Основные понятия издательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Согласно Закону РФ от 27.12.91г. №2124-1 “О средствах массовой информации” под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудио-визуальные и иные сообщения и материалы.

Средство массовой информации – периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Файлы: 1 файл

Основные понятия издательской деятельности.docx

— 23.12 Кб (Скачать файл)

Основные  понятия издательской деятельности:

 

Согласно  Закону РФ от 27.12.91г. №2124-1 “О средствах  массовой информации” под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудио-визуальные и иные сообщения и материалы.

Средство массовой информации – периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Периодическое печатное издание – это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Продукция средства массовой информации – это тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Главный редактор – лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средств массовой информации.

Издательская деятельность – специфический вид производства, подразумевающий подготовку, а также подготовку и выпуск печатных изданий любого вида.

Издатель – издательство, иное учреждение, организация (предприниматель), осуществляющая материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Распространитель периодических  печатных изданий по договору подписки – редакция, издатель, выполняющие функции по распространению, другая организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие реализацию периодических печатных изданий.

Выпуск  печатных изданий производится на основе договора с автором (правопреемником) в соответствии с действующим  законодательством. Коммерческий риск по выпуску печатных изданий лежит  на издательстве, если договором с  автором или заказчиком не предусмотрено  иное.

Деятельность  полиграфий и издательств имеет некоторые особенности, которые нельзя не отметить.

Во-первых, выпуск печатной продукции производится после получения заказов, сбором которых занимаются соответствующие  организации (отделения связи, агентства  и др.). Следовательно, основную часть  печатной продукции редакции выпускают  на основании заказов, т.е. по подписке.

Во-вторых, распространением печатной продукции  занимаются в основном также специальные  организации. Согласно Правилам распространения  периодических печатных изданий по подписке все функции по распространению периодической печатной продукции берет на себя распространитель продукции.

 

Общее понятие издательского дела


Издательское дело - вид деятельности, специализирующийся на подготовке, создании и массовом распространении информационной продукции. 
 
Традиционно термин издательское дело относится к распространению печатных произведений, таких как книги и газеты. С появлением цифровых информационных систем и Интернет, объем понятия «издательское дело» расширен за счет включения электронных ресурсов, таких, как электронные версии книг и периодических изданий, а также вебсайты, блоги, игры и тому подобное. 
 
Издательское дело включает в себя: разработку, приобретение прав, редактирование, графический дизайн, производство (печать и её электронные эквиваленты), а также маркетинг и распространение газет, журналов, книг, литературных произведений, музыкальных произведений, программного обеспечения и других работ, касающихся информации, в том числе на электронных носителях. 
 
Для начала процесса публикации произведения авторы часто отправляют издателю письмо с запросом или предложением. В основном так поступают ранее не публиковавшиеся авторы, и их рукописи проходят через редакторов, которые отбирают для передачи в редакцию рукописи достаточного качества, или потенциально способные принести доход. Известных авторов часто представляет литературный агент, который занимается работой с издателями и заключением контрактов. 
 
После того, как работа принята, выпускающие редакторы ведут переговоры о покупке прав интеллектуальной собственности, и согласовывают ставки роялти (периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения). 
 
Авторы традиционных печатных материалов передают издателю эксклюзивные права интеллектуальной собственности для распространения произведения на определенной территории, т.е. в странах, где планируется распространении, и где может быть осуществлена защита авторских прав. 
 
В случае с книгами, издатель и писатель должны также договориться о форматах издания для публикации – в мягкой обложке или переплёте будет выпускаться книга, а так же о её типоразмере.  
 
Приняв решение о географии распространения и о формате книги, стороны должны договориться о ставке роялти. Это не просто, потому что издатель должен оценивать потенциал продаж на каждом рынке, и баланс между планируемой прибылью и издержками производства. Роялти, как правило, составляет приблизительно 10-12% от рекомендуемой розничной цены издания. 
 
Авансовый платёж автору составляет, как правило, 1 / 3 от роялти с первого тиража издания. Например, если книга тиражом в 5000 экземпляров будет продаваться по $ 14,95, и автор получает 10% отчислений, общая сумма, выплачиваемая автору, если все копии будут преданны, составляет $ 7475. Аванс в данном случае будет примерно 2490 долл. США. Сумма авансового платежа значительно варьируется: известные авторы пользуются намного более льготными условиями. 
 
Как только урегулированы непосредственные правовые, коммерческие и технические вопросы, автору может быть предложено внести небольшие изменения в книгу, для повышения качества работы. Правки также могут сделать редакторы издательства, дабы работа более соответствовала стилю и грамматическим требованиям конкретного рынка. 
Все правки согласовываются автором, и когда составлен окончательный текст, начинается предпечатная подготовка книги. В неё входят корректура, вёрстка, подготовка макета страницы, иллюстрирование, производство негативов, таблички с негативов, и т.д. В последнее 20 лет большинство этих процессов компьютеризированы. 
 
Издатель, как правило, контролирует рекламные и маркетинговые аспекты деятельности, но различные аспекты производственной деятельности могут быть переданы подрядчикам. В небольших издательствах редактирование, корректура и верстка часто передаётся фрилансерам (представители «свободных профессий», работающие самостоятельно). 
 
Книгоиздательство не является предприятием с вертикальной интеграцией, у издательств редко имеются собственные печатные мощности, хотя часто собственные типографии есть у газет и журналов. Как правило, к печати привлекаются сторонние типографии, а отпечатанные тиражи издательство реализует через дистрибьюторов, которые хранят и распространяют продукцию. 
 
