросах также выделяют фокус-группы - метод сбора информации, который позволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного PR- продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению проблем. 

 

 

     Некоммуникативные методы (документальные и физические)

Крайне важно в работе журналиста использовать все доступные информационные массивы для получения информации. Здесь следует отметить, что знакомство с печатной и иной прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и  распоряжениями, иного рода документами  и т.д.) дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться  в своей работе над материалом. Другим весьма эффективным методом  являются способы получения информации в результате использования различных  инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку и т.д. Для PR мониторинг это проведение анализа СМИ, стиль письма, манера изложения материала. Важно достаточно представлять картины работы СМИ, его сферу деятельности, точку зрения главного редактора, кто стоит за газетой, т.е. её учредителей. Также важным является  выявление рейтинга СМИ, в результате определяем на какую целевую аудиторию рассчитана информация.    

 Технические средства также  крайне разнообразны - их арсенал  постоянно пополняется по мере  развития технологии. К ним можно  отнести оптические приборы, приборы  фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы и т.д.

Большую пользу может принести и  эксперимент, моделирующий или воспроизводящий  определенные события, однако степень  его применимости не слишком высока, чтобы останавливаться на нем  подробнее. Достаточно сказать, что  в силу быстротечности и уникальности некоторых событий, сделать их зримыми  можно зачастую только с помощью  эксперимента-реконструкции. Именно такой  принцип лежит в основе жанра  риэлти, являющегося крайне популярным в наши дни жанром художественной публицистики ("Телефон спасения 911", "Первая городская клиника" и т.д.). В передаче "Городок", многих газетах журналисты используют эксперимент- розыгрыш, чтобы с его помощью получить информацию о реакции человека в определенных заданных условиях. Для PR этот метод удобен, т. к. он минимизирует затраты и возможно узнать о реакции аудитории или целевой аудитории.

Аналитические методы    

 В первую очередь характерные  для науки аналитические методы  получения информации крайне  эффективны в тех обстоятельствах,  в которых по разным причинам  трудно или невозможно получить  исчерпывающих данных другими,  рассмотренными нами методами. Журналисту  приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев,  способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит  специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много разноречивых мнений. Таковы большинство катастроф, аномальных явлений, событий в мире науки, преступления, чрезвычайные происшествия и исторические события в силу тех или иных причин становящиеся социально значимыми и актуальными. В этих случаях получение информации напрямую маловероятно, затруднено различными обстоятельствами а, порой, попросту невозможно. Напротив косвенных, неподтвержденных данных, догадок и домыслов - слишком много. Аналитические методы науки крайне разнообразны, и перечислять их все достаточно затруднительно. Приведем лишь краткую классификацию:

- Системный анализ (то есть построение  системы с определенной взаимосвязью  элементов, их иерархией, определение  основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.)

- Сравнительный анализ (компаративные  методики), при котором событие,  явление или объект сравнивается  с аналогичным (достаточно вспомнить,  как "обставляют" телевизионные  новости различного рода катастрофы  и кризисы, рассказывая об аналогичных  явлениях, проводя вольные или  невольные параллели).

- Дедуктивный и индуктивный  методы, то есть построение суждений  в первом случает от общей  картины к частной детали, во  втором - напротив, от частному к более общему.

- Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором  некоторые свойства объекта переносятся  на модель, подвергающуюся исследованию.

В PR особенно можно выделить анализ документов, в том числе с помощью  средств массовой информации и Интернета. Для удобства изучения используются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения качества текстовой информации используется метод контент-анализа- перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.

В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от индивидуальных особенностей журналиста или PR-работника, его опыта, интуиции и профессионализма.

 

 

Слагаемые журналистского творчества

 
 
В основе деятельности журналиста лежит  двойственное восприятие окружающей действительности, которая с одной стороны основана на точном восприятии факта, а с другой стороны на художественных, эстетических принципах, характерных для литературы и искусства. 
Методологически деятельность журналистов обуславливается как его собственными эстетическими и организационными способностями, так и синтетической природой журналистского творчества. Создавая свое произведение, журналист основывается на изучении, сопоставлении и анализе фактов, на умении создавать текст в соответствии с общими для любого литературного текста стилистическими, жанровыми, эстетическими требованиями. 
Журналист должен: 
1. Осмыслить, понять, какие методы и средства позволят ему добиться цели. 
2. Определить тот информационный сегмент, который обеспечит его необходимыми фактами. 
3. Собрать и проанализировать весь необходимый фактический и иллюстративный материал. 
4. Определить структуру материала и необходимые для его реализации средства. 
5. Инициировать или принять участие в коллективном создании материала (создать авторский коллектив, привлечь вспомогательные службы и т.д.) либо преступить к авторскому созданию материала. 
6. Сопоставить результат с начальной целью и внести необходимые коррективы. 
7. Провести материал до публикации(принять участие в редактуре материала, в верстке, в иллюстрирование и т. д.) 
8. Изучение реакции аудитории за счет обратной связи. 
Следует рассмотреть последовательность шагов, которые предпринимает журналист в процессе подготовки материала во всех его элементах, расширить алгоритм: 
 
1. Замысел, идея. Как правило, получая редакционное задание, журналист получает тему будущего произведения. Отвечает на вопросы: "Чего я хочу добиться?", "Что я хочу сказать?". 
 
