Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:01, реферат
Настоящее мое выступление посвящено современной молодежи, ее мировоззрению и образи жизни. Церковь традиционно занималась воспитанием молодого поколения. Чем глубже идеалы добра и веры проникали в молодежную среду, тем более укреплялась гражданственность в стране, и поднималась нравственность в обществе, тем крепче становилось государство. В настоящее время нам необходимо вернуть православные традиции в процесс воспитания будущих граждан России.
ние и образ жизни современной молодежи и православная их оценка
Опубликовано:@dmin 21.04.2013 вВера и жизнь
«Мировоззрение и образ жизни современной молодежи и православная их оценка»[1].
Настоящее мое выступление
посвящено современной
Сегодня духовно-нравственное состояние молодежи вызывает глубокие опасения. И это проблема всего общества. Целые поколения людей в XX веке были оторваны от Христа, от Его Церкви и лишены общения с Духом Святым в благодатных таинствах Церкви. Это привело к духовной опустошенности людей. Зачем, ради чего и как жить дальше — на эти вопросы не в состоянии дать ответ не только наша молодежь, но зачастую и взрослые люди. Семья, школа, общество и государство не восприняли в достаточной степени духовные и моральные ценности Православия. Многие годы они формировались на нехристианской традиции. Еще десять лет назад в стране идеология атеизма была господствующей, и сейчас материалистическое отношение к жизни сохраняется в сознании большинства людей.
Казалось бы, что за последние годы восстановлены все условия для духовного оздоровления личности и общества в целом: открываются храмы, возрождаются монастыри, действуют воскресные школы, делается все, чтобы человек обрел утраченное благодатное общение с Богом. Но в большинстве своем люди остаются не восприимчивыми к Слову Божию, поскольку, хотя и большой процент из них приняли крещение и считают себя верующими, еще многих вера не привела к внутренней перемене, и они находятся под влиянием пропаганды вседозволенности.
Современный мир формирует
новое мировоззрение, которое несет
в себе идеалы, чуждые христианству,
и где не находят отражения
евангельские нормы жизни. Понимание
предназначения человека, его места
в мире, система его взглядов и
ценностей находятся в
В наши дни уже не сам человек, но технократическое общество формирует его потребности и привычки. «Цивилизация — эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога», — пишет профессор В. Н. Лосский. Ее задача — не дать человеку придти в себя, задуматься о ценности своей жизни. Под воздействием технологического развития происходит всё большее отчуждение человека не только от Бога и окружающего мира, но и от самого себя. Библия говорит, что отчуждение человека от Бога произошло в результате совершенного первым человеком греха: в настоящее время мы имеем дело с общей греховной направленностью жизни, замкнутой лишь на удовлетворении посредством техники похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1Ин.2,16).
Молодой человек ХХI века в своей жизни руководствуется исключительно потребностями тела. Он стал сомацентричен (греческое слово «сома» означает плоть). Его душа подчинена телу, а точнее той чувственности, что приносит ему удовольствие, и теми предметами, которые заполняют его внутренний мир – компьютер, телевизор, новыми средствами связи и передвижения и вообще всем, что создает комфорт его жизни. Он перестает быть личностью, ибо личность самостоятельна и творчески подходит к окружающему миру, и превращается в безликого служителя телу и потребителя окружающих благ. В молодежной среде утрачиваются основанные на любви добродетели патриотизма, милосердия, сострадания, а развивается культ насилия, алчность, неверность.
Сегодня мы можем говорить о новом мировоззрении нового поколения, ином образе жизни, чуждом не только принципам христианской морали, но и общечеловеческим нормам поведения. Жизнепонимание современной молодежи кардинально отлично от тех взглядов, которые имели молодые люди пятнадцать лет назад. Новое мировоззрение молодого человека сфокусировано на самом человеке с его физическими потребностями, где греховные наклонности приобретают полную свободу и определяют смысл жизни.
Чтобы понять, почему это произошло, мы должны рассмотреть состояние основных институтов, влияющих на мировоззрения молодых людей.
Определяющее значение в формировании личности играет семья. От родителей во многом зависит, какие ценности будут преобладать у ребенка, какие нравственные нормы поведения он получит. По словам святителя Феофана Затворника, семья должна привить ребенку любовь, и от этого будет зависеть, сможет ли ребенок в будущем воспринять совет старших. Отсутствие любви в семье является причиной того, что сегодня призывы Церкви остаются без ответа со стороны большинства молодых людей. Привить любовь ребенку должны в первую очередь родители. Но современные социологические данные свидетельствуют о кризисе семьи. Количество регистрируемых браков за последние несколько лет сократилось более чем на треть, причем более половины молодых людей допускают распад своей семьи уже в момент вступления в брак. Катастрофически растет число матерей-одиночек. А ведь именно отец призван быть первым авторитетом подростка, его другом и наставником. Он должен подсказать ему, посоветовать, где-то запретить, что-то объяснить. Святитель Феофан говорит: «Лучше всего иметь первым другом отца, или того, кто заменяет его…, а для положившего жить по-христиански — духовного отца». В противном случае подросток быстро научается своеволию. Сегодня даже в относительно благополучных семьях нарушено правильное взаимоотношение между родителями, в редкой семье существуют правильные взаимоотношения. И дети, живя в аномальных условиях, бессознательно копирует стереотипы поведения родителей
В современном мире отмечается тенденция к ограничению власти родителей над детьми. Нарушение установленного Богом закона послушания ведет к духовному уродству подростка. Христианство учит любви и послушанию и видит в этом путь ко спасению. Сам Спаситель Своим примером указал нам путь послушания, ибо всю Свою жизнь не имел Своей воли (Лк. 2, 51; Ин. 6, 38), и в этом оставил образец всем христианам. Весь строй Церкви Христовой зиждется на послушании. Семья – это малая Церковь, и по заповеди она также должна строится на послушании — жены мужу (Еф. 5, 22) и детей родителям. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф. 6, 1), — пишет апостол Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей. Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств. Отсюда первой задачей родителей в их работе над детским характером есть насаждение в них полного послушания и искоренения самоволия.
В здоровой христианской семье
существует полное духовное единение
родителей, которые совместно представляют
собой единый авторитет в семейной
жизни. В этой естественной форме
авторитетной власти ребенок впервые
убеждается в том, что власть, соединенная
с любовью, является благостною силою,
и что порядок в общественной
жизни предполагает наличие такой
власти. Он начинает понимать, что авторитет
духовно старшего человека совсем не
призван подавлять или
В наше время идея авторитета
отвергается, ломаются нравственные устои,
которые скрепляли семейный союз,
меняется сам взгляд на семью. Тем
самым разрушается, а скорее, вовсе
не создается семья как малая
Церковь. Молодым людям со всех сторон
навязывается безнравственный образ
жизни. Это повсеместно