Появление Интернет создало новый тип отношений между издателями, дистрибьюторами и розничными торговцами. Крупным издательствам становится выгодно иметь собственные печатные мощности, а распространять продукцию со своих вебсайтов, исключая таким образом из цепочки продаж дистрибьюторов и розничные точки. 
 
В целом это вылилось в смешанную стратегию – максимизация дохода издательства на основе продаж с помощью всех имеющихся торговых точек, и доля Интернет неуклонно возрастает относительно доли продаж через небольшие книжные магазины.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательская деятельность

Издательская деятельность — подготовка к выпуску или подготовка и выпуск изданий любого вида. 
 
До того как будет принят закон об Издательской  деятельности, она регулируется Временным положением об изд. деятельности в РСФСР (утверждено постановлением правительства от 17.04.91 № 211). По нему право на издательскую  деятельность принадлежит органам гос. управления, выборным представительным органам, общественным организациям, объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, а также гражданам, достигшим 18 лет. 
 
Не допускается использовать  Издательскую деятельность для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; для призыва насильственно свергнуть или изменить государственный и общественный строй; для пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной., религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости; для распространения порнографии; для совершения иных уголовно наказуемых деяний. Запрещается использовать И. д. для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство. 
 
Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. утвержден также "Перечень сведений конфиденциального характера"; по нему не подлежат публикации следующие сведения: 
 
1) о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 
 
2) составляющие тайну следствия и судопроизводства; 
 
3) служебные, доступ к которым ограничен органами гос. власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 
 
4) связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); 
 
5) связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); 
 
6) о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.


 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «издательская деятельность»  дано в Положении о лицензировании издательской деятельности (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1376).

 

Под издательской деятельностью понимаются действия, направленные на редакционно-издательскую подготовку и получение полиграфически оформленного тиража (или части тиража) издания (издательской продукции), которое имеет установленные выходные сведения и предназначено для передачи информации. 

Редакционно-издательская подготовка включает: литературное редактирование и вычитку авторского оригинала, редакционно-техническую подготовку и изготовление оригинала-макета.

Изготовление оригинала-макета — это техническое редактирование, набор, верстка, вычитка корректур, разметка и художественное редактирование иллюстраций.

 

Положение также четко определяет перечень работ и услуг, составляющих издательскую деятельность в соответствии с видами изданий по целевому назначению (тематическим направлениям). В этот перечень входят: официальные издания, научные, научно-популярные, производственно-практические, нормативные, учебные, массово-политические, справочные, издания для досуга, рекламные, литературно-художественные и религиозные издания.

Для издательской деятельности по этим тематическим направлениям необходимо иметь разрешение — лицензию. Такие  лицензии выдает Министерство информации и телекоммуникации ПМР.

 
Не требуется получения лицензии на выпуск ведомственной литературы, перечень которой утверждается Министерством информации. К ведомственной литературе относятся: управленческая документация (приказы, постановления, решения, циркуляры, рекомендации и указания, протоколы, акты, докладные за¬писки, справки и т. д.); издания информационно-справочного характера (информационные письма, сообщения, планы и отчеты о работе организаций, отчеты о научных командировках и выполнении научных работ, перечни, тезисы и рефераты статей, тематические и реферативные подборки, памятки, расписания

 движения транспорта, адресные книги и телефонные справочники (собственные), каталоги произведенного оборудования или продукции, уставы, программы, условия смотров и конкурсов, афиши, программы съездов, конференций, выставок, театров, кино, объявления, пригласительные билеты и подобные издания.

Ведомственной литературой также  считаются

• материалы производственного  характера (доклады, тезисы 
докладов, решения и другие материалы конференций, краткие 
тезисы научных докладов и сообщений к предстоящим научным 
и научно-техническим совещаниям, съездам, конференциям, симпозиумам и семинарам, практические руководства, пособия и рекомендации типа практических руководств и издания типа, инструктивных материалов по устройству, эксплуатации и ремонту машин, механизмов, приборов оборудования и по уходу за ними, методические рекомендации и указания, коллективные договоры 
и т. п.); 
• издания научно-методического характера — оперативная 
информация, в том числе препринты докладов и сообщений, рекомендации научных советов, описания принципов устройства приборов и методики пользования ими, авторефераты диссертаций и т. п.; 
• издания учебно-методического характера, предназначенные 
для учащихся, студентов, слушателей курсов, семинаров, — программы, учебные планы, методические указания, задания, планы семинарских занятий и другие издания (кроме учебников и учебных пособий); 
• специальные виды технической литературы — прейскуранты, стандарты, технические условия, описания и инструкции, нормы и расценки, ценники, тарифы, типовые проекты, техническая документация на военную продукцию и подобная литература; 
» информационные издания — библиографическая и реферативная информация, обзоры по наиболее важным проблемам науки, техники, экономики и основным направлениям развития отраслей народного хозяйства, экспресс-информации и другие оперативные издания о достижениях отечественной и зарубежной науки, информационные материалы по научно-технической информации; библиографические указатели; 
« статистические сборники и бюллетени, издаваемые органами государственной статистики. 
Лицензия также не требуется, если функцию издателя печатного средства массовой информации выполняет его редакция.

 

 


Информация о работе Основные понятия издательской деятельности