2. Тема - эта та область человеческой деятельности, знаний и т.п., которая дает материал для будущего произведения. Если замысел или идея - это общая концепция будущего произведения, то тема сужает область поиска необходимых фактов, персонажей, событий. Материал полностью конкретизирует отобранные объекты. Отвечает на вопросы: "Где?, О чем будет вестись рассказ?". 
 
3. Материал. Отвечает на вопросы: "Кто? Что? Какие события? Где? Когда?". Журналист выявляет и фиксирует необходимый ему материал, оценивая его с точки зрения целесообразности и уместности.  
 
4. Анализ. Подразумевает исследование всей массы получаемого материала и отбор необходимых элементов по критерию работы на замысел. 
 
5. Определение структуры произведения. После отбора необходимого материала и анализа, становится понятным то, как будет построено будущее произведение, какова будет его форма, какие элементы лягут в его основу, определится жанр, изобразительные и выразительные средства, во многом станет ясна драматургия и стилистика. 
 
6. Воплощение замысла. Представляет собой финальную стадию создания произведения, при которой в соответствии с замыслом, выбранной темой и структурой на отобранном и проанализированном материале это произведение строиться. 
 
После "воплощения" необходимо осуществить самоконтроль, ответить на вопрос: "Добился ли я поставленной цели? Воплощена ли идея?" 
 
Прежде чем добиться реализации замысла, надо поставить ряд задач более частного характера и последовательно добиваться их, тем самым приблизиться к конечной цели. 
 
Конечный этап творческого процесса по созданию произведения - обычно соотнесение результата с поставленной целью. Трудоемкие виды производства произведения (например, на телевидении) часто проходят стадию предварительного тестирования на пробной экспериментальной аудиторной группе. Так, распространена практика производства предварительного ("пилотного") выпуска программы для того, чтобы оценить ее реальное воздействие на аудиторию. Программа показывается либо искусственно подобранной группе зрителей, либо всей аудитории сразу. Результаты подобного исследования во многом влияют на дальнейшее производство телепрограммы. Главным вопросом данного исследования должен стать вопрос: "Добился ли автор поставленной цели?" 
Работа над материалом обычно осуществляется в тесном контакте с редактором, т.к. цель, которую ставит перед собой журналист, не может расходиться с целями редакции. Цели должны быть близки. Редакционное задание в конечном итоге является основным критерием оценки материала и журналист должен отдавать себе в этом отчет. 
Опытный редактор способен путем редакторской правки усилить материал, сделать его более действенным, острым и т.д. Особые требования к журнальному материалу лежат в сущности журналистского творчества (дискретность, континуальность), таким образом создавая материал нельзя не оценивать, что написано или снято на эту тему другими журналистами. Это необходимо брать во внимание чтобы избежать дублирования, стандартных ходов, стандартной терминологии и языка, во избежания штампов и перекрестного цитирования, повторов.  
 
Коллективный и авторский подходы 
 
В журналистском творчестве существуют два основных подхода к созданию материала: коллективный и авторский. 
Коллективный: журналист работает в составе авторского коллектива (творческой группы) и работает над определенной частью материала или создает свой материал как часть программы или подборки ("Башня" и "До 16 и старше"). Журналист соизмеряет собственную деятельность с целями и задачами авторского коллектива, выполняет свою функцию, работает на общую идею, подчиняя собственную цель общей. 
Как правило, журналист выбирает жанр и композицию, стиль и оформление сообразно с общими для данной работы принципами. 
Авторский: характерен тем, что инициируется личностью, автором им же определяются все элементы произведения. Отражает взгляд автора, который оказывает основное влияние на материал, является его центром. 
Особенность: неповторимость индивидуального подхода, несхожесть с другими материалами. Личность и видение материала является основой произведения. 
 
Эстетические критерии 
 
Журналист не может не учитывать принципы эстетического характера, элементами которых являются хороший художественный вкус, богатый язык, четкое представление о стиле, о композиции и т.д. 
Основной "инструмент" журналиста - язык, которым он излагает собственные мысли или отображает факты. Четкость и красота языка - основа журналистики. 
Журналист должен оценивать свое произведение в совокупности всех эстетических элементов.

Информация о работе Методы сбора информации в журналистике и PR-коммуникациях