Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:10, доклад
Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не только журналистика и PR-коммуникации, но и множество других профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По сути дела любая область деятельности, где ключевое значение имеет обстоятельство – точна ли информация относительно объекта, процесса или явления, сталкивается с проблемой как эту информацию получить и оценить, с комплексом методов реализации этой задачи.
Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции.
«Методы сбора информации в журналистике
и PR-коммуникациях»
Вообще
с получением, поиском, сбором
информации имеет дело не
Основой любого журналистского произведения
(текста) является информация, т. е. сведения
о реально происходивших
Науки гуманитарного цикла, а журналистика и PR относятся к таковым, во многом исходят из предположительной информации, которую трудно, а порой и невозможно интерпретировать однозначно или подтвердить. Поэтому здесь имеют место, как точные данные, так и гипотезы, носящие характер наиболее вероятного предположения.
В журналистике и PR методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист или работник PR в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.
При этом сбор информации
для профессионала не носит
формального характера, а
Чем точнее журналист или
PR работник представляет себе, какие
именно факты необходимы для
его материала, чем в большей
степени готов он к
Совершенно очевидно, что начальной
стадией поиска информации по
определенному заданию
Во время изучения литературы,
я обнаружила, что методы сбора
информации столь разнообразны
и инвариантны, в такой
- Коммуникативные методы.
- Некоммуникативные (
- Аналитические.
Коммуникативные методы
К коммуникативным методам
К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.п.
Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.
Основным коммуникативным
В опросах также выделяют фокус-
Некоммуникативные методы (документальные и физические)
Крайне важно в работе журналиста
использовать все доступные информационные
массивы для получения
Технические средства также
крайне разнообразны - их арсенал
постоянно пополняется по мере
развития технологии. К ним можно
отнести оптические приборы,
Большую пользу может принести и эксперимент, моделирующий или воспроизводящий определенные события, однако степень его применимости не слишком высока, чтобы останавливаться на нем подробнее. Достаточно сказать, что в силу быстротечности и уникальности некоторых событий, сделать их зримыми можно зачастую только с помощью эксперимента-реконструкции. Именно такой принцип лежит в основе жанра риэлти, являющегося крайне популярным в наши дни жанром художественной публицистики ("Телефон спасения 911", "Первая городская клиника" и т.д.). В передаче "Городок", многих газетах журналисты используют эксперимент- розыгрыш, чтобы с его помощью получить информацию о реакции человека в определенных заданных условиях. Для PR этот метод удобен, т. к. он минимизирует затраты и возможно узнать о реакции аудитории или целевой аудитории.
Аналитические методы
В первую очередь характерные
для науки аналитические
- Системный анализ (то есть построение
системы с определенной
- Сравнительный анализ (компаративные
методики), при котором событие,
явление или объект
- Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.
- Моделирование (компьютерное, логическое,
математическое и т.д.) при котором
некоторые свойства объекта
В PR особенно можно выделить анализ документов, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета. Для удобства изучения используются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения качества текстовой информации используется метод контент-анализа- перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.
В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от индивидуальных особенностей журналиста или PR-работника, его опыта, интуиции и профессионализма.
Слагаемые журналистского творчества
В основе деятельности журналиста лежит
двойственное восприятие окружающей действительности,
которая с одной стороны
Методологически деятельность журналистов
обуславливается как его собственными
эстетическими и организационными способностями,
так и синтетической природой журналистского
творчества. Создавая свое произведение,
журналист основывается на изучении, сопоставлении
и анализе фактов, на умении создавать
текст в соответствии с общими для любого
литературного текста стилистическими,
жанровыми, эстетическими требованиями.
Журналист должен:
1. Осмыслить, понять, какие методы и средства
позволят ему добиться цели.
2. Определить тот информационный сегмент,
который обеспечит его необходимыми фактами.
3. Собрать и проанализировать весь необходимый
фактический и иллюстративный материал.
4. Определить структуру материала и необходимые
для его реализации средства.
5. Инициировать или принять участие в
коллективном создании материала (создать
авторский коллектив, привлечь вспомогательные
службы и т.д.) либо преступить к авторскому
созданию материала.
6. Сопоставить результат с начальной целью
и внести необходимые коррективы.
7. Провести материал до публикации(принять
участие в редактуре материала, в верстке,
в иллюстрирование и т. д.)
8. Изучение реакции аудитории за счет
обратной связи.
Следует рассмотреть последовательность
шагов, которые предпринимает журналист
в процессе подготовки материала во всех
его элементах, расширить алгоритм:
1. Замысел, идея. Как правило,
получая редакционное задание, журналист
получает тему будущего произведения.
Отвечает на вопросы: "Чего я хочу добиться?",
"Что я хочу сказать?".
2. Тема - эта та область
человеческой деятельности, знаний и т.п.,
которая дает материал для будущего произведения.
Если замысел или идея - это общая концепция
будущего произведения, то тема сужает
область поиска необходимых фактов, персонажей,
событий. Материал полностью конкретизирует
отобранные объекты. Отвечает на вопросы:
"Где?, О чем будет вестись рассказ?".
3. Материал. Отвечает на
вопросы: "Кто? Что? Какие события? Где?
Когда?". Журналист выявляет и фиксирует
необходимый ему материал, оценивая его
с точки зрения целесообразности и уместности.
4. Анализ. Подразумевает
исследование всей массы получаемого
материала и отбор необходимых элементов
по критерию работы на замысел.
5. Определение структуры произведения.
После отбора необходимого материала
и анализа, становится понятным то, как
будет построено будущее произведение,
какова будет его форма, какие элементы
лягут в его основу, определится жанр,
изобразительные и выразительные средства,
во многом станет ясна драматургия и стилистика.
6. Воплощение замысла.
Представляет собой финальную стадию
создания произведения, при которой в
соответствии с замыслом, выбранной темой
и структурой на отобранном и проанализированном
материале это произведение строиться.
После "воплощения" необходимо осуществить
самоконтроль, ответить на вопрос: "Добился
ли я поставленной цели? Воплощена ли идея?"
Прежде чем добиться реализации замысла,
надо поставить ряд задач более частного
характера и последовательно добиваться
их, тем самым приблизиться к конечной
цели.
Конечный этап творческого процесса по
созданию произведения - обычно соотнесение
результата с поставленной целью. Трудоемкие
виды производства произведения (например,
на телевидении) часто проходят стадию
предварительного тестирования на пробной
экспериментальной аудиторной группе.
Так, распространена практика производства
предварительного ("пилотного") выпуска
программы для того, чтобы оценить ее реальное
воздействие на аудиторию. Программа показывается
либо искусственно подобранной группе
зрителей, либо всей аудитории сразу. Результаты
подобного исследования во многом влияют
на дальнейшее производство телепрограммы.
Главным вопросом данного исследования
должен стать вопрос: "Добился ли автор
поставленной цели?"
Работа над материалом обычно осуществляется
в тесном контакте с редактором, т.к. цель,
которую ставит перед собой журналист,
не может расходиться с целями редакции.
Цели должны быть близки. Редакционное
задание в конечном итоге является основным
критерием оценки материала и журналист
должен отдавать себе в этом отчет.
Опытный редактор способен путем редакторской
правки усилить материал, сделать его
более действенным, острым и т.д. Особые
требования к журнальному материалу лежат
в сущности журналистского творчества
(дискретность, континуальность), таким
образом создавая материал нельзя не оценивать,
что написано или снято на эту тему другими
журналистами. Это необходимо брать во
внимание чтобы избежать дублирования,
стандартных ходов, стандартной терминологии
и языка, во избежания штампов и перекрестного
цитирования, повторов.
Коллективный и авторский
подходы
В журналистском творчестве существуют
два основных подхода к созданию материала:
коллективный и авторский.
Коллективный: журналист работает в составе
авторского коллектива (творческой группы)
и работает над определенной частью материала
или создает свой материал как часть программы
или подборки ("Башня" и "До 16 и
старше"). Журналист соизмеряет собственную
деятельность с целями и задачами авторского
коллектива, выполняет свою функцию, работает
на общую идею, подчиняя собственную цель
общей.
Как правило, журналист выбирает жанр
и композицию, стиль и оформление сообразно
с общими для данной работы принципами.
Авторский: характерен тем, что инициируется
личностью, автором им же определяются
все элементы произведения. Отражает взгляд
автора, который оказывает основное влияние
на материал, является его центром.
Особенность: неповторимость индивидуального
подхода, несхожесть с другими материалами.
Личность и видение материала является
основой произведения.
Эстетические критерии
Журналист не может не учитывать принципы
эстетического характера, элементами
которых являются хороший художественный
вкус, богатый язык, четкое представление
о стиле, о композиции и т.д.
Основной "инструмент" журналиста
- язык, которым он излагает собственные
мысли или отображает факты. Четкость
и красота языка - основа журналистики.
Журналист должен оценивать свое произведение
в совокупности всех эстетических элементов.
Информация о работе Методы сбора информации в журналистике и PR-коммуникациях