Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью данной работы является исследование общественно-политических периодических изданий, их истории, структуры и современного состояния.
Для этого необходимо решить ряд основных задач:
Определить основной понятийный аппарат.
Изучить историю возникновения общественно-политических периодических изданий.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРИОДИ-ЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ………………………………………...................
1.1. Типологическая характеристика периодических изданий …
1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа изданий и его развитие ………
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ БЕЛА-РУСИ…………………………………………………………….
2.1. Общественно-политические газеты…………………………..
2.2. Общественно-политические журналы……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................
Учреждение образования
«Белорусский
государственный университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине библиотековедение
Тема: |
Общественно-политические периодические издания |
Исполнитель: |
|
Руководитель |
|
проекта: |
|
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................... |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ПЕРИОДИ-ЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ………………………………………........ |
6 |
1.1. Типологическая характеристика периодических изданий … |
6 |
1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа изданий и его развитие ……… |
14 |
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИЗДАНИЯ БЕЛА-РУСИ……………………………………………………… |
22 |
2.1. Общественно-политические газеты………………………….. |
22 |
2.2. Общественно-политические журналы………………………. |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
28 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ.................... |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество носит информационный характер и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей.
Важнейшим источником
оперативного информирования
Плюсы печати:
возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;
возможность отложенного чтения – до удобного времени;
возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение);
большее количество комментариев, а следовательно, возможность более подробного изучения материала.
мобильность (способность читать журнал\газету в удобном для вас месте)
Но, разумеется, есть и недостатки.
Минусы печати:
недостаток оперативности;
отсутствие визуального восприятия события;
дороговизна.
Бытует мнение, о том, что с развитием науки и техники, в частности глобальной сети Интернет, пресса перестанет быть актуальной. Мол, будут более удобные и простые способы добычи необходимой информации. Однако сегодня мы имеем прекрасную возможность наблюдать обратный процесс. Нет, конечно, печатная периодика не вытесняет Интернет, но прекрасно с ним содействует. Большинство газет и журналов сегодня имеет либо информационные порталы, либо виртуальные аналоги. Поэтому едва ли стоит упоминать о жесткой конкуренции. А если говорить конкретно о периодике, то она и вовсе не утратила своей актуальности. Многие издательские дома сейчас находятся на пике популярности.
Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться новые газеты и журналы разных тематических, программных, аудиторных ориентаций. Так постепенно возникают разнообразные издания, обнаруживая и «обживая» те «информационные ниши», которые возникли в связи с состоянием и нуждами различных слоев потенциальной аудитории, внимание которых хотели бы завоевать те или иные силы.
Таким образом,
мы получаем некую
Объектом изучения данной курсовой работы являются общественно-политические периодические издания.
Предмет – типологическая характеристика, виды, история возникновения и развития общественно-политические издания, также общественно-политические издания Беларуси.
Целью данной работы является исследование общественно-политических периодических изданий, их истории, структуры и современного состояния.
Для этого необходимо решить ряд основных задач:
Определить основной понятийный аппарат.
Изучить историю возникновения общественно-политических периодических изданий.
Осветить современное
состояние общественно-
Методы научного исследования: описательный метод, сопоставительный метод, метод логического анализа.
Методическую разработку курсовой работы
составили труды известных зарубежных
и отечественных авторов в области информационно-
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения, в котором излагаются основные выводы и результаты, сделанные в ходе изучения темы работы.
В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические характеристики периодических изданий, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее – то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.
В своей работе
я буду использовать наиболее
распространенные взгляды и,
Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н.М.Лисовским. В изданном им в 1915 году труде, посвященном русской периодической печати 1703-1900 гг., он отмечал, что, поскольку периодические издания имеют некоторые особенности, относящиеся к их изготовлению, распространению и описанию, их рассмотрение и изучение можно было бы выделить в особый раздел книговедения.
В последующем толкование используемых понятий, связанных с периодическими изданиями, прошло через ряд модификаций. Так, предполагалось называть эту группу «повременные издания», из чего можно видеть, что один из основных признаков был обусловлен сроками подготовки и выхода изданий в свет. Точнее говоря, повременное издание по замыслу должно было быть непрекращающимся. Были предложения в понятие периодических изданий включать также продолжающиеся издания. К настоящему времени главным типологическим признаком обсуждаемых изданий принято считать все-таки периодичность. Это зафиксировано и в статье 14 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 года «О средствах массовой информации» [1] в соответствии с которой печатное средство массовой информации – газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. В последних словах как раз и подчеркивается отличительная характеристика данного вида издания – их регулярность, периодичность выхода в свет. Еще более определенно на данный признак указывается в стандарте СТБ ГОСТ 7.60-2005 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», где отражен отечественный и зарубежный опыт, хотя он не однозначен.
Согласно стандарту, периодическим называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия [2].
Чтобы представление о периодических изданиях было более ясным, данное определение нуждается в некоторых дополнениях, уточнениях и пояснениях. При этом важно указать на единство функциональных признаков рассматриваемых изданий.
Прежде всего следует отметить, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.
Информационная связь касается не только отдельных выпусков одного и того же периодического издания. Некоторые черты общности характера информации присущи периодическим изданиям в целом. Это ее разнообразие, обширность, неограниченность кругом текущих, обыденных событий, явлений. С учетом требований текущего момента периодическое издание может содержать историческую информацию, сведения, относящиеся к производственной, научной, культурной деятельности и вообще ко всему тому, что касается интересов читателя. Наряду с отмеченными особенностями характера информации могут быть и другие, которые обуславливаются, в частности, жанровой спецификой публикуемых материалов.
Характер информации, имея общие признаки и определяемый вместе с тем рамками тематического профиля того или иного периодического издания, связан и с читательским адресом последнего. Целевая направленность каждого определенного периодического издания предполагает выход на соответствующие категории читателей. Для одних изданий – это самый массовый читатель, не связанный профессиональными потребностями в информации; для других – круг основных читателей может определяться политическим, социальным, ведомственным профилем издания, и вместе с тем оно может представлять более широкий, общий интерес. Читателями третьих являются специалисты, это – издания, которые принято считать специальными.
Целевая направленность, характер информации, читательский адрес влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. Нужно лишь отметить, что издание должно иметь свою внешнюю форму, позволяющую распознать и выделить его из числа других, ему подобных, без каких-либо затруднений. Возвращаясь к периодичности, нужно сказать о том, что в практике существуют минимальные и допустимо максимальные периоды времени для выпуска издания. В соответствии с этим выделяют издания, которые могут выходить в свет ежедневно, несколько раз в неделю, еженедельники, ежемесячники, ежеквартальные издания, ежегодники. Пол года считается максимально допустимым периодом. Некоторые издания выпускаются с интервалом в две недели, в полгода, в два месяца. Кроме трех выше названных признаков, на периодичность могут влиять организационные и материально-технические возможности, причем в настоящее время от них может зависеть не только периодичность, но само существование издания.
Тщательно разработанные типологические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ [3].
С осени 1997 г. известная российская газета «Коммерсант-daily» стала называться просто «Коммерсант», вместо еженедельника «Коммерсант» появился «Коммерсант – Власть», экономический журнал «Деньги» переименовался в «Коммерсант – Деньги». Слово «Коммерсант» ввели во все три издания, чтобы было видно, что речь идет о едином информационном продукте. Проект предполагал, что любая существенная новость, появившаяся в газете, будет подробно разработана еженедельниками. Таким образом, они стали взаимодополнять друг друга, создавая объемный образ информационной картины страны и мира в целом. Издательский дом включает в пакетную подписку «Коммерсант-плюс» также свои ежемесячные журналы «Домовой» и «Автопилот», рассчитанные на разные интересы членов семьи.
По этому же пути пошел и издательский дом «Крестьянка», известный своими журналами для женщин («Мода в доме», «Наша усадьба»). Но в данном случае он пытался быть не только незаменимым для своих читательниц и охватывать все их интересы, но и решил распространить свое внимание на мужскую аудиторию. Ей был предложен ежемесячный иллюстрированный журнал «Обыватель», который предназначен «для мужчин, не помешанных на политике, умеющих зарабатывать, желающих обустроить быт и хозяйство, быть молодым в любом возрасте, уметь защитить себя и свою семью».
Но периодика разделяется на типы не только на основе тематической насыщенности.
Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков [4].
Так какие же признаки
помогут нам определить принадлежность
того или иного издания к определенн
Информация о работе Общественно-политические периодические